Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы;
Рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
Выявить специфику формирования толерантности в дошкольном возрасте;
Рассмотреть характер организации педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявить педагогические условия.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
8
1.1.Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте
8
1.2. Формирование толерантности как педагогическая проблема
13
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
16
2.1. Специфика старшего дошкольного возраста
16
2.2. Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности
21
2.3. Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анализируя дошкольный возраст,
необходимо отметить возникновение
«эмоционального
Существенную роль играет не столько исполнительская, сколько ориентировочная часть детской деятельности.
Ребенок, достигший относительно высокого уровня развития эмоционального выражения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и прочувствовать тот смысл, который их последствия могут иметь для окружающих людей, и следовательно, и для него самого, как члена группы. Этим путем он стремится определить направление своего последующего поведения, избежав тех ложных, не соответствующих основным потребностям и ценностным установкам поступков, которые легко могли быть совершенны под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний, если бы их отдаленные результаты не были заранее поняты и прочувствованы.
Рассмотрев специфику старшего дошкольного возраста, мы видим, что в ней закладываются предпосылки и есть все основания для формирования толерантности.
2.2 Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности
Современная социально педагогическая
ситуация характеризуется
Одним из важных звеньев
по воспитанию основ толерантности
у дошкольников является взаимодействие
педагогов и родителей детей.
Значение семьи в формировании толерантного
сознания и поведения ребенка
трудно переоценить. Родители являются
первыми и основными
1. Работа с детьми.
Для того чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействуют большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
2. Работа с родителями.
3. Работа родителей с детьми.
Вовлечение родителей
в воспитательно-
И.Я. Михайленко, Н.А. Короткова (1993) раскрывают ряд позиций, определяющих типы взаимодействия взрослого с детьми:
- позиция «учителя», ставящего
перед ребенком определенные
задачи, предполагающего определенные
способы и средства их
- позиция «равного партнера»,
включенного в деятельность с
детьми, решает возникающие в
совместной деятельности
- позиция «создателя»
окружающей развивающей среды,
где взрослый предоставляет
Каждая из позиций имеет самостоятельное значение для воспитания ребенка и имеет свое место в педагогическом процессе.
Анализируя современные образовательные программы, по которым работают дошкольные образовательные учреждения, можно заметить, что все они имеют такие черты как: целостность, системность, возрастная адрессованность, учет индивидуальных особенностей ребенка, личностно - ориентированное взаимодействие с ним, учет достижений психологической науки о самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности.
Хоть мы и не встретим в них прямого упоминания о необходимости воспитания толерантности, но всё же данная проблема в какой- то мере решается.
Так, например, программа
«Детский сад – дом радости» (В.Т.
Ивановой, Н.М. Крыловой) имеет целью
содействовать всестороннему
Таким образом, нам представляется очевидным, что в рамках данных программ воспитание толерантности будет проходить более успешно, так как изначально авторы заложили в них некоторые условия, в которых могут реализовываться принципы толерантности.
2.3 Педагогические
условия нравственного
Создание в детском коллективе вербальной атмосферы, которая знакомит ребенка не только с правилами-ограничителями, но и с правилами-побудителями. Педагог должен довести до сознания детей социальную сущность нравственных правил. Необходимо выделять из практики общения и одобрять случаи доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым. Показывать последствия такого отношения, разъяснять социальную значимость.
Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности.
Можно выделить 3 группы методов,
соответствующих задачам
1. Методы, обеспечивающие
формирование нравственного
- метод беседа (материал:
маленькие рассказы, сказки с
ярко выраженным этническим
- художественная литература
оказывает сильное влияние на
сознание и чувства
- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
2. Методы создания у
детей практического опыта
- метод научения ребенка
положительным формам
- целенаправленное наблюдение,
организованное педагогом с
- личный пример взрослого,
но он будет эффективен, только
если человек обладает
3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.
Поощрение положительного поведения
ребенка, с целью дальнейшего
закрепления данных поступков. Высказывание
неодобрения отрицательных
На основе выделенных нами уровней проявления толерантности, а также опираясь на положения отечественной педагогики и психологии согласно нравственного развития личности, мы выделяем в содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте следующие этапы:
I. Основная цель – подача
информации ребенку
Основными условиями, необходимыми для ознакомления старших дошкольников с правами человека является: наличие адаптированных текстов, владение родителей и педагогов соответствующими знаниями, изменение воспитательной среды дошкольного учреждения в соответствии с правами детей.
Особое внимание данной проблеме уделяется белорусскими педагогами. Так, Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикович, И.А. Царик рекомендуют проводить обучение по правам ребенка, во-первых, с использованием наиболее приемлемых для учащихся форм и методов обучения: дидактических игр, сказок, рассказов и т.д. Во-вторых, особенно важным, по их мнению, для получения желаемых результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие. В-третьих, использование различных видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд и т.д., что позволяет детям наиболее полно реализовывать свои возможности и удовлетворять потребность в самоутверждении.
В своей книге «Творческое разрешение конфликтов» (1984) американский специалист в области конфликтологии Б. Крайслер пишет, что дети зачастую бывают не толерантными потому, что не знают, как воспринимать культуру различия, а не зная этого, склонны рассматривать отличие, знаковость как некую угрозу и ведут себя агрессивно. Поэтому детям необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразие людей может сделать их жизнь интересной.
Одной из задач на данном
этапе будет выступать
Задачи воспитания и обучения: развивать у детей, независимо от их цвета кожи, чувство уверенности в себе, гордости принадлежности к своей расово-этнической группе на реальных знаниях об образе жизни, о культуре и традициях людей разных этнических групп.
II. На втором этапе воспитания
толерантности необходимо
Информация о работе Особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста