Особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы;
Рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
Выявить специфику формирования толерантности в дошкольном возрасте;
Рассмотреть характер организации педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявить педагогические условия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
8
1.1.Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте
8
1.2. Формирование толерантности как педагогическая проблема
13
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
16
2.1. Специфика старшего дошкольного возраста
16
2.2. Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности
21
2.3. Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

особенноти формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

Анализируя дошкольный возраст, необходимо отметить возникновение  «эмоционального предвосхищения, которое  играет важную роль в более сложных  по своему составу и мотивации  формах продуктивной и игровой деятельности, которые начинают складываться в  дошкольном возрасте и для выполнения которых ребенку необходимо не только предварительно представить результаты своих действий, но и заранее почувствовать  тот смысл, который они будут  иметь для окружающих, а вместе с тем и для него самого». (Л.С. Выготский).

Существенную роль играет не столько исполнительская, сколько  ориентировочная часть детской  деятельности.

Ребенок, достигший относительно высокого уровня развития эмоционального выражения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане  различные варианты действия и прочувствовать тот смысл, который их последствия  могут иметь для окружающих людей, и следовательно, и для него самого, как члена группы. Этим путем он стремится определить направление своего последующего поведения, избежав тех ложных, не соответствующих основным потребностям и ценностным установкам поступков, которые легко могли быть совершенны под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний, если бы их отдаленные результаты не были заранее поняты и прочувствованы.

Рассмотрев специфику  старшего дошкольного возраста, мы видим, что в ней закладываются  предпосылки и есть все основания  для формирования толерантности.

 

 

2.2 Организация  педагогической деятельности в  старшей группе детского сада  по формированию толерантности

Современная социально педагогическая ситуация характеризуется реформированием  всей системы образования, радикальным  поворотом к её гуманизации и демократизации. Обращение к личностно – ориентированной педагогике характеризует общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно – ориентированной модели воспитания, изменение форм общения педагога с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и повседневной жизни. В центр образовательного процесса становится сам ребенок как субъект этого процесса. Воспитывающему взрослому отводится роль создателя культурных, психологических, нравственных условий для саморазвития личности ребенка. (Н.Р. Милютина, 2000, с. 69).

Одним из важных звеньев  по воспитанию основ толерантности  у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка  трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями  детей, и невозможно сформировать толерантность  у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно  влияет на формирование толерантности  у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат  принципы взаимного доверия и  уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению  друг к другу. Работа воспитателей с  родителями по формированию толерантности  у детей должна проводиться с  учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений. Вся работа строится в трех направлениях.

1. Работа с детьми.

Для того чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности  у дошкольников была плодотворной, задействуют большой спектр мероприятий  и разных видов деятельности дошкольников:

  1. проведение праздников и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
  2. сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
  3. национальные подвижные игры; 
  4. проведение народных праздников; 
  5. изучение народных праздников ближайших стран-соседей; 
  6. знакомство детей с традициями народов разных стран;
  7. знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
  8. игры-занятия, созданные на материалах сказок разных народов, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
  9. сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок. 

2. Работа с родителями.

  1. оформление информационных стендов;
  2. выпуск памяток, буклетов;
  3. консультации, например «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов»;
  4. экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;
  5. организация фотовыставок;
  6. недели культуры различных народов;
  7. тренинги толерантного поведения;

3. Работа родителей с  детьми. 

Вовлечение родителей  в воспитательно-образовательный процесс. 

    1. в гости к детям в группу можно пригласить родителей – представителей различных национальностей; 
    2. совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов, сшить костюм  для куклы;
    3. совместно с родителями проводятся культурно-досуговые мероприятия: фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;
    4. конкурс семейной национальной песни, танца, дегустация блюд национальной кухни;
    5. родительские уроки – обучение детей рисованию, вышиванию, выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол и др.;
    6. национальные игры бабушек и дедушек.

И.Я. Михайленко, Н.А. Короткова (1993) раскрывают ряд позиций, определяющих типы взаимодействия взрослого с  детьми:

- позиция «учителя», ставящего  перед ребенком определенные  задачи, предполагающего определенные  способы и средства их разрешения  и оценивающего правильность  действий;

- позиция «равного партнера»,  включенного в деятельность с  детьми, решает возникающие в  совместной деятельности проблемы  «вместе» с детьми без жестких  оценок;

- позиция «создателя»  окружающей развивающей среды,  где взрослый предоставляет возможность  детям действовать свободно и  самостоятельно.

Каждая из позиций имеет  самостоятельное значение для воспитания ребенка и имеет свое место  в педагогическом процессе.

Анализируя современные  образовательные программы, по которым  работают дошкольные образовательные  учреждения, можно заметить, что  все они имеют такие черты  как: целостность, системность, возрастная адрессованность, учет индивидуальных особенностей ребенка, личностно - ориентированное взаимодействие с ним, учет достижений психологической науки о самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности.

Хоть мы и не встретим в них прямого упоминания о  необходимости воспитания толерантности, но всё же данная проблема в какой- то мере решается.

Так, например, программа  «Детский сад – дом радости» (В.Т. Ивановой, Н.М. Крыловой) имеет целью  содействовать всестороннему развитию индивидуальности ребенка. Основная идея: «Никого ничему научить нельзя, можно  только научиться!». Программа «Наследие» (М. Новицкой, Е.В. Соловьевой) вводит детей  в современную русскую культуру. Чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место  в мире, природе, других людей, других народов.

Таким образом, нам представляется очевидным, что в рамках данных программ воспитание толерантности будет проходить более успешно, так как изначально авторы заложили в них некоторые условия, в которых могут реализовываться принципы толерантности.

 

 

2.3 Педагогические  условия нравственного воспитания  дошкольников

Создание в детском  коллективе вербальной атмосферы, которая  знакомит ребенка не только с правилами-ограничителями, но и с правилами-побудителями. Педагог  должен довести до сознания детей  социальную сущность нравственных правил. Необходимо выделять из практики общения  и одобрять случаи доброжелательного  отношения к сверстникам и  взрослым. Показывать последствия такого отношения, разъяснять социальную значимость.

Воспитание толерантности  может успешно осуществляться в  игре, а так же в трудовой и  учебно-познавательной деятельности.

Можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам нравственного  воспитания, а так же целям воспитания толерантности в дошкольном возрасте.

1. Методы, обеспечивающие  формирование нравственного сознания (суждений, оценок):

- метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с  ярко выраженным этническим содержанием;  через сказочные образы ребенок  получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);

- художественная литература  оказывает сильное влияние на  сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся  героям. Важно воздействовать не  только на сознание детей, но  и на их чувства, тогда они  научатся понимать других. Преимущество  искусства как средства воспитания  гуманности – в эмоциональной  оценке действительности. Художественная  литература должна чаще использоваться  как средство развития человечности, гуманных качеств личности.

- наглядные методы: рассматривание  и обсуждение картин, иллюстраций,  диафильмов, в которых показано  поведение людей в окружающем  мире.

2. Методы создания у  детей практического опыта социального  поведения:

- метод научения ребенка  положительным формам поведения,  воспитание нравственных привычек;

- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим  обсуждением;

- личный пример взрослого,  но он будет эффективен, только  если человек обладает авторитетом.

3. Методы, формирующие нравственные  чувства, эмоции и отношения  у детей.

Поощрение положительного поведения  ребенка, с целью дальнейшего  закрепления данных поступков. Высказывание неодобрения отрицательных поступков. Оценивается только поступок, а не личность ребенка.

На основе выделенных нами уровней проявления толерантности, а также опираясь на положения  отечественной педагогики и психологии согласно нравственного развития личности, мы выделяем в содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте следующие этапы:

I. Основная цель – подача  информации ребенку относительно  основных законов и правил  человеческого общежития. Знакомство  ребенка с основными правами  каждого человека при рассмотрении  конвенции о правах ребенка.  Как сказано в декларации принципов  толерантности: «Воспитание в  духе толерантности начинается  с обучения людей тому, в чем  заключаются их общие права  и свободы, дабы обеспечить  осуществление этих прав, и с  поощрения стремления к защите  прав других».

Основными условиями, необходимыми для ознакомления старших дошкольников с правами человека является: наличие  адаптированных текстов, владение родителей  и педагогов соответствующими знаниями, изменение воспитательной среды  дошкольного учреждения в соответствии с правами детей.

Особое внимание данной проблеме уделяется белорусскими педагогами. Так, Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикович, И.А. Царик рекомендуют проводить обучение по правам ребенка, во-первых, с использованием наиболее приемлемых для учащихся форм и методов обучения: дидактических игр, сказок, рассказов и т.д. Во-вторых, особенно важным, по их мнению, для получения желаемых результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие. В-третьих, использование различных видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд и т.д., что позволяет детям наиболее полно реализовывать свои возможности и удовлетворять потребность в самоутверждении.

В своей книге «Творческое  разрешение конфликтов» (1984) американский специалист в области конфликтологии Б. Крайслер пишет, что дети зачастую бывают не толерантными потому, что  не знают, как воспринимать культуру различия, а не зная этого, склонны рассматривать отличие, знаковость как некую угрозу и ведут себя агрессивно. Поэтому детям необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразие людей может сделать их жизнь интересной.

Одной из задач на данном этапе будет выступать профилактика закладывающихся стереотипов в  этом возрасте. Основная цель - дать возможность  каждому ребенку на основе знаний выработать чувство уверенности  в себе; развивать комфортабельные  и справедливые взаимоотношения  с социальным окружением во всем его  многообразии; развивать критическое  мышление и способность защитить себя и других перед лицом несправедливости.

Задачи воспитания и обучения: развивать у детей, независимо от их цвета кожи, чувство уверенности  в себе, гордости принадлежности к  своей расово-этнической группе на реальных знаниях об образе жизни, о  культуре и традициях людей разных этнических групп.

II. На втором этапе воспитания  толерантности необходимо закрепить  полученные ребенком знания, на  основе которых должно сформироваться  эмоционально-оценочное отношение  к поведению людей. Здесь дети  самостоятельно выделяют ситуации, в которых присутствует нарушение  чьих-либо прав или примеры  нетолерантного отношения, и оценивают их. Желательно проигрывать некоторые ситуации вместе с детьми с последующим разбором того, кто поступил правильно, а кто нет, или как можно было поступить, сделать по-другому. Находить вместе с детьми как можно больше альтернатив поступков в той или иной ситуации. Важная задача – воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающим. Методы: личный пример педагога, родителей; использование картинок и т.д.

Информация о работе Особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста