Особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы;
Рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
Выявить специфику формирования толерантности в дошкольном возрасте;
Рассмотреть характер организации педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявить педагогические условия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
8
1.1.Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте
8
1.2. Формирование толерантности как педагогическая проблема
13
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
16
2.1. Специфика старшего дошкольного возраста
16
2.2. Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности
21
2.3. Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

особенноти формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

Ч. Дарвин, опираясь на то, что  нравственное чувство основано на «общественных  инстинктах» где «нравственная  совесть» заставляет рефлексировать собственное  «Я», подчеркивает самоопределение, выражающееся у человека в форме стыда, сожаления, раскаяния или жестокого упрека и, в конечном итоге, способствует развитию «терпимости» как к самому себе, так и к другим, особенно к тем, к кому человек питает чувство  симпатии. Терпимость приобретается в зависимости от условий усложнения инфраструктуры общества.

На основе вышесказанного можно заметить, что возникновение  понятия «терпимость», а затем  понятия «толерантность» связано, прежде всего, со стремлением человека к саморазвитию, самосовершенствованию, а так же с желанием жить в гармоничном  гуманном обществе и с идеей равенства  людей.

Сегодня толерантность предполагает проявление уважения к чести и  достоинству каждого народа и  каждого человека, убедить их, что  нет народа лучше или хуже других. Главное в каждом – каков он «человек», а не к какой национальности принадлежит. Достоинства и недостатки людей – их личные, а не относятся к данному народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности – признак бескультурья, невоспитанности. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

Терпимость вовсе не означает «всеядность» или безразличие к  любым взглядам и действиям. Очевидно, аморально и преступно мириться, например, с расизмом и призывами  к насилию. Но важно уважительно, спокойно, взвешенно относиться к  инакомыслию, оставаясь при своих  убеждениях.

Признание права на отличие  – основа терпимости, в особенности, когда речь идет о правах меньшинств.

Декларация принципов  толерантности, утвержденная на генеральной  конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, гласит: толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность – обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка.

Таким образом, исходя из исследований отечественных и зарубежных педагогов мы вывели, что толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказ от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это так же означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

 

1.2 Формирование  толерантности как педагогическая  проблема

Данная проблема в педагогике сформировалась относительно недавно  и является, на наш взгляд, следствием тенденций изменения содержания образования, таких как: гуманизация, демократизация, гуманитаризация, глобализация.

Содержание образования  должно быть направлено на реализацию в системе образования прав человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания  между различными народами, уважение чужих взглядов.

Сегодня стало актуальным развитие, прежде всего, нравственных основ личности, становление Я  – доминантного, позволяющего личности действовать свободно за пределами  собственного внутреннего мира в  пространстве саморазвития другого  и других, преодолевая тем самым  свою ограниченность. С этого начинается воспитание демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимания  и принятия другого. (Г.С. Батищев).

Гуманистическая позиция  и профессиональная компетентность составляют в целом педагогическую культуру личности педагога, так как  является «сущностной характеристикой  личности педагога. Д.В. Зиновьев, исследуя проблему повышения педагогического мастерства, выдвинул новые требования к педагогу, его мастерству, неотъемлемой частью которого в современных условиях выступает наличие социокультурной толерантности, под которой он понимает моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической национальности, либо культурной принадлежности; терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Зиновьев выделяет структурные компоненты социокультурной толерантности, составляющие так называемую «триаду толерантности»: уважение, симпатия (эмпатия), доброта. Их реализация происходит в деятельности.

Педагогика толерантности  должна предложить как общие процедуры, так и конкретные методы и приемы реакции на нетерпимость и на пути её устранения или нейтрализации, разъясняющие природу прав человека и формы  проявления нетерпимости в мире. Желательно, чтобы каждый гражданин узнал как можно раньше, что означают такие понятия, как расизм, национализм, фашизм, ксенофобия, сегрегация, этнические чистки, дискриминация по полу, религиозные преследования и другие.

Люди должны принимать  друг друга такими, какие они есть, быть терпимыми и не прибегать  к насилию, жестокости, морально –  психологическому подавлению другого  человека.

Мы понимаем под термином «толерантность» - морально – нравственное качество личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей действительности, разнообразия форм и способов отражения её людьми, пониманием относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок и т.д.; знанием и уважением прав и свобод каждого человека, принятием его таким, какой он есть; терпимости в отношении любого рода «инакости», не выходя за рамки норм и правил человеческого общежития.

Мы предполагаем, что формирование толерантности у человека проходит ряд стадий и условно выделяем уровни проявления толерантности:

  1. когнитивный (знаниевый) – знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;
  2. эмоционально – оценочный – осознание того, что мир неоднороден и многообразие необходимо; признается право на отличие;
  3. поведенческо – рефлексивный – устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе, своему поведению, самооценивание, самоанализ, рефлексия.

Таким образом, мы представляем, что формирование толерантности – движение по направлению к свободной гуманной личности и протекать оно должно с помощью гуманистического личностно-ориентированного подхода.

 

ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Специфика старшего  дошкольного возраста

На протяжении детства  объективно осуществляется и субъективно  организовывается социальное развитие растущих людей. Это сложно структурированный процесс, обусловленный особенностями, условиями, степенью развития общества, характером его ценностных установок, целей, с одной стороны; с другой – реальным состоянием индивидуальных характеристик детей от младенческого до юношеского периодов. Этот многопланово протекающий, подчиняющийся определенным закономерностям и осуществляющийся во времени процесс имеет различные, четко определенные изменения, фиксирующие уровни, через которые по своему проходит каждый ребенок. (Д.И. Фельдштейн, 1995).

Одним из важных моментов в  характеристике социального развития ребенка выступает развертывание  явления «социализации – индивидуализации», поступательно осуществляемого  от осознания растущим человеком  своих социальных возможностей, через  становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному  изменению социальной позиции в  результате собственной творческой активности. Наиболее заметно эта  позиция проявляется на межвозрастных переходах, кризисных периодах, где отправной точкой служит особый уровень социального развития ребенка в отношении «Я и общество».

Специфика различных переходных периодов заключается в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в конкретном возрасте между ребенком и обществом.

В первые 3-6 лет возникает относительно устойчивое соподчинение мотивов, опосредованных образцами деятельности взрослых. (Л.И. Божович, 1979). Ребенок осознает в соответствии с его общим уровнем развития своё «Я» среди других, стремиться «примерить» себя к другим, активно воздействовать на ситуацию. Он овладевает социальным опытом, социально зафиксированными действиями, их социальной сущностью, которая и определяет развитие его «социализации-индивидуализации».

Изменение структуры деятельности ребенка между 3 и 6 годами очень динамично. Он переходит от достаточно ограниченного  пространства к освоению новых видов  деятельности, требующих нового видения  вещей, людей, новых связей взаимодействия, входя в новое пространство действий, где расширяется сфера отношений, увеличиваются контакты, усложняется  его роль в общих играх и  делах.

Как правило, всё накопление знаний о ролевых взаимодействиях, требованиях старших по возрасту ребят и взрослых идет у детей  плавно, вплоть до 5 лет. А в период 5-6 лет происходит ускорение этого  процесса, что приводит к 6 годам  к развитию у ребенка отчетливо  проявляющейся готовности и способности  ставить себя на место другого  человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую  точку зрения. У 6-тилетнего ребенка  появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения  и смыслы деятельности, что при  одновременном развитии воображения  и символики обостряет его  потребность в познании объектов внешнего мира, значимых в обществе. Таким образом, ребенок в данном возрасте является уже психологически подготовленным к восприятию основ  толерантности. Освоив в игровой  деятельности оценочные отношения  взрослых, ребенок выходит на оценку социальных явлений и самого себя, что формирует потребность в  новой деятельности, в той, которая  вызывает значительно более серьезное  отношение взрослых. Именно это, как  указывает Д.И. Фельдштейн, порождает стремление шестилетнего ребенка реализовать свои новые возможности в предметно – практической деятельности, актуализируя на данном промежуточном рубеже значение учебной деятельности. К шестилетнему возрасту у детей появляется более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. Шестилетний человек в основном осознает свою принадлежность к детской группе, начинает понимать важность социально значимых дел. То есть, именно на рубеже между 5-6 годами у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослого через призму конкретной деятельности.

Главная потребность ребенка  старшего дошкольного возраста состоит  в том, чтобы войти в мир  взрослых, быть как они, действовать  вместе с ними. Но реально ребенок  не может выполнять функции взрослого. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как  взрослый и ограниченными реальными  возможностями. Данная потребность  удовлетворяется в новых видах  деятельности, которые осваивает  дошкольник. Дети моделируют взаимоотношения  людей, когда разыгрывают какую-либо сюжетную ситуацию.

Л.С. Выготский утверждал, что «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, он в игре на голову выше самого себя».

Игра является ведущим  видом деятельности ребенка дошкольного  возраста. Она дает возможность такой  ориентации во внешнем мире, которую  никакая другая деятельность дать не может. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими  людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила. Поэтому  так важно использовать игру при  воспитании толерантности в дошкольном возрасте.

Практическая деятельность и отношение ребенка к другим людям – понятия, тесно связанные  друг с другом. Практическое взаимодействие ребенка со взрослым или сверстниками, рассматриваемое в генетическом плане, порождает определенные эмоциональные проявления, способствует закреплению их в устойчивых жизненных отношениях, позициях, установках. В дальнейшем эти отношения сами определяют направленность деятельности, её мотивы и динамику. Формирующиеся в процессе практической деятельности и реального взаимодействия детей образы – эталоны как внутренние регуляторы поведения, образуют складывающийся у ребенка образ мира. Это система образов, регулирующих возникновение стереотипных форм поведения ребенка в различных ситуациях его жизни и деятельности. Практическая деятельность так же является неотъемлемой частью воспитания толерантности в дошкольном детстве.

Особую ответственность  дошкольного периода детства  Д.Б. Эльконин усматривал в том, что в течение его происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в их трудовых функциях, общественных мотивах и задачах их деятельности.

К концу дошкольного возраста у ребенка впервые появляются представления о себе как члене  общества. Постепенно у него накапливается  осознание социальной значимости своих  индивидуальных качеств и социального  положения. Происходит формирование обобщенного  отношения к самому себе, своим  переживаниям, которое остается одним  и тем же в различных ситуациях, обобщенное отношение к окружающим и понимание своей ценности. Формируется  самооценка. Так же в старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает возможность  контролировать свое поведение, подчинять  его. Поведение становится опосредованным внешними образцами, правилами.

Информация о работе Особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста