Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:59, дипломная работа
Целью исследования является изучение особенностей формирования фонематических процессов и их коррекция у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН.
Объект исследования: особенности формирования навыков фонематического восприятия и звуковой культуры у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: логопедическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФН будет эффективной, если в системе коррекционного обучения использовать продуктивные методы и приёмы работы, основанные на учёте сформированности звукопроизношения, представлений о звуковом составе слова, состоянии лексико-грамматического строя речи.
Введение………………………………………………………...……………...…3
Глава 1. Характеристика речевых процессов у детей с ФФН дошкольного возраста…………………………………………………………..9
1.1. Развитие фонематической стороны в онтогенез………………..……..9
1.2.Характеристика нарушений звуковой культуры речи и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………….18
1.3. Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………...…………26
Выводы по 1 главе………………………………………………………….32
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормальным речевым развитием......................................................................................................33
2.1.Организация и методы исследования детей с ФФН и в норме……...33
2.2.Исследование уровня развития фонематических процессов детей с ФФН и нормальным речевым развитием……………………………........46
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………...54
Выводы по 2 главе………………………………………………….………59
Глава 3. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста. 61
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………..….61
3.2.Методы и приёмы развития фонематических процессов…………….67
3.3.Анализ результатов контрольного этапа исследования……………...76
Выводы по 3 главе………………………………………………….…….....79
Заключение……………………………………………………………………...80
Список литературы…………………………………………………………….82
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:
• дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;
• дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;
• дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения
между звуковыми элементами, не способны
выделить звуки из состава слова и определить
их последовательность.
Речь ребенка с ФФН характеризуется множественными
пропусками, искажениями и заменами звуков.
Иногда ребенок может неправильно произносить
15—20 звуков.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи детей отмечаются нарушения звукопроизношения, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия и некоторое отставание лексико-грамматического развития.
Причины нарушений могут быть механические (органические) и функциональные [51, с. 85].
Механические нарушения вызываются органическими дефектами речевого аппарата, его костного и мышечного строения. Это:
а) прогнатия;
б) прогения;
в) открытый прямой прикус;
г) открытый боковой прикус;
д) неправильное строение зубов;
неправильное строение неба:
а) готическое - узкое, высокое;
б) низкое, плоское;
в) толстые губы с отвислой нижней губой или укороченной малоподвижной верхней.
К функциональным причинам относятся:
При обучении произношению детей и подготовке их к обучению грамоте в группе с фонетико-фонематическим недоразвитием всегда надо учитывать, что при любом виде фонематического и речевого недоразвития неполноценными оказываются также фонематический слух и слуховое восприятие. В процессе формирования звукопроизношения необходимо выработать умение четко различать противопоставленные друг другу звуки (фонемы).
Формирование фонем, завершающее усвоение звуковой системы языка, как считает известный педагог русского языка А. И. Гвоздев, происходит тогда, когда ребенок начинает распознавать прежде смешивающиеся звуки и использовать их для различения слов в соответствии с имеющейся в языке традицией. Система фонем возникает тогда, когда устанавливается разветвленная сеть противопоставлений, разграничивающих, например, взрывные и фрикативные, носовые и неносовые, твердые л мягкие, звонкие и глухие звуки.
Признаком фонематического недоразвития фонем у детей является незаконченность становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Речь идет о свистящих и шипящих, сонорных «р» и «л», звонких и глухих, твердых и мягких звуках [42, с. 114].
В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие небной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, не сходных между собой. Например, звуки «К» и «З» отличаются рядом признаков: способом, местом образования, участием голосовых связок.
В тех же случаях, когда звуки различаются только одним смыслоразличительным признаком, то эти звуки рассматриваются как близкие, оппозиционные. Например, звуки «З» и «C» отличаются одним признаком («C»- глухой, «З»- звонкий).
В словах условно можно выделить сочетание фонем, следующих друг за другом в определенной последовательности, которое связано с семантикой, смыслом. Изменение одной из фонем в слове («козы»- «косы») или изменение последовательности (пила – липа) приводит к изменению смысла или разрушению его.
При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей при произношении звуков и их употреблении в речи:
- аморфное, неотчетливое произнесение звуков;
- недифференцированное
Так, например, «с» и «ш» заменяются мягким
звуком «щь». При этом ребенок произносит
«шьяпка» вместо «шапка» и «шьяни» вместо
«сани»;
- замена звуков более простыми по артикуляции
(вместо «р» «ль») некоторые дети всю группу
свистящих и шипящих заменяют взрывными,
более простыми при артикуляции - «т, ть,
я, ль»; они произносят «тапка» вместо
«шапка», «дук» вместо «жук»;
- нестойкое употребление в речи
звуков: в этом случае одно
и тоже слово ребенок
- смешение звуков в речи: в одних случаях ребенок употребляет звук правильно, в других их взаимозамещает;
- произнесение звука «р» одноударное, щечное или губное «ш», «ж», сходное с «у», «ы», «в» или заменой на «л».
Все эти особенности в большинстве случаев
являются показателями незаконченности процесса приспособления
артикуляции. Нередко на фоне общего недоразвития
отдельные звуки оказываются сформированными,
но произносятся с дефектом. Например:
звук «р» может быть горловым, боковым,
губным, свистящим, а шипящие - щечными,
межзубными.
Характер произнесения звуков указывает
на то, что дети недостаточно хорошо различают
их на слух. При данном дефекте развития
слоговая контура слова (за исключением
отдельных случаев) воспроизводится правильно,
но в то же 'время отмечается сокращение
групп согласных в составе слова, то есть
нарушение звуконаполняемости или слоговой
структуры слова: дети вместо «милиционер»
говорят «минцанер».
В связи с этим В.К. Орфинская выделила следующие функции фонематической системы:
• Смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла);
• Слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикулярно);
• Фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его формы.
Кроме перечисленных особенностей произношения, у детей может наблюдаться недостаточная внятность слов в речи [14, с. 166].
При формировании звукопроизношения логопед должен научить детей:
а) из ряда звуков;
б) из открытого слога;
в) из закрытого слога;
г) из состава слова;
д) делить слова на слоги, а слоги на звуки
и объединять звуки в слоги и слова;
ж) делить предложения на слова.
Нарушение устной речи связано с фонематическим слухом и зависит от ряда причин:
• недоразвитие звукопроизношения
• недоразвитие грамматического строя
• недоразвитие лексического словаря
• недоразвитие фонематических понятий
За время занятий дети в группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи изучают почти все звуки и все основные дифференциации; взрывные-фрикативные, звонкие- глухие, свистящие - шипящие, твердые - мягкие и т. д.
После такой подготовки дети легко овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом [22, с. 65].
Однако не все дети за один год могут овладеть звуковым анализом и синтезом слов, грамотно писать, красиво и правильно говорить. При обследовании таких детей выявлена задержка формирования каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые зафиксировано Р. Е. Левиной в институте дефектологии и определено как общее недоразвитие речи.
Данная категория детей крайне разнообразна.
Их объединяет наличие стойкого системного
недоразвития речи. Страдают все ее стороны: фонетико-фонематическая,
лексическая и грамматическая. Это обусловливает
затруднения детей в усвоении знаний,
формировании навыков чтения и письма.
Причинами выступают органические поражения
речевых зон коры больших полушарий головного
мозга на разных стадиях онтогенеза.
К рассматриваемой группе прежде всего
относятся дети с выраженными (тяжелыми)
нарушениями устной речи [36, с. 23].
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи всегда отмечаются нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Эти дети самостоятельно в контакт с окружающими не входят, так как свободное общение у них затруднено. Даже те звуки, которые они умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Они стараются «обходить» трудные для них слова и выражения, мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий, допускают ошибки в словообразовании. Большое количество ошибок приходится на образование относительных прилагательных.
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичные:
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются почти все виды нарушения звукопроизношения: свистящих и шипящих, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, и они без помощи логопеда не могут овладеть грамотой.
К сожалению, не все такие дети попадают к специалистам в дошкольные учреждения.
Этих детей можно определять по следующим недостаткам речи:
- неточное употребление многих
обиходных слов на фоне
- недостаточная
- недостатки произношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом;
- при хорошем понимании речи незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами, что особенно проявляется при чтении учебных и художественных текстов [48, с. 125]. В письме и чтении возникает много ошибок специфического характера, как следствие недоразвития речи.
Следует учитывать, что отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя могут на первый взгляд казаться несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в очень затруднительное положение при обучении в школе. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения несмотря на внешнюю сформированность речи очень низкая. В дальнейшем фонетико-фонематическое недоразвитие речи начинает сказываться в школе на усвоении математики и других предметов. Этим детям нужна срочная помощь логопеда.
В ходе специальных коррекционных занятий логопед учит таких дошкольников узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формирует умение производить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.