Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей формирования фонематических процессов и их коррекция у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН.
Объект исследования: особенности формирования навыков фонематического восприятия и звуковой культуры у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: логопедическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФН будет эффективной, если в системе коррекционного обучения использовать продуктивные методы и приёмы работы, основанные на учёте сформированности звукопроизношения, представлений о звуковом составе слова, состоянии лексико-грамматического строя речи.

Содержание

Введение………………………………………………………...……………...…3
Глава 1. Характеристика речевых процессов у детей с ФФН дошкольного возраста…………………………………………………………..9
1.1. Развитие фонематической стороны в онтогенез………………..……..9
1.2.Характеристика нарушений звуковой культуры речи и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………….18
1.3. Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………...…………26
Выводы по 1 главе………………………………………………………….32
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормальным речевым развитием......................................................................................................33
2.1.Организация и методы исследования детей с ФФН и в норме……...33
2.2.Исследование уровня развития фонематических процессов детей с ФФН и нормальным речевым развитием……………………………........46
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………...54
Выводы по 2 главе………………………………………………….………59
Глава 3. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста. 61
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………..….61
3.2.Методы и приёмы развития фонематических процессов…………….67
3.3.Анализ результатов контрольного этапа исследования……………...76
Выводы по 3 главе………………………………………………….…….....79
Заключение……………………………………………………………………...80
Список литературы…………………………………………………………….82

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с ФФН-ДОРАБОТКА.doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)

1. Уточнение артикуляции звуков  с использованием зрительных, кинестетических  и тактильных слуховых восприятий. Например, при работе со звуком [c] следует обратить внимание на то, что при произнесении этого звука кончик языка находится за нижними зубами, губы в положении “улыбочка”, зубы сближены, воздушная струя идет по середине языка и встречает преграду. Уточняется, какой это звук, гласный или согласный. Сравнивается звучание звука [c] со свистом ветра: сссс…. Проводится игра “насос” и обращается внимание на холодную струю воздуха и отсутствие работы голосовых связок. Аналогично проводится работа над другими звуками.

2. Выделение звука на фоне слога.

Игра “Угадай звук”.

Задание 1:

Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют звук [c]).

Задание 2:

Если услышите звук [р], поднимите синий кружок, если [р’] – зеленый. (Произносятся слоги ра, ри, ру, ро, рю, ре и др.).

Игра “Разноцветные мячики”. Логопед называет слоги ма, ла, са, ва, га, мя, ля, ся, вя, гя. Услышав мягкий вариант, дети бросают друг другу зеленые мячики, а услышав твердый – синие.

Игра “Наоборот”. Задание: если логопед бросает синий мячик, ребенок должен назвать твердый вариант слога и бросить логопеду или товарищу зеленый мячик, а тот называет мягкий вариант слога.

3. Выделение звука на фоне  слова.

А. Игра “Магазин”. Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

В. Игра “Поймай звук”. Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”.

Виды игр, используемых с данной целью могут варьироваться.

4. Определение места звука в  слове (позиции). С этой целью используется  игра “Светофор”. В начале обучения  используются кружки красного, желтого  и зеленого цвета. Если дети  слышат заданный звук в начале  слова, они поднимают красный  кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый. В дальнейшем используются схемы = - -, - = -, - - =, фишки, или место звука дети указывают просто цифрой, используя звуковые линейки; предметные картинки и фишки, например, в слове лиса звук [л’] слышится в начале слова, дети под карточкой кладут красный кружок и т д.

Виды работ по закреплению функций фонематического анализа слов:

1. Составление слов различной  звуко-слоговой структуры из букв  разрезной азбуки:

Сом, лиса, сон, сани, сосна, мост, весна, стол, суп, коса, каска, куст

2. Подбор слов, где заданный звук  был бы на первом месте, на  втором, на третьем; в начале слова, в середине, в конце слова. Например, зонт - [з] на первом, изба - [з] на втором, музыка - [з] на третьем; робот –  страна – мотор - [р] в начале, середине и конце слова.

Игра “Составь слово”. Логопед называет первый слог, а дети его продолжают. Например, Кар – точка (слово карточка). Кур…, фор…, трос…, чер….

3. Вставить в слово после первого  звука звук [р].

Ковать – кровать, топка – тропка, кошка – крошка, каска – краска, тут – труд

Игра “Измени слово”. Заменить согласный звук в середине или начале слова так, чтобы получилось новое слово (маска – марка, банан – баран, лейка – рейка, кепка – репка).

4. Придумать слова, используя слоги: ра, ру, ри, ря (ра – ракета, рама, барабан, пирамида; ря – моря, заря, коряга, порядок).

5. Из букв данного слова составить  новые слова. Например, картошка (карта, рак, шар, крот, роза, гроза, кошка).

6. Выбрать из предложения слова  с определенным количеством звуков. Предложение: собака лайка лежит на скамейке. Назовите слово, состоящее из 5ти звуков (лайка).

7. Преобразование слов дачка  – качка – пачка – тачка  – точка – почка – ночка  – кочка.

8. Подбор слов к схемам: Буква = Звук (радуга), Буква > Звук (пальто), Буква < Звук (яма).

9. Преобразование слов пол + к = полк, к + рот = крот, п + челка = пчелка, к + осы = косы, п + луг = плуг.

10. Получение новых слов путем  перестановки звуков и букв.

Пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово, карп – парк, ручка – круча.

11. Слова, где звуки расположены  в обратном порядке (слова-перевертыши)

Нос – сон, кот – ток, лес – сел, дар – рад, сор – рос.

12. Слова – паронимы (мал –  мял, вол – вёл, лук – люк, почка  – ночка, дачка – тачка).

13. Игра “Строители”. Собираем и разбираем слова по звукам. Например слово баранка ([б], [а], [р], [а], [н], [к], [а]). Затем дети сами по звукам разбирают предложенные слова.

14. Игра “Буква - озорница”. Логопед  читает стихи, дети определяют  слова, в которых буква-озорница  поменяла буквы.

Тащил мышонок в норку 
Огромную хлебную горку.

У печки с удочкой сижу  
От рыбы глаз я не свожу.

Русская красавица 
Своей козою славится.

Усатый кит сидит на печке, 
Выбрав теплое местечко.

На поляне лесной 
Вырос зуб молодой.

Под березами, где тень 
Притаился старый день.


 

15. Игра” “Чей домик?” На  доске схемы слов - - - , - - - - , - - - - - и предметные картинки: рак, кран, собака, стол, слива, весы и т п. Детям предлагается выбрать картинки  к схемам.

16. Игра “Какое слово произносят  мальчики?” На доске рисунки мальчиков, у которых положение губ с артикуляцией гласных звуков [а], [о], [у], [и] и предметные картинки: тигр, волк, шар, лук и др. Дети должны подобрать картинку в соответствии с произносимым мальчиком гласным звуком.

17. Игра “Какое слово лишнее?” (Соловей, сова, сорока, ворона; шапка, шуба, шарф валенки).

18. Игра “Какой звук пропустил  Незнайка?” ( - тка, - голка, - рбуз, - камейка, автобу -, - адуга, - арабан). Четко, сохраняя  ударение, произносить сочетания  звуков. Дети поднимают соответствующие символы (красный или синий) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.

19. Игра “Что в середине слова?”  Выделить гласный звук в середине  слова (картинки: сад, сок, сыр, сом, рак, сор, дым, дом). Дети громко произносят слова, выделяя голосом гласный звук, и обозначают его символом или буквой.

20. Игра “Какой звук спрятался  в слове?” Найти гласный звук, обозначить его символом или  буквой (сон, мир, зал, суп, волк и  др). Слова четко прочитываются, дети  показывают символы. Игра “Какое слово спряталось?” ( - обот, ли - , за – ор, ве – ы, - уна, с – ва, са – ки, - бра, коз - , - блоко, огуре - ).

Система упражнений на дифференциацию “звук” и “буква”.

1. - Из чего строятся слова? (Из  звуков). - Из каких звуков? (Гласных и согласных). - Как различаем гласные и согласные звуки? (Когда произносим гласные звуки, воздушная струя не встречает преграду, согласные – есть преграда). - Сколько всего гласных звуков? (6) - А сколько букв? (10) - Назовите буквы гласных звуков ([а],[о],[у],[э], звук [а] обозначаем буквами А и Я). - Когда? Мал – мял рад – ряд (после твердых согласных звук [а] обозначается буквой А, после мягких буквой Я. Буква в начале слова, после Ь и после гласной обозначает 2 звука: яма, семья, армия. Аналогично О-Ё, У-Ю, Э-Е). - Назовите буквы: М, Х, У, Ш, В, Д и др. - Какие буквы вы назвали? (Буквы согласных). - Как читаются буквы согласных звуков? (Твердо и мягко).

Такая систематическая тренировка позволяет усвоить и уметь различать термины “буква гласного” - “гласный звук”, “буква согласного” - “согласный звук”.

2. Далее следует комплекс тренировочных  упражнений.

Приемы интонационного выделения звука.

Протяжное длительное произнесение каждого звука в слове. Усиленное, многократное произнесение взрывных согласных.

Проводится в такой последовательности:

  • длительное произнесение только начального звука (ссссом, рррука, ммммак)
  • длительное произнесение согласного звука в конце слова (маккк, суппп, токккк, коттт - взрывные)
  • произнесение взрывных в начале слова (бббак, дддом, ппалка)
  • последовательное выделение каждого звука в слове (лллиса, лиииса, лиссса, лисааа).

Дети учатся правильно выделять звуки, контролировать себя. Прием самоконтроля – вставка выделенного звука обратно в слово.

Составление звуковой модели, чтение.

Игра: Звукоед похитил первый/последний звук. Какой? Помогите вернуть звук (лиса).

Игра: подбери слово, отличающееся твердостью согласного звука в конце (или мягкостью)

Хор – хорь, пыль – пыл, угол – уголь, конь – кон

Фонематический анализ слова.

  1. Произнесение слова, которое будет анализироваться.
  2. Используя прием говорения или скандирования, слово делится на слоги, называется отдельно каждый слог, составляется слоговая модель.
  3. Постановка ударения (назвать слово и спросить с удивлением “Это барабан?”). В слоговой модели выделить ударный слог.
  4. Определить слоговый состав слова, обозначить количество звуков в слоговой модели.
  5. Интонационно-последовательно выделать каждый звук и дать ему характеристику.

Слова для фонематического анализа берутся обычно в устной форме. Это загадка, предметная картинка или выделение слова из чистоговорки, поговорки или из предложения.

Берется такая последовательность слов:

  1. Односложные двузвучные слова ум, на, ох (прямой слог, обратный слог).
  2. Односложные трехзвучные слова (сом, ком, сад, лук и др.)
  3. Односложные четырехзвучные слова (танк, куст, волк, полк, брат, свет, звук, свет, гром, свой).
  4. Двухсложные четырехзвучные слова (луна, сова, сады, Люся, ямы, юла, кино и др.)
  5. Двухсложные пятизвучные слова (кошка, миска, знамя, маяк, роют, поет и др.)
  6. Двусложные шестизвучные слова (мрамор, сказать, привет и др.)
  7. Трехсложные пятизвучные слова (улица, окуни, олени и др.)

Трехсложные шестизвучные слова (машина, радуга, ракета и др.)

Таким образом, приведенные в работе методы и приемы формирования фонетико-фонематических процессов имеют большое значение для повышения качества знаний дошкольников. Изложенные выше игровые упражнения могут быть широко использованы в логопедической работе. Применение игровых приемов дает возможность в течение 30-40 минут поддерживать работоспособность и интерес у детей с гиперактивностью и неустойчивым вниманием.

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Анализ результатов  контрольного этапа исследования

В ходе контрольного анализа после проведенной коррекционной работы с дошкольниками были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования. Тем самым, важно заключить, что наметились тенденции общего и индивидуального роста показателей детей экспериментальной группы до и после логопедической работы.

Сравнительные результаты обследования фонематических процессов детей с ФФН на констатирующем и контрольном этапах исследования были оформлены в итоговой таблице:

Таблица 2.2

Ф.И. ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы

 Общий балл

Речевая                             ссс коммуникация

Произношение

Фонематическое                            м    восприятие       

Лексика

Грамматич. строй

Уровень речевого                                                                 pppразвития

Констат. этап

 

2

 

2

 

2

 

3

 

2

 

11

Коля Б.

Оля Т.

3

3

3

2

1

12

Дима В.

4

3

4

1

2

14

Саша Р.

1

3

1

1

3

9

Лена Н.

2

2

2

4

2

12

Боря И.

4

2

2

2

4

14

Инна Ш.

5

3

3

3

3

17

Нина Ч.

2

2

1

2

2

9

Алеша К.

1

2

2

4

4

13

Таня П.

3

2

3

3

1

12

Ср.значение

2,7

2,4

2,3

2,5

2,4

12,3

Контрол. этап              

 

4

 

3

 

2

 

3

 

3

 

15

Коля Б.

Оля Т.

2

3

3

3

2

13

Дима В.

1

3

1

2

2

9

Саша Р.

4

3

3

3

3

16

Лена Н.

4

2

3

3

4

16

Боря И.

2

2

2

2

2

10

Инна Ш.

3

3

3

3

3

15

Нина Ч.

3

3

3

4

3

16

Алеша К.

4

3

2

4

4

17

Таня П.

4

2

3

3

3

15

Ср.значение

3,1

2,6

2,4

3

2,9

16

Информация о работе Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи