Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей формирования фонематических процессов и их коррекция у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН.
Объект исследования: особенности формирования навыков фонематического восприятия и звуковой культуры у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: логопедическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФН будет эффективной, если в системе коррекционного обучения использовать продуктивные методы и приёмы работы, основанные на учёте сформированности звукопроизношения, представлений о звуковом составе слова, состоянии лексико-грамматического строя речи.

Содержание

Введение………………………………………………………...……………...…3
Глава 1. Характеристика речевых процессов у детей с ФФН дошкольного возраста…………………………………………………………..9
1.1. Развитие фонематической стороны в онтогенез………………..……..9
1.2.Характеристика нарушений звуковой культуры речи и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………….18
1.3. Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………...…………26
Выводы по 1 главе………………………………………………………….32
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормальным речевым развитием......................................................................................................33
2.1.Организация и методы исследования детей с ФФН и в норме……...33
2.2.Исследование уровня развития фонематических процессов детей с ФФН и нормальным речевым развитием……………………………........46
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………...54
Выводы по 2 главе………………………………………………….………59
Глава 3. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста. 61
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………..….61
3.2.Методы и приёмы развития фонематических процессов…………….67
3.3.Анализ результатов контрольного этапа исследования……………...76
Выводы по 3 главе………………………………………………….…….....79
Заключение……………………………………………………………………...80
Список литературы…………………………………………………………….82

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с ФФН-ДОРАБОТКА.doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, дети с ФФН при средних результатах речевого развития фонематических процессов всей группы после коррекционных занятий повысили речевой уровень с низкого до среднего показателя.

Сравнительную диагностику общего состояния фонематических процессов дошкольников с ФФН отслеживали повторно в виде графика, согласно таблице 2.2:

Рис. 7. Сравнительный анализ результатов состояния фонематических процессов дошкольников с ФФН до и после логопедической работы

Итак, сравнительные результаты проведенного мониторинга на констатирующем и контрольном этапе показали, что формирование фонематических процессов доступно детям с ФФН только в результате специально организованного обучения. Так на контрольном этапе лучше всего у детей с ФФН развивались коммуникативные функции – 8 человек. 5 человек свободно и непринужденно по собственной инициативе вступали в диалог. 80% с ФФН научились правильно произносит звуки, соотносимые к разным фонетическим группам, речь достаточно ясна, интонационно выразительна. 65% - справились с заданиями по фонематическому восприятию. 70% научились лексически правильно составлять предложения. 75% - владеют замещением предметов, предикативный и номинативный словарь хорошо развиты, грамматический строй речи сформирован на высоком уровне.

Таким образом, проведенная логопедическая работа с помощью разработанных коррекционных занятий по преодолению фонематических процессов у детей с ФФН  дала неплохие результаты. Дети стали свободнее вступать в диалог с воспитателем и со сверстниками, ориентируются в речевой ситуации, на полноценное овладение детьми фонематическим восприятием была направлена и работа по развитию у них фонематического анализа языковых навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Выводы по 3 главе

На основании проведенной экспериментальной работы с дошкольниками с ФФН до и после логопедической работы мы сделали следующие выводы:

1. Коррекционно-педагогическая работа  была построена с учетом полученных данных комплексного обследования, включая работу над исправлением речевых нарушений. Коррекционно-педагогическая работа строится с учетом общепринятой в логопедии  поэтапности.

2. Раннее  выявление  детей  с  ФФН  и  проведение  с  ними коррекционной работы способствуют преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи. Логопедические занятия оказывают положительное влияние не только на коррекцию нарушений звукопроизносительной стороны речи, но и на все ее компоненты.

3. Следовательно, коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН с помощью продуктивных методов и приёмов коррекционного воздействия на дошкольников старшей группы, имеющих ФФН, прошла успешно и позволила восполнить пробелы в звукопроизношении и формировании представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова, что и подтвердило предложенную гипотезу.

 

 

 

 

 

 

                                                Заключение

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи формирует у детей комплекс проблем, связанных как с речевыми, так и с неречевыми нарушениями. Поэтому для проведения эффективной коррекционно-педагогической логопедической работы с детьми необходимо тщательно и профессионально грамотно проводить обследование всех сторон  развития ребенка.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать заключение о правомерности избранной проблемы – особенности формирования фонематических процессов у детей с ФФН (5-6 лет), как о значимом периоде формирования речи детей, а также общественных качеств личности.

На констатирующем этапе исследования у детей  дошкольного возраста с ФФН отмечается значительное отставание в формировании навыков фонематических процессов по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние фонематических процессов речи детей с ФФН, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.

Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с ФФН, особенно по таким лексико-понятийным разрядам, как названия деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, объем, параметры и др.) Выявляют затруднения при выполнении заданий на подбор обобщающих слов-понятий, на определение пространственного расположения предметов и др.

У ряда детей существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать (или актуализировать в речи) предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания. В связи с этим формирование фонематических процессов в развитии старших дошкольников с ФФН приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), что является базой для развития и формирования фонематических процессов. Поэтому, обучение детей с ФФН должно начинаться с восстановлением той базы, которая обеспечивает ее формирование.

Экспериментальная работа позволила определить следующие эффективные технологии в формировании речевого процесса: компенсация нарушенных фонематических процессов, т е формирование полноценных фонематических обобщений. Работа над артикуляцией и правильным произнесением звука в речи, уточнением, активизацией и обогащением словарного запаса, над развитием и совершенствованием грамматического строя путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций и над связной речью в целом.

Основными направлениями логопедической работы явились:

  1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения.

В результате экспериментального исследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи были получены конкретные статистически достоверные данные, характеризующие особенности развития речевых процессов детей с ФФН в возрасте 5-6 лет. Проведенное контрольное исследование особенностей развития речевых и процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН и были выявлены потенциальные возможности развития речи. У детей с ФФН развивались коммуникативные функции, дошкольники непринужденно по собственной инициативе вступали в диалог, большинство детей научились правильно произносит звуки, соотносимые к разным фонетическим группам, речь достаточно ясна, интонационно выразительна, увеличился уровень фонематического восприятия речи, дети с ФФН научились лексически правильно составлять предложения, владеют замещением предметов, предикативный и номинативный словарь хорошо развиты, грамматический строй речи сформирован на высоком уровне.

Проведенная коррекционная работа по формированию фонематических процессов у детей с ФФН дала неплохие результаты, на полноценное овладение детьми речью была направлена и работа по формированию фонематического восприятия, приемы интонационного выделения звука,  система упражнений на дифференциацию “звук” и “буква”, виды работ по закреплению функций фонематического анализа слов, работа на фонематическом уровне, развитию у них лексических и грамматических языковых навыков.

Обобщение результатов исследования привело к следующим эффективным педагогическим условиям: личный пример взрослого; начальные проявления самоорганизации, инициативности; умение интонационно выделять звуки, самостоятельно рассказывать, учиться руководствоваться в речевых ситуациях.

Выработаны методические рекомендации и приемы, направленные на оптимизацию развития речи у детей с ФФН через систему комплексного обследования и коррекционной работы на основе серии специально разработанных и адаптированных занятий.

В практической работе педагогов, дефектологов помогут следующие рекомендации:

  1. Учитывать особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при проведении учебных, воспитательных и коррекционных мероприятий.
  2. Использовать предложенную систему упражнений и рекомендаций для развития речи детей с ФФН.
  3. В процессе логопедической работы данные упражнения использовать поэтапно и систематически.
  4. Необходимо поддерживать у детей интерес к заданиям по формированию речи путем поощрения.
  5. Добиваться успешности выполнения заданий, учитывая индивидуальные особенности детей.
  6. На основе данного материала учитель может составить собственные задания и использовать их на коррекционных занятиях.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и проведенная экспериментальная работа с дошкольниками с ФФН позволили нам сделать следующие выводы:

- дети, страдающие ФФН, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть предупреждены обычными методами.

- экспериментальное исследование подтвердило, что характерной особенностью ФФН является неравномерность формирования высших психических функций и процессов. У дошкольников с ФФН в разной степени были нарушены отдельные функции и процессы при достаточной сохранности других.

- целью логопедического блока работы с дошкольниками с ФФН должно быть с одной стороны, выявление и коррекция речевых нарушений фонематических процессов и нарушений речевой деятельности, с другой стороны – определение готовности ребенка к овладению навыками чтения и письма и профилактика специфических нарушений письменной речи.

 

Список литературы

 

  1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб: Детство-пресс, 2001. - 240с.
  2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у  дошкольников. – М., 1997. – 38с.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М: Детство-пресс, 2007. - 472с.
  4. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1992. – 82 с.
  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития. – М., 2003. – 222с.
  7. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2006. – 520с.
  8. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 2004. – 367с.
  9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 2005. – 207с.
  10. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 2004. – 58с.
  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М.: Гном и Д, 2005. – 127с.
  12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001. – 199с.
  13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2005. – 48с.
  14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном и Д, 2008. – 71с.
  15. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000. – 96с.
  16. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 2006. – 40с.
  17. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002. – 96с.
  18. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Сфера, 2005. – 128с.
  19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. – М., Просвещение, 2005. – 191с.
  20. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и.доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 680с.
  21. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 2004. – 384с.
  22. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Сфера, 2007. – 182 с.
  23. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2008. – 187с.
  24. Максакова А.И., Туманова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 2005. -  144с.
  25. Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольников и ее исправление. – М.: Просвещение, 2007. – 96с.
  26. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи. – М.: Просвещение, 2005. – 232с.
  27. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 560с.
  28. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2008. – 368с.
  29. Правдина О.В. Логопедия. – М., Просвещение, 2005. – 272с.
  30. Программа обучения детей шестилетнего возраста с недоразвитием фонетического строя речи. – Тамбов, 2004.
  31. Практикум по дошкольной логопедии. – под. ред. В.И. Селиверстова. -М.: Просвещение, 2005. – 222с.
  32. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. Под. ред. Ф.А. Сохина. – М., Просвещение, 2000. – 223с.
  33. Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. – М, Медгиз, 2003. – 674с.
  34. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., Владос, 2004 – 334с.
  35. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М., 2007. – 191с.
  36. Таптанова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса. – М., Просвещение, 2004. – 753с.
  37. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР. // Журнал «Дефектология». - №4. - 2001. – с. 68-76.
  38. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 2007. – 112с.
  39. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 2008. – 32с.
  40. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 158с.
  41. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб.: Аквариум ЛТД, 2006. – 383с.
  42. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 328с.
  43. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Академия, 2007. – 160с.
  44. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2005. – 140с.
  45. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Аркти, 2006. - 118с.
  46. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учитесь правильно говорить. – М., МГОПИ, 2003. – 106с.
  47. Филичева Т.Б., Туманова Т.В Формирование произношения у дошкольников. – М.: Просвещение, 2003. – 239с.
  48. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., Просвещение, 2005. – 320с.
  49. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим  недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 2005. – 80с.
  50. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим  недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 2008. – 103с.
  51. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т. В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., Просвещение, 2008.-  272с.

 

 

  1. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном  детском саду. – М., 2007. – 118с.
  2. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. –  Екатеринбург, 2006. – 207с.
  3. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 2007. – 239с.
  4. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. -  М., Учпедгиз. 2007. – 317с.

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Журнал регистрации первичного приема

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Год рождения

Дата обращения

Диагноз

1

Коля Б.

13.04.2005

1.09.2009

ФФН. Стертая дизартрия

2

Оля Т.

11.02.2005

4.09.2009

ФФН. Дислалия

3

Дима В.

17.10.2004

20.09.2009

ФФН. Дислалия

4

Саша Р.

2.11.2004

11.09.2009

ФФН. Дислалия

5

Лена Н.

5.01.2005

5.09.2009

ФФН. Дислалия

6

Боря И.

20.06.2005

11.09.2009

ФФН. Стертая дизартрия

7

Инна Ш.

17.05.2005

14.09.2009

ФФН. Дисграфия

8

Нина Ч.

21.14.2005

6.09.2009

ФФН. Дислалия

9

Алеша К.

13.12.2004

14.09.2009

ФФН. Дислалия

10

Таня П.

25.06.2005

9.09.2009

ФФН. Стертая дизартрия

11

Алеша П.

28.11.2004

18.09.2009

Норм. реч.развитие

12

Катя Б.

26.02.2005

7.09.2009

Норм. реч. развитие

13

Света Т.

15.11.2004

2.09.2009

Норм. реч.развитие

14

Оля В.

1.02.2005

8.09.2009

Норм. реч.развитие

15

Костя Р.

8.03.2005

3.09.2009

Норм. реч.развитие

16

Дима Н.

28.11.2004

18.09.2009

Норм. реч.развитие

17

Саша И.

26.02.2005

7.09.2009

Норм. реч. развитие

18

Юля Ш.

15.11.2004

2.09.2009

Норм. реч.развитие

19

Женя Ч.

1.02.2005

8.09.2009

Норм. реч.развитие

20

Лена К.

8.03.2005

3.09.2009

Норм. реч.развитие

Информация о работе Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи