Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Все выше изложенное обуславливает актуальность данной проблемы.
Цель исследования: изучить и разработать систему работы по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения эмоционального развития дошкольников………………………………………………………......6
Понятие эмоций: классификация и функции……………………………......6
1.2 Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
1.3 Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.………………………………………………………………………………….17
Выводы …………………………………………………………………………..24
Глава 2. Выявление особенностей эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………...26
2.1 База и методы исследования ……………………………………………….26
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………28
Выводы …………………………………………………………………………..33
Глава 3. Формирующий эксперимент………………………………………….34
3.1 Психолого – педагогические условия развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста ………………………………………….34
Выводы …………………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….42
Литература……………………………………………………………................

Вложенные файлы: 1 файл

эмоциональное дошкольников (4).docx

— 206.06 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Педагогический институт

Кафедра психологии и педагогики дошкольного образования

Направление:050400.62

«Психолого-педагогическое образования»

Профиль: «Психология и педагогика

дошкольного образования»

Форма обучения: заочное


 

 

РОГОВА  НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа бакалавра

 

              

                                                   Руководитель: ст. преп. 

____________________Е. В. Галеева              

 

 

 

Работа защищена: «______»_______________2015г

С оценкой_______________________________

Иркутск 2015

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения эмоционального развития дошкольников………………………………………………………......6

    1. Понятие эмоций: классификация и функции……………………………......6

1.2 Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12

1.3 Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.………………………………………………………………………………….17

Выводы …………………………………………………………………………..24

Глава 2. Выявление особенностей эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………...26

2.1 База и методы исследования ……………………………………………….26

2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………28

Выводы …………………………………………………………………………..33

Глава 3. Формирующий эксперимент………………………………………….34

3.1 Психолого – педагогические  условия развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста ………………………………………….34

Выводы …………………………………………………………………………..41

Заключение……………………………………………………………………….42

Литература…………………………………………………………….................45

Приложение……………………………………………………………………... 49

 

 

 

Введение

Одна из главных ролей в воспитании детей отведена образовательным дошкольным учреждениям, в которые обращаются родители с целью социализации детей дошкольного возраста. Первостепенной задачей воспитателей, психологов является создание подходящего психологического климата в группе для каждого ребенка, сформировать у детей чувства защищённости, уверенности в себе, адекватную самооценку.

Долгое время на психологическое состояние детей взрослые не обращали должного внимания. Если посмотреть на результаты современных исследований, то с уверенностью можно сказать, что психологическое здоровье и успешность детей являются взаимозависимыми элементами образовательного процесса. При повышенной тревожности, что показывает нарушение психологического состояния ребенка, снижается внимание, особенно произвольное. Ребята, которые живут с присутствием постоянных страхов, очень часто находятся в условиях постоянной напряженности. Это приводит к быстрой утомляемости и снижению работоспособности. Дети, у которых проявляется деструктивная агрессивность и социальные страхи, очень часто испытывают сложности при общении и взаимодействии с одногодками и взрослыми. Учитывая все выше сказанное, проблема исправления эмоционального мира детей дошкольного возраста становится достаточно актуальной.

Рассмотрение проблемы развития эмоциональной сферы ребенка проводилось в трудах В.К.Вилюнаса, А.И.Захаровой, Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, Н.Д. Левитовой. Работы авторов показывают особенности развития тревожных детей, начиная с раннего возраста (Л.В. Макшанцева). При этом большинство авторов указывают, что число тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью постоянно увеличивается.

Все выше изложенное обуславливает актуальность данной проблемы.

Цель исследования: изучить и разработать систему работы  по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

           Объект исследования: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

          Гипотеза: развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста будет успешным при учете следующих особенностей:

Во-первых, эмоциональные переживания кратковременны, переменчивы, выражаются бурно, дети весьма впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;

Во-вторых, совершается дальнейшая социализация эмоций, так как переживания связаны с итогами человеческой деятельности и ребенок постигает способы их выражения;

В-третьих, формируются высшие чувства, среди которых особенное место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;

          В-четвертых, включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением формирует предпосылки для их регуляции.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие  эмоции в психолого – педагогической  литературе.

2. Провести анализ психолого – педагогической  литературы по проблеме эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

3. Подобрать диагностический материал и изучить особенности эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

4. Разработать  и  экспериментально апробировать систему работы по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста.

 

 

Методологическая основа исследования

Вопросом изучения эмоциональной сферы занимались многие выдающиеся ученные, среди них можно выделить, Н.Д. Левитова, Б.М. Теплова, А.В. Петровского, Л.С. Выготского, Р.С. Немова, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова и др. Авторы придерживаются разных точек зрения на значение эмоциональной сферы, но, несмотря на это, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Теории эмоций изучали - П. В.  Симонов,  Э. Изард, А. Леонтьев, Урунтаева Г.А;

Исследованием социально-эмоциональной сферы занимались такие исследователи как, Н.Н. Авдеева, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Г.Х. Мазитова, С.Ю. Мещерякова, Р.Ж. Мухамедрахимов,  М.В. Лаврентьева и др.

Методы исследования:  теоретические (изучение педагогической, психологической литературы по теме исследования, анализ и сравнение полученной информации); эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение).

База исследования: МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС» п. Дзержинск, Иркутский район, Иркутская область. В исследовании приняли участие дети младшего дошкольного возраста в количестве 17 человек.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы изучения эмоционального развития дошкольников

1.1 Понятие эмоций: классификация и функции

 

Изучение эмоционального развития дошкольников с теоретической точки зрения опосредовано такими понятиями как эмоции, эмоциональная сфера, виды  и типы эмоций, их функции. Для того, чтобы предметно говорить об эмоциональной сфере   дошкольника в русле его развития стоит разобраться в определении ключевого понятия - эмоций, выделить их основные функции, а так же определить роль эмоций в жизни детей.

Эмоции, по В.В.Зеньковскому, - это, прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода. Когда же, как считает этот исследователь, в душе ребенка утверждается интерес к внешнему миру, тогда уже кончается период раннего детства, эмоциональная сфера перестает играть прежнюю роль, исчезает понемногу и непосредственность, грация детской души.[19]

Л.В. Обухова считает, что эмоции являются особым классом субъективных психологических состояний, которые выражают отношения индивида к миру и окружающим его людям, процесс и результаты его практической деятельности в виде непосредственных переживаний, приятных и неприятных ощущений. К этому классу эмоций относят настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Так называемые «чистые» эмоции, которые включены во все психические процессы и состояния индивида. Все проявления человеческой активности сопровождаются определенными эмоциональными переживаниями [27].

Эмоция – это особая форма психического выражения, которая в виде непосредственного переживания отображает не объективные явления, а субъективное отношение к ним. Особенностью эмоций является то, что они показывают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, которая обусловлена соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. Эмоции выполняют функцию связи между действительностью и потребностями индивида [20].

Эмоции – это довольно широкий круг явлений. Существует несколько основных точек зрения по поводу того, какие именно субъективные переживания можно называть эмоциями. Рассмотрим три из них.

Например, по мнению П. Милнера разделение эмоций (гнев, страх, радость и т.п.) и так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.) достаточно условно ведь они обнаруживают много общего, хотя их и принято отличать. Одна из основных причин их разделения - это разная степень связи субъективных переживаний и возбуждения рецепторов. Ведь переживание жары, боли напрямую связано с возбуждением соответственных рецепторов (температурных, болевых) [21]. Именно поэтому подобные состояния обычно обозначают как ощущения. А вот состояние страха, гнева не связано с возбуждением рецепторов, и именно поэтому они относятся к эмоциям. Еще одной причиной, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, является не периодичность их возникновении, поскольку эмоции возникают спонтанно, и их появление зависит от случайных внешних факторов, в то время как голод, жажда, половое влечение характеризуются определенной периодичностью. Тем не менее, эмоции, как и общие ощущения, являются частью мотивации как отражения определенного состояния внутренней среды индивида, через возбуждение соответствующих рецепторов. Именно поэтому их различие достаточно условно и определяется лишь особенностями изменения внутренней среды [20].

Тем не менее, бытует и иная точка зрения П.Фресс утверждает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний индивида— от слабых чувств к сильным, только сильные переживания можно назвать эмоциями. Отличительной чертой эмоций является их дезорганизующее влияние на текущую деятельность индивида. Именно такие сильные чувства он и обозначает как эмоции. Эмоции возникают, когда мотивация становится слишком сильной в сравнении с реальными возможностями индивида. Их возникновение приводит к понижению уровня адаптации. Согласно такой точке зрения эмоциями является страх, гнев, горе, иногда радость, особенно если она чрезмерна. Радость может считаться эмоцией, например, когда из-за ее интенсивности субъект теряет контроль над собственными реакциями и ее сопровождает возбуждение, бессвязная речь или даже безудержный смех. Подобное сужение понятия эмоции соответствует представлению, которое выражено в активационной теории Д.Линдсли. Согласно этой теории эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем, и их возникновение сопровождается ухудшением выполняемой деятельности [20].

По классификации эмоциональных явлений А.Н.Леонтьева, также не все субъективные переживания относятся к эмоциям. Он разделяет все эмоциональные процессы на три вида: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффектами он называет сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, которые сопровождаются резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У индивида аффекты могут возникать вследствие влияния как биологически значимых факторов, которые затрагивают его физическое существование, так и социальных, например, социальных оценок, санкций. Отличительной характеристикой аффектов является то, что они – это реакция на уже фактически наступившую ситуацию. Собственно эмоции в отличие от аффектов являют собой более продолжительное состояние, которое может лишь иногда слабо проявляться во внешнем поведении. Они отображают оценочное личностное отношение к ситуации, которая только складывается. Именно поэтому, в отличие от аффектов, они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не состоялись. Собственно эмоции основываются на представлениях об уже пережитых или воображаемых ситуациях. Третьим видом эмоциональных процессов являются так называемые предметные чувства. Они появляются, как своеобразное обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором конкретном или отвлеченном объекте  (например, чувство любви к индивиду, ненависти и т.д.). Предметные чувства – это выявление устойчивых эмоциональных отношений [23].

Информация о работе Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста