Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Все выше изложенное обуславливает актуальность данной проблемы.
Цель исследования: изучить и разработать систему работы по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения эмоционального развития дошкольников………………………………………………………......6
Понятие эмоций: классификация и функции……………………………......6
1.2 Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
1.3 Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.………………………………………………………………………………….17
Выводы …………………………………………………………………………..24
Глава 2. Выявление особенностей эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………...26
2.1 База и методы исследования ……………………………………………….26
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………28
Выводы …………………………………………………………………………..33
Глава 3. Формирующий эксперимент………………………………………….34
3.1 Психолого – педагогические условия развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста ………………………………………….34
Выводы …………………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….42
Литература……………………………………………………………................

Вложенные файлы: 1 файл

эмоциональное дошкольников (4).docx

— 206.06 Кб (Скачать файл)

Педагогически организованное формирование эмоционального опыта детей необходимо осуществлять при учете выделенных в педагогической и психологической практике механизмов воздействия на эмоциональную сферу дошкольников младшей возрастной группы, поскольку оно обеспечивается благодаря систематическому, целенаправленному педагогическому управлению в условиях обязательной деятельностной активности.

С этой целью было проведено исследование  эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста. Исследование проходило в два этапа: констатирующий эксперимент и формирующий. Цель констатирующего эксперимента было проведение исследования развития эмоциональной сферы детей.

Анализ результатов исследования уровня выражения эмоциональных состояний показал, что высоким уровнем выражения эмоциональных состояний обладает всего 23,5 % детей в рассматриваемой группе, низкий уровень выражения эмоциональных состояний наблюдался почти у половины группы детей.

На основании анализа уровня понимания эмоциональных состояний пришли к выводу, что низкий уровень понимания представленных эмоциональных состояний наблюдался всего у 17,6 % детей, преобладает в данной группе количество детей со средним уровнем понимания, у 35,3 % детей высокий уровень.

Анализ уровня способностей распознавания различных видов   эмоций позволяет сделать вывод о том, что более половины группы детей, а именно 53 %, имеют низкий уровень способностей распознавания различных видов   эмоций, высокий и средний уровни наблюдались всего по 23,5 % детей от общего количества.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в данной группе детей необходимо проведение комплекса занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы детей. Поэтому следующим этапом исследования был формирующий эксперимент, цель которого заключалась в развитии эмоциональной сферы детей по направлению развития эмоционального реагирования в дошкольном возрасте младшей группы. Для реализации этих задач предлагался комплекс игр эмоционального характера. Второе направление - развитие эмоциональной экспрессии у дошкольников 3-4 лет посредством проведения комплекса. Третьим направлением являлось развитие представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики с использованием детской художественной литературы, а также яркого иллюстративного материала, отражающего выразительные моменты эмоциональной экспрессии. Таким образом, гипотеза, поставленная в начале работы, была доказана. Действительно, специально организованные игровые занятия по оптимизации эмоциональных проявлений  способствуют успешному развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.  
Список использованной литературы

 

  1. Агафонова, И. Н., Листраткина, В. Г. Воспитание жизненно важных чувств и качеств личности дошкольника [Текст] //Foresight, 2013.- с. 32-36.
  2. Бабаева, Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольников [Текст] /Т.О. Бабаева //Дошкольное воспитание. 2006.- №. 6. С. 13-19.
  3. Баженова, О. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников [Текст] Речь-Сфера, 2010. 192 с.
  4. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Баттерворт Дж., Харрис М.— М.: Когито-Центр, 2013. 350 c.
  5. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие/ Батюта М.Б., Князева Т.Н.  М.: Логос, 2011. 304 c.
  6. Бахтеева, Э. И. Формирование эмоциональной устойчивости социального поведения дошкольников в условиях детской субкультуры [Текст] / Э.И. Бахтеева //Научно-практический журнал. 2013. С. 75 - 78.
  7. Безденежных, Б.Н. Психофизиология [Текст]: учебное пособие/ Безденежных Б.Н. М.: Евразийский открытый институт, 2011.207 c.
  8. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений. – Мозаика-Синтез, 2008. 124 с.
  9. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве[Текст]. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Педагогика, 2009. 80 с. Серия: Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду.
  10. Волкова, Г.А.  Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст]. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие /Г. А. Волкова. сею,: детство-пресс, 2004,  144 с.
  11. Галеева, Е. В. Вербализация эмоциональных представлений у детей дошкольного возраста [Текст] //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология.  2011.  №. 4. С. 64-67.
  12. Галкина, И. А. К проблеме проявления стрессовых ситуаций в дошкольном детстве[Текст] //Чердакова Марина Петровна, канд.экон. наук, доцент. 2013. С. 179 - 180.
  13. Данилова, Н.Н. Психофизиология [Текст]: учебник/ Данилова Н.Н. М.: Аспект Пресс, 2012. 368 c.
  14. Ежкова, Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста[Текст] : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.07. 2009. 43 с.
  15. Ежкова, Н.С. Теоретико-методические аспекты развития словаря эмоциональной лексики дошкольников (статья): Развитие речи и творчества дошкольников: традиции и перспективы [Текст] // Материалы международной научно-практической конференции посвященной 80-летию Ф.А.Сохина. Рязань: Рязанский гос.пед.университетим.С.А.Есенина. С. 105-110.
  16. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие  детей дошкольного возраста: результаты экспериментальной работы (статья): Психология и современное общество: взаимодействие как путь общения [Текст]//Материалы 3-ей Международной научно-практической конференции. С-П: СПб ИУ и П, часть 1. с. 147-150.
  17. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст]. Часть 1 Учебно-методологическое пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: ВЛАДОС, 2010 г. 91 с.
  18. Ежкова, Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего образования детей дошкольного возраста [Текст]: Монография. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2008. 264 с.
    1. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995. – 347 с.

 

  1. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст]. 2-е изд. Спб.: Питер, 2011. 783 с.
  2. Калымова, А. К., Кайникенова, Г. К. Взгляды на эмоциональность как особенность индивида в психологии [Текст] //Секции:«Общая педагогика». Көкшетау, 2014. С. 344 – 346.
  3. Кэррол, Э. Изард. Эмоции индивида [Текст], М.: Директ-Медиа, 2008. 954 с.
  4. Леонтьев, А., Леонтьев, Д., Соколова, Е. (ред.). Становление психологии деятельности [Текст]. Litres, 2014. 257 с.
  5. Марцинковская, Т. Д., Григорович, Л. А. Психология и педагогика [Текст] //учебник/ТД Марцинковская, ЛА Григорович.-М.: Проспект.  2013.  464 с.
  6. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР [Текст] Пособие для психологов и педагогов. - М.: Владос, 2003.  128 с. (Специальная психология).
  7. Нурмухаметов, Э. А. К вопросу о структуре нормативности как характеристики личности [Текст] //Вестник Башкирского университета. 2013.  Т. 18.  №. 3. С. 913 – 915.
  8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]. Учебник для вузов. Юрайт. 2014. 460 с.
  9. Орлова, Л. В., Радькова, С. В. Взаимосвязь аффекта и интеллекта в развитии детей дошкольного возраста [Текст] //Дошкольное образование в стране и мире: исторический.  2012. С. 19. – 36.
  10. Пашкевич, Т. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет [Текст]. Совместная деятельность, развивающие занятия. Учитель. 2014. 124 с.
  11. Печора, К., Пантюхина, Г., Голубева, Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст]. Litres, 2013. 172 с.
  12. Попова, Е.А.. Актуальные направления эмоционального развития дошкольников [Текст] // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания 26–27 июня 2012 г..  2012. С. 381- 385/
  13. Сиротюк, А. С. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной развивающей среды [Текст]. Учебное пособие. – Directmedia, 2014. 259 с.
  14. Смирнова, Е. Детская психология [Текст]: учебник для вузов. Кнорус, Бакалавриат, 2012. – 280 с.
  15. Станиславский, К. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения [Текст]. АЗБУКА-КЛАССИКА. 2013, 416 c.
  16. Степанкова, О. Ю., Егорова, И. А. Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста [Текст] //Безопасность и развитие личности в образовании/Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 15-17 мая 2014 г.–Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014.371 с.  2014. С. 359 – 364.
  17. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста [Текст]. М.: Академия, 2014. 272 с.
  18. Чередникова, Т.В. Проверьте развитие ребенка [Текст]. 105 психологических тестов СПб.: Речь, 2004. 320 с.
  19. Шапиро, Е. Особенности эмоционального развития дошкольника 3-7 лет. Информационное-деловое оснащение ДОУ [Текст]. Детство-Пресс. 2011. 16 с.
  20. Юрчук, Е. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]. Сфера. 2008. 128 с.
  21. Horne J. REM sleep, energy balance and ‘optimal foraging’ //Neuroscience &Biobehavioral Reviews.  2009. Т. 33. №. 3. С. 466-474.
  22. http://azps.ru/articles/proc/proc117.html
  23. http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=247

 

 

Приложение

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Можно, например, проиграть ситуацию, которая произошла в группе или сюжет, почерпнутый из прочитанной сказки. 
Герои (мальчик, девочка) обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает упражнение, можно менять героя, даже присваивая ему имя играющего ребенка. 

Новая кукла

(этюд на выражение радости)

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

Баба-Яга

(этюд на выражение гнева)

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус

(этюд на выражение удивления)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Золушка

(этюд на выражение печали)

Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку...

Один дома

(этюд на выражение страха)

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Лисичка подслушивает

(этюд на выражение интереса)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Кот Васька

(этюд на выражение стыда)

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Соленый чай

(этюд на выражение отвращения)

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Новая девочка

(этюд на выражение презрения)

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

Дальше этюды могут усложняться. Во-первых — можно разыгрывать с детьми этюды, в которых эмоции сменяют друг друга: удивление — страх, боль — радость, презрение — стыд и т.д. Во-вторых — проигрывать этюды, в которых несколько участников взаимодействуют, переживая различные эмоции: один сердится — другой пугается.

Ниже приводятся примеры таких этюдов.

Про Таню

(горе — радость)

Наша Таня громко плачет:  
Уронила в речку мячик (горе).  
«Тише, Танечка, не плачь —  
Не утонет в речке мяч!»

(радость).

В лесу

(внимание — страх — радость)

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток — а вдруг это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость)!

Гадкий утенок

(презрение и печаль)

На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один утенок какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!» (презрение). Даже его мать-утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногою. А утенок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него нет друзей (печаль).

Дуремар и Тортилла

(презрение и гнев)

Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «Ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь — ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просить меня об этом!» (гнев).

Дюймовочка и майский жук

Информация о работе Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста