Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 09:47, курсовая работа
Все выше изложенное обуславливает актуальность данной проблемы.
Цель исследования: изучить и разработать систему работы по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения эмоционального развития дошкольников………………………………………………………......6
Понятие эмоций: классификация и функции……………………………......6
1.2 Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
1.3 Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.………………………………………………………………………………….17
Выводы …………………………………………………………………………..24
Глава 2. Выявление особенностей эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………...26
2.1 База и методы исследования ……………………………………………….26
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………28
Выводы …………………………………………………………………………..33
Глава 3. Формирующий эксперимент………………………………………….34
3.1 Психолого – педагогические условия развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста ………………………………………….34
Выводы …………………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….42
Литература……………………………………………………………................
Таким образом, эмоции имеют важное значение в жизни детей. Выявляясь в поведении, они уведомляют взрослого о том, что ребенку нравится, что сердит, что огорчает. По мере того, как ребенок вырастает, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.
К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. Тем не менее, то, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. Для трех-четырехлетнего ребенка присущи резкие перепады настроения, его эмоциональное состояние зависит от физического комфорта [Урунтаева, 2014: 173]. Развитие эмоционального реагирования в младшем дошкольном возрасте
Основными педагогическими задачами по развитию эмоционального реагирования в младшем дошкольном возрасте являются:
- Побуждать детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов.
- В процессе взаимодействия с сенсорными стимулами, различными по модальности, интенсивности и продолжительности, поддерживать экспрессивные проявления малышей (мимические, жестикуляционные, речевые), используя слова одобрения, демонстрируя способы адекватного реагирования, создавая положительную эмоциогенную атмосферу и т. д.
Для реализации этих задач предлагается комплекс эмоционально-сенсорных игр. На этом возрастном этапе вводятся сенсорные стимулы, побуждающие детей переживать привычные, наиболее знакомые им ощущения, к которым относятся осязательные и вестибулярные. Именно эти ощущения в онтогенетической последовательности выделяются в качестве первых. Так, проведение таких игр, как «Ветерок», «Дождик», «Путешественники» и т. д., позволяет наблюдать большое количество разнохарактерных эмоциональных реакций в процессе подпрыгивания, кружения, раскачивания (вестибулярные ощущения), а проведение таких игр, как «Пушинка», «Мошки», «Волшебный мешочек» и т. д., позволяет наблюдать большое количество разнохарактерных эмоциональных реакций в процессе поглаживающих, покалывающих, трясущих и других движений и действий (осязательные ощущения).
Сенсорную информацию в эмоционально-сенсорных играх следует подавать ненавязчиво с помощью побуждающих, подражательных действий или путем изменения степени интенсивности и продолжительности действия сенсорного стимула, а также используя элементы сюрпризности и т. д.
2. Развитие эмоциональной экспрессии у младших дошкольников
Основными педагогическими задачами по развитию эмоциональной экспрессии у младших дошкольников являются:
- Поощрять желание детей участвовать в игровых, танцевальных и других видах импровизаций.
- В процессе ролевых перевоплощений и игровых ситуаций поддерживать активность детей в проявлении ими основных эмоциональных состояний – радости, печали, страха, злости и т. д.
- Способствовать проявлению моторных механизмов эмоциональной экспрессии (мимических, жестикуляционных, речевых, пантомимических).
Для решения этих задач рекомендуется комплекс эмоционально-экспрессивных игр. Большую роль в развитии эмоциональной экспрессии играет содержание игрового контекста, побуждающего детей повторять действия за педагогом, самостоятельно демонстрировать телодвижения и т. д. На этом возрастном этапе основное внимание уделяется развитию начал выражения эмоций, главным образом жестами и пантомимикой. Это объясняется тем, что именно жест и телодвижения, в отличие от других составляющих эмоциональной экспрессии, в большей степени «подвластны» самоуправлению и самоконтролю, а также открыты для управления со стороны педагога. В эмоционально-экспрессивных играх не предполагается содержание игрового ролевого взаимодействия между детьми. Содержание игрового контекста носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Руководящая роль педагога состоит в следующем:
• принимать непосредственное ролевое участие в игре, что побуждает детей к подражательным действиям, повтору действий за педагогом, проявлению инициативы;
• осуществлять эмоционально-насыщенный комментарий, что поддерживает самостоятельность и активность малышей, позволяет им сохранить приятные переживания, а педагогу – обозначить перспективы последующей организации таких игр.
• последовательно усложнять способы организации таких игр: от повторений по образцу к самостоятельным экспрессивным действиям.
К 3 годам у ребенка отчетливо проявляются эстетические чувства. Он переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Кроме того, радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок в возрасте 3- 4 лет учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного [Урунтаева, 2014: 173].
Первоначально ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внимание на эстетически привлекательные объекты. Но вскоре сам начинает обнаруживать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям, делится ими.
На основе чувства удивления, которое замечалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы [Cмирнова, 2012].
Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.
В то же время при систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство симпатии. На 4-м году жизни проявления симпатии усложняются. Накопление собственного опыта помогает дошкольнику понять, когда другому человеку больно или когда другой человек голоден. Когда взрослый выражает в слове эмоциональные состояния старших и ровесников, то ребенок их понимает значительно лучше. В возрасте 3 лет дети оказывают самостоятельно несложную помощь пострадавшему, утешают плачущего, привлекают к участию в удовольствии, зачастую делятся сладостями, игрушками. Повышается избирательное отношение к товарищам, проявляясь в очевидных предпочтениях[Cмирнова, 2012].
Дети хорошо уясняют настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Ребенок пытается получить похвалу, стремится к одобрению, огорчается, если их не получает.
Освоение детьми 3-4 лет навыками речевой деятельности приводит к тому, что определенные слова приобретают для него условно-эмоциональное значение, способность формулировать положительное или отрицательное отношение к ребенку со стороны взрослых. Слово вливается в эмоциональные процессы, изменяя их протекание.
Когда взрослый словесно означает свое отношение к действиям ребенка, то слова, формулирующие оценки, становятся основой развивающихся в дальнейшем чувств, моральных суждений. Вначале само слово у ребенка не порождает никакого чувства, то есть еще не обладает оценочным значением. Оно приобретает подобное значение, когда взрослый подкрепляет его дополнительно мимикой, жестами, интонацией, действиями. Понемногу слово-оценка перестает нуждаться в дополнительном подкреплении, и ребенок уже определенным образом реагирует на его значение. Основу для развития речевой регуляции поведения создает связь чувств с представлением, придавая действиям ребенка известную целенаправленность [Сиротюк, 2014].
Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает условия для развития самолюбия и чувства гордости (Р.Х. Шакуров). Первоначально переживания гордости неустойчивы и появляются только при прямой оценке ребенка взрослым. По мере повторения позитивных оценок, направленных на одни и те же качества, гордость становится устойчивой и стабильной. Вырабатывается потребность постоянно получать и сохранять позитивную оценку взрослого, удовлетворяющую самолюбие ребенка, что говорит о возникновении первых зачатков чувства собственного достоинства. С его появлением усложняются реакции ребенка на внешнюю оценку. Когда новая оценка противоречит старой, появляется сопротивление ребенка. Потому в течение долгого времени он продолжает гордиться тем качеством, которое позитивно оценивалось в прошлом, несмотря на негативную оценку его в настоящем. Под воздействием новой оценки, если она сохраняется довольно длительное время, соответственным образом перестраивается детская гордость. А чувство, вызванное эпизодической, кратковременно действовавшей оценкой, непостоянно [Урунтаева, 2014: 173].
Под воздействием влияния на ребенка позитивной и негативной оценки появляется чувство стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит формирование представлений о позитивно и негативно оцениваемых образцах поведения. Оно появляется у детей раннего дошкольного возраста при отклонении его поведения от позитивно оцениваемого образца в негативную сторону. При этом сам ребенок ощущает это отклонение и воспринимает подобную ситуацию как потерю позитивного мнения взрослых, снижение своего достоинства.
Особенности эмоционального развития в возрасте 3 – 4 лет сводятся к следующему:
Во-первых, эмоциональные переживания кратковременны, переменчивы, выражаются бурно, дети весьма впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
Во-вторых, совершается дальнейшая социализация эмоций, так как переживания связаны с итогами человеческой деятельности и ребенок постигает способы их выражения;
В-третьих, формируются высшие чувства, среди которых особенное место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
В-четвертых, включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением формирует предпосылки для их регуляции [Урунтаева, 2014: 175].
Таким образом, младший дошкольный период является сензитивным для развития эмоциональной сферы. В данное время обогащается содержание эмоций, чувства становятся более целесообразными, подчиняются мышлению, формируются эмпатия, высшие чувства. Наблюдая за детьми в данном возрасте, можно отметить, что часто они испытывают трудности в понимании и выражении собственных эмоций и понимании эмоций окружающих. В связи с этим является актуальным поиск и апробация наиболее результативных методов развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
В настоящее время пристальное внимание в детском дошкольном учреждении уделяется проблеме эмоционального развития детей в разных возрастных группах. К решению этой проблемы подходят с разных позиций, однако единым является теоретическое обоснование, которое заключается в определении базовых понятий эмоционального развития детей дошкольного возраста. Ключевым понятием эмоционального развития считается понятие эмоций, под которым следует понимать особую форму психического выражения в виде переживания на основе субъективного отношения к событиям. Особенностью эмоций становится значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленных соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. Эмоции, в жизни индивида играют огромную роль, благодаря следующим функциям: отражательной (оценочная), побуждающей, подкрепляющей, переключательной, коммуникативной. Каждая из функций позволяет регулировать организм в целом и привлекать его скрытые резервы. Знание основных функций эмоций и понимание их роли в жизни любого индивида, в том числе и дошкольного возраста, будет способствовать его успешному эмоциональному развитию в течение длительного жизненного периода.
Дошкольный возраст 3-4 лет является благодатным периодом для проведения организационных мероприятий по эмоциональному развитию детей, поскольку дошкольник не только впечатлителен, но открыт для усвоения социально-культурных ценностей, и всеми силами стремится к признанию собственной личности среди других людей. Кроме того, у него ярко выражена тенденция к неотделимости эмоций от возникающих процессов восприятия, воображения и мышления. По данным психологов, становление опыта эмоционального отношения к миру, обретаемого в дошкольном возрасте, происходит на прочной основе и закрепляется у ребенка на оставшуюся жизнь. Именно, по этому отсутствие должного внимания к проблеме эмоционального развития в современных дошкольных образовательных учреждениях может способствовать дальнейшим проблемам в развитии детей младшего дошкольного возраста.
Цель констатирующего этапа исследования: изучение особенностей эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Базой исследования являлось МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС», п. Дзержинск. В исследовании приняли участие 17 детей младшего дошкольного возраста.
В качестве основных методик для изучения особенностей эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста мы использовали следующие:
Цель: определение особенности выражения эмоциональных состояний детей младшего дошкольного возраста.
Организация: ребенку предлагается изобразить эмоциональное состояние. «Я скажу, какое эмоциональное состояние нужно изобразить, а ты изобразишь»: радость, грусть, удивление, гнев, испуг, страх. Результаты фиксируются в таблицу.
Обработка результатов: проводится по обобщенным критериям.
Максимальная оценка за методику 30 баллов.
0 - 10 баллов - низкий уровень выражения эмоциональных состояний;
11 - 20 баллов - средний уровень выражения эмоциональных состояний;
Информация о работе Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста