Отчет о педагогической практике в МОУ СОШ № 60

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:25, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики - углубление и закрепление теоретических знаний студентов полученных в ВУЗе, а также применение этих знаний в учебно-воспитательной работе с учащимися; выработка профессионально значимых качеств учителя истории образовательного учреждения на базе теоретической, научно-методической и практической подготовки в вузе.
Задачи практики:
• закрепление и углубление знания студентов в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, формирование умения творчески применять их в профессиональной педагогической деятельности;
• формирование основные профессиональные умения и навыки, необходимые для выполнения функций преподавателя истории;

Содержание

Введение стр. 3
Календарно-тематический план практики стр. 6

Внеклассная деятельность
Общая характеристика базы практики стр. 8
Характеристика класса, в котором обучается испытуемый стр. 9
Характеристика учителя истории стр. 10
Характеристика классного руководителя стр. 11
Характеристика испытуемого стр. 12

Учебно-практическая деятельность
Список класса……………………………………………………………...стр. 15
Расписание уроков и звонков стр. 16
Конспект урока………………………………………………………….....стр 18
Характеристика и анализ посещенных уроков стр. 23
Характеристика и анализ проведенных уроков стр. 28
Характеристика и анализ проведения внеклассного мероприятия стр. 30

Исследовательско-аналитическая деятельность
Изучение ценностных ориентаций стр. 32
Изучение темперамента и личности школьника стр. 35

Заключение стр. 38

Список используемых источников и литературы стр. 40

Вложенные файлы: 1 файл

пед практика в школе Мелихова.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)
 

     Посещение уроков у учителя  истории 
 
 

     Для изучения истории, ученикам выдан учебник истории История России. 19 в. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Лямшенко. – 9-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008 – с. 237, [3]: с илл. Однако, в связи с тем, что в прошлом учебном 2009-2010 году класс не успел разобрать тему 18 века, первые несколько уроков учебник не используется, класс работает под диктовку учителя.

     12.09.2010

     Первый  урок - урок-повторение.

     В начале урока – приветствие учителя, перекличка. На уроке присутствуют 22 учеников из 26, учитель, учитель-практикант.

     Первый  урок истории в новом учебном  году для учеников 8 «А» класса состоялся 12 сентября в понедельник. Это был краткий обзор всего изученного материала по истории России с момента образования Древнерусского государства до времени Петра I.

     Урок  строился по принципу вопрос-ответ  в хронологическом порядке по следующей схеме:

     

     Рис. 11Выставление оценок после 

     урока истории 12.09.201010 

Период  Киевской Руси ® период феодальной раздробленности на Руси ® период монголо-татарского нашествия ® период Московского государства ® Петр I.

     Учитель давал в начале некоторую характеристику ранее изученного периода из истории России, далее задавал вопрос и ученики (в меру своих способностей) давали ответы:

     Учитель: Когда образовалось государство в древней Руси?

     Ученик  Русяйкин Егор: в 9 веке.

     Учитель: какие основные моменты становления Киевской Руси вы можете назвать? Каких действующих лиц вы помните?

     Ученик  Русяйкин Егор: отличительной особенностью этого периода является ключевой вопрос о происхождении государственности (норманнская теория и теория антинорманнская теория). Основные действующие лица: князь Игорь, княгиня Ольга, князь Владимир Красное солнышко и др.

     Учитель: чем ознаменовался период 12-13 веков для Руси?

     Ученик  Русяйкин Егор: это время ослабления власти Киева и выдвижения на лидирующие позиции других крупных городов Руси, образования удельных княжеств – Галицко-Волынского Владимиро-Суздальского княжеств, время т. н. раздробленности.

     И подобные вопросы, вплоть до эпохи Петра I. 

     Отличные  знания продемонстрировал ученик Русяйкин Егор, дававший достаточно полные и  точные ответы на вопросы. Так же, свою инициативу проявили несколько учеников: Хилов Денис, Масалыга Анатолий и Козлова Маша. Они дополняли ответы Егора и друг друга. Всем им по окончании урока были проставлены оценки «5» или «4» в зависимости от правильности ответа.

     

     Рис. 12 Рабочая доска в классе на уроке

     истории 
 
 

     Остальные ученики слабо проявляли свою активность или вообще не проявляли  ее. Некоторые, также набрали баллов на отметку «4» (Долгова Дарья, Разносчикова Катя).

     На  дом было задано повторить все  записи в тетрадях, быть готовым  к устному ответу по повторенному материалу.

     На  дом было задано изучить материал, используя конспект и учебник, письменно ответить на 2 вопроса в конце параграфа.

     13.09.2010

     Второй  урок – урок-лекция. В начале урока – приветствие учителя, перекличка. На уроке присутствуют 22 учеников из 26, учитель, учитель-практикант.

     Тема  занятия – Деятельность Петра I. Учитель начинает свой рассказ вступительным словом с зарисовки о положении Российского государства в конце 17 века. Далее – кратко о детских  и юношеских годах, Петра, о его характере, наклонностях. Затем – основные вопросы темы: Великое Посольство, реформы и преобразования, внешняя и внутренняя политика, вопрос престолонаследия после смерти Петра. На каждый подпункт темы учитель отводил в среднем, около 15 минут. Центральные моменты темы записывались учениками под диктовку учителя. По непонятным моментам ученики задавали вопросы.

     На  дом было задано выучить записи в  тетрадях, ответить письменно на 2 вопроса: 1) итоги деятельности Петра I и 2) Россия на периферии после смерти Петра I.

     17.09.2010

     Третий урок - практическое занятие. В начале урока – приветствие учителя, перекличка. На уроке присутствуют 23 учеников из 26, учитель, учитель-практикант.   Проверка усвоения темы происходила в устной форме в виде фронтального опроса и проверке наличия домашней работы в тетради. Учитель проявил требовательность и строгость при проверке знаний учеников. Особое внимание уделялось пониманию учениками темы, умению объяснить и доказать основные положения темы. При проверке домашнего задания выяснилось, что из присутствующих в классе 2 учеников забыли дома тетради с домашними заданиями, 2  - не смогли ответить на вопросы учителя, за что все четверо получили неудовлетворительные отметки, 1 человек забыл дома учебник (замечание в дневник). Остальные ученики проявили усердие при подготовке домашнего задания и смогли надлежащим образом продемонстрировать свои знания, за что по окончании занятия получили положительные оценки.

     После проверки домашнего задания учитель 10 минут посвятил новой теме, подготовил класс к следующим занятиям, обрисовал в общих чертах весь тот период, который ученики будут изучать в 8 классе на уроках истории России.

     Выводы:

     Учитель истории Чашкина Любовь Архиповна проявила себя хорошим психологом, педагогом. Четко, понятно и доступно работает с учениками. Умеет проявить и строгость и лояльность, найти подход к ученику. На ее уроках преобладает рабоче-творческая атмосфера. Проводит интересные для учащихся занятия.  

     Посещение уроков у классного  руководителя 
 

     Классный руководитель 8 «А» класса в школе занимает должность учителя русского языка и литературы. У него были последовательно посещены 2 урока.

     Первый  урок – урок русского языка у 8 «А»  класса.

Второй  урок – урок литературы у 8 «А» класса.

       На уроке русского языка ученики проходили тему «Слово как основная единица языка».

     

     Рис. 13 Ученики 8 «А» класса в классном

     кабинете: испытуемый Сидоров А. В.

     (справа) с  другом Русяйкиным Е. А.

     Урок литературы был открыт образом Пушкина А. С. в русской литературе. Ученикам было рассказано преподавателем о судьбе русского поэта, напомнены основные произведения. Акцент в повествовании учителя был сделан на тех людях и на те события, которые непосредственным образом оказали влияние на поэта и на последующие произведения.

     Ключевые  моменты урока можно выстроить  в следующую схему:

     Детство (Большое Болдино, Арина Родионовна)  ® Юность (Царскосельский Лицей) ® Взрослые годы поэта (женитьба, трагические события в государстве и др.) ® Смерть поэта и оставленное им наследие для потомков.

     На  уроке ученики проявляли знание биографии поэта. Давали точные ответы на вопросы учителя (Вопрос: назовите школьных друзей поэта? – Ответ: Кюхельбекер, вопрос: помнит ли кто-то как звали жену поэта? – Ответ: Наталья Гончарова и т.д.).

     Далее речь пошла о том, какие произведения Пушкина класс будет изучать  подробно в этом году («Капитанская дочка»)

     На  дом ученикам было задано прочитать параграф из учебника, быть готовыми устно ответить на вопросы после параграфа и принести на следующее занятие книгу Пушкина (или сборник произведений), где был бы рассказ «Капитанская дочка». 

     Итоги посещения уроков у учителей  

     Итого, по окончании посещения уроков, были сделаны следующие выводы:

     1.      Дисциплина, хорошее поведение учеников - одно из слагаемых успешности их работы на уроках, а значит и успешности работы учителя. Если ученик собран и нацелен на учебу, то он достигнет успеха в изучении предмета. Поэтому дисциплину на уроке необходимо поддерживать и не позволять ученикам чрезмерно расслабляться.

     2.      Стиль, тон, такт, внешний вид, культура речи- все это носит решающий характер, также как и наблюдательность, находчивость, т. к. учителю важно найти контакт с аудиторией, но вместе с тем необходимо держать дистанцию.

     3.      Для достижения успеха также  необходимо применять индивидуальный  подход. Нельзя ко всем ученикам относиться одинаково, “причесывать всех под одну гребенку”. Хороший преподаватель должен учитывать личные особенности каждого ученика, выявить и постараться помочь развить в ученике его способности, заставить поверить в себя. Также процесс обучения носит воспитательный характер, формируется личность ученика. Все эти факторы необходимо учитывать преподавателю.

     4.      Взаимоотношения преподавателя и учеников существенно влияет на успешность процесса обучения. Взаимное уважение - условие, необходимое для усвоения учениками излагаемого материала.

     5.      Для успешного проведения уроков в старших класса  важны мотивация и стимулирование, пробуждение интереса к материалу. Не менее важно и общение на уроках, установление обратной связи.

     6.       Организационный аспект занятости. Большую роль в процессе общения играет обстановка в классе, которая должна максимально благоприятствовать учебе: оборудование, помогающее в изложении материала; рациональное использование времени; расстановка парт.

     Прослушанные  уроки и их анализ позволили узнать больше о процессе преподавания, содействовали  созданию своего плана для проведения уроков. В качестве вывода следует сказать, что только при выполнении всех вышеперечисленных условий можно говорить об успешном изложении материала и об удавшемся организационном процессе обучения. 
 
 
 
 
 
 

     Характеристика  и анализ проведенных  уроков 

     В ходе практического блока практики, были проведены 6 уроков истории.

     Характеристика одного из проведенных занятий.

     Урок  – практическое занятие.

     Оборудование:

      1. Портреты Петра I и его сподвижников
      2. Комплекта контурных карт по истории России X – XIX вв., карты.

     Ход урока:

    1. Организационный момент – 2 мин.
    2. Вступительное слово учителя-практиканта 5 мин.
    3. Проверка домашнего задания - 23 мин.
    4. Контрольно-закрепляющая работа с учащимися - 5 мин.
    5. Диагностика (выставление оценок)  - 4 мин.
    6. Домашнее задание – 2,5 мин.
    7. Организованное окончание урока – 0,5 мин.
 

     Проверка  домашнего задания 

     В начале урока – приветствие учителя, перекличка. На уроке присутствуют 22 учеников из 26, учитель в роли наблюдателя, учитель-практикант. Учащимся на дом было задано тематическое домашнее задание. Каждый ученик выбрал из учительского списка тему для реферата, должен был ее проработать. В форме небольшого рассказа за 5-7 минут изложить основные моменты своей работы. На основании ответа по своему реферату, ученик получает оценку за работу.

     Темы  работ:

    1. Личность Петра I в истории России
    2. Политический портрет  Петра I
    3. Великое Посольство Петра I
    4. Причины и предпосылки к реформам Петра I
    5. Реформа образования
    6. Военная реформа
    7. Реформа государственного аппарата
    8. Культурная «революция» Петра Великого
    9. Россия в войнах 18 века. Военная деятельность Петра I
    10. Проблема престолонаследия после смерти Петра I

     К доске выходит ученик Русяйкин Егор. Тема его реферата – «Личность Петра I в истории России». Повествование начинается вступительным словом о родословном происхождении Петра, детских и отроческих годах. Далее дается краткая биографическая погодичная справка о жизни будущего императора вплоть до момента его восхождения на престол. С этого момента начинается основной материал работы, повествующий о деятельности Петра Великого, его реформах, преобразованиях, нововведениях и результатах этих действий. Ученик рассказывает достаточно полно, без запинок и остановок, сопровождая свое повествование иллюстративными материалами работы. Аудитория слушает выступающего с интересом. Выступление заканчивается подведением итогов правления Петра,  оставшегося после него «нового» государства. Ученик заканчивает свое выступление, сдает работу. Учитель-практикант благодарит за выступление, оценивает работу, советуясь с учителем, выставляет оценку  «5» «отлично» в дневник.

Информация о работе Отчет о педагогической практике в МОУ СОШ № 60