Отчет о педагогической практике в МОУ СОШ № 60

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:25, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики - углубление и закрепление теоретических знаний студентов полученных в ВУЗе, а также применение этих знаний в учебно-воспитательной работе с учащимися; выработка профессионально значимых качеств учителя истории образовательного учреждения на базе теоретической, научно-методической и практической подготовки в вузе.
Задачи практики:
• закрепление и углубление знания студентов в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, формирование умения творчески применять их в профессиональной педагогической деятельности;
• формирование основные профессиональные умения и навыки, необходимые для выполнения функций преподавателя истории;

Содержание

Введение стр. 3
Календарно-тематический план практики стр. 6

Внеклассная деятельность
Общая характеристика базы практики стр. 8
Характеристика класса, в котором обучается испытуемый стр. 9
Характеристика учителя истории стр. 10
Характеристика классного руководителя стр. 11
Характеристика испытуемого стр. 12

Учебно-практическая деятельность
Список класса……………………………………………………………...стр. 15
Расписание уроков и звонков стр. 16
Конспект урока………………………………………………………….....стр 18
Характеристика и анализ посещенных уроков стр. 23
Характеристика и анализ проведенных уроков стр. 28
Характеристика и анализ проведения внеклассного мероприятия стр. 30

Исследовательско-аналитическая деятельность
Изучение ценностных ориентаций стр. 32
Изучение темперамента и личности школьника стр. 35

Заключение стр. 38

Список используемых источников и литературы стр. 40

Вложенные файлы: 1 файл

пед практика в школе Мелихова.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

     Следующим выступающим была Рахманова Юля. Тема ее реферата – реформа образования. Ученик заканчивает свое выступление, сдает работу. Учитель-практикант благодарит за выступление, оценивает работу, советуясь с учителем, выставляет оценку  «5» «отлично» в дневник.

     Во  время ответов учеников, учитель-практикант акцентирует внимание на особо интересных моментах, ученики делают соответствующие  пометки у себя в тетрадях.

     Всего было заслушано 5 человек, которые в  конце урока получили оценку  «5» («отлично»). Остальные ученики сдали работы учителю-практиканту, 7 работ были также оценены на 5 баллов («отлично»), за оставшиеся 10 работ ученики получили по 4 балла («хорошо»).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Проведение  внеклассового мероприятия 

     Классный  час на тему: «О вреде наркотиков» 

     26.09.2011 для учащихся 8»А» класса было проведено внеклассное мероприятие. Целью данного мероприятия является расширение знаний учеников об их пагубном влиянии на организм человека1.

     На  классном часе присутствовало 25 человек 1995 г.р.

     Место проведения мероприятия: классная аудитория  (классный кабинет)

     Форма проведения - коллективная.

     Прослеживается  актуальность темы, соответствие воспитательных заданий современной обстановке в стране и интересу учеников.

     Значения  воспитательной работы с данным коллективом: ознакомить подростков с важнейшими последствиями употребления наркотиков, выработка негативного отношения к употреблению наркотиков; содействовать здоровью подростков, агитация ЗОЖ2. Данная тема была подобрана для формирование жизненных навыков, препятствующих к приобщению и употреблению наркотиков; формирования у подростков представление об ответственности за себя и других людей.

     Воспитательная  ценность мероприятий:

  • воспитание у подростков ценностного отношения к здоровью, снижение интереса к алкоголю и психоактивным веществам;
  • участие школьников в проведении мероприятия, проявление инициативы и  самостоятельности;
  • информационная насыщенность;
  • доброжелательная атмосфера во время проведения мероприятия, расширения кругозора; развитее познавательных умений учеников;
  • во время проведения мероприятия присутствовал дух соперничества.

     Взаимодействие  учителя и учеников четко прослеживалось. Были распределены обязанности, ученикам давались интересные задания коллективного и индивидуального характера. Выполненные задания адекватно оценивались, не вызывая неудовлетворения соперников и, наоборот, создавая атмосферу единства, дружества и спортивного азарта борьбы.

     Успех, достигнут благодаря высокому уровню познавательного интереса учащихся, их активности и сплоченности.

     Проблем в процессе проведения внеклассного мероприятия не наблюдалось.

     Мероприятия подобного рода можно проводить  внутри каждого класса, они очень  важны для молодой личности, находящейся  на внутренней периферии, подвластной  пагубному влиянию со стороны3.  Также, схожие мероприятия могут проводить родители для своих детей,  преподаватели в средне-профессиональных учебных заведениях4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Исследовательско-аналитическая деятельность 

      Изучение  ценностных ориентаций 

     В начале  анализа  результатов  тестов,  необходимо  дать  определения  основным понятиям, которые будут  использованы в ходе предлагаемой работы, также  определить   непосредственно   контекст,   в   котором   будет   идти рассмотрение не только проблематики  формирования  ценностных  ориентаций  у конкретного ученика,  но  и  изучение  темперамента,  а  также  рассмотрение основных характеристик личности Сидорова Артема  также на основе результатов  тестов.

     Итак,  ценностные  ориентации  —   сложный   социально-психологический феномен, характеризующий направленность и  содержание  активности  личности, являющийся составной частью системы отношений личности,  определяющий  общий подход человека к миру, к себе, придающий  смысл  и  направление  личностным позициям,  поведению,  поступкам5.  Система   ценностных   ориентации   имеет многоуровневую структуру6. Вершина ее — ценности,  связанные с идеалами  и жизненными  целями  личности.  В рассматриваемом    примере,  как и в большинстве случаев, система ценностных  ориентаций  не  является  чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным,  она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые  изменения взаимозависимости личности с миром,  так и смену текущих,  мимолетных,  в  известной  мере случайных жизненных ситуаций7.

     Предметом данного практического исследования является система  ценностных ориентации учащегося 8 класса Сидорова Артема Вадимовича. Выполнение этого исследования осуществлено по средствам опроса и личной беседы.

     Испытуемому было предложено заполнить опросник8. Он состоит из 10 вопросов, касающихся его личного отношения к окружающему миру, к обучению, труду, друзьям и т.д., в котором необходимо проставить цифры от 1 до 10 соответственно взглядам, где 1 – наиболее важный, интересный фактор, 10 – наименее важный, неинтересный фактор (Приложение № 00 , стр. 00).

     В предлагаемом примере исследуется  специфическая  роль  содержательно-смысловых  и  структурно-динамических   характеристик   системы   ценностных ориентации  личности  в  их  связи  с  особенностями  личности  и  факторами социализации в юношеском возрасте.

     Для этого  возраста  помимо  традиционных ценностей социума особое значение имеет ориентация  на  личностное  общение, поэтому в становлении  системы  ценностных  ориентации  важную  роль  играет общение  со   сверстниками,   ситуации   столкновения   с   противоположными взглядами, мнениями9. Однако у данного ученика процесс становления системы ценностных ориентаций может и тормозиться, приводя к возникновению  феномена нравственного инфантилизма, что  также  последнее  время  является  типичной проблемой  подростков  данного  возраста. Этот  возраст  является  периодом интенсивного  формирования  системы   ценностных   ориентации,   оказывающей влияние  на  становление  характера, силы воли, выдержки  и  личности  в  целом10.  Это связано с появлением  на  данном  возрастном  этапе   необходимых   для   формирования ценностных  ориентации   предпосылок:   овладением   понятийным   мышлением, накоплением   достаточного   морального   опыта,   занятием    определенного социального положения, немаловажную роль здесь играют отношения в семье, положительный пример родителей11.

     В данном конкретном примере процесс  формирования  системы  ценностных  ориентаций   стимулируется значительным  расширением  общения,  столкновением  с   многообразием   форм поведения, взглядов, идеалов.  Наиболее значимыми   целями  для  испытуемого являются: семья (1),  друзья и любовь (2),  и что естественно, досуг  (встречи с друзьями, прогулки, походы в кинотеатр, на каток, прогулки и т.д.) (3). Столь значимая оценка семьи и друзей свидетельствует о привитых семейный ценностях, о прямом авторитете старших. Это может быть вызвано благоприятной внутренней атмосферой в доме  и  семье, что подтверждает вышеприведенное умозаключение о том, что ребенок  подвержен опеке со  стороны  родителей. Важная   роль, отведенная  испытуемым  верным  друзьям,  говорит  о  начальном  формировании моральных идеалов и принципов.

       Вышеупомянутые факторы наиболее важные для развития полноценной здоровой личности.

     В следующей группе ответов, что не может не радовать, предпочтение отдано школе (4), учебе в целом (5) и домашним делам (6). Выделение этих позиций  и объединение их в один суммарный блок говорит о таких качествах характера, как ответственность, стремлении развиваться. При этом следует заметить, что большинство юношей испытуемого возраста не испытывает потребности в этих факторах, что является серьезной проблемой современной России.

     Внешний вид (7), материальный достаток (8), здоровье (9) образуют заключительную тройку выбранных  вариантов ответов, как малозначительные для индивида.  Типичный   для  подросткового  возраста  комплекс  неполноценности, развитие робости, некоторые  предрассудки, связанные с внешним видом, для испытуемого имеют значение, хотя в своих ответах он старался не показать подобного. Однако, при личном контакте их несложно заметить.

     Интересная  работа (10) поставлена на последнее  место. Это свидетельствует о  том, юноша не подошел еще в своем развитии до этого пункта и пока не осознает всю  его важность. 

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Изучение  темперамента и личности школьника 

     В процессе решения поставленных задач  использовался комплекс  методик, направленных на изучение личности школьников 8-9 класса. С их  помощью  были изучены  различные  уровни  интегральной   индивидуальности   учащихся   старших классов12.

     Опросник, задачей которого является изучение  темперамента  школьника, содержит  60  вопросов13.  Необходимо  отметить,  что  это   иногда   вызывало некоторые затруднения у испытуемого, т.к.  большой  объем  данного  опросника вызывал утомление и  иногда  потерю  внимания.  Однако,  как  отмечал  сам испытуемый, варианты  ответов  «да/нет»  были  удобнее  и  несколько  упрощали задачу  ответов  на  вопросы.  В  ходу  обработки  результатов  теста   было выяснено, что Артем по темпераменту является сангвиником.

     Изучение  личности школьника – это сложный  и трудоемкий процесс в  силу неадекватности, неоднородности и разносторонности  изучаемого  явления14.  Ряд сложностей  представляет  в   некотором   плане   неоднозначность   личности испытуемого, вызванная незаконченным процессом формирования  личности,  а точнее началом этого длительного и трудного  процесса.  Надо  учесть,  что личность  формируется практически на протяжении  всей  жизни,  однако  основы характера, а также основные личностные характеристики  закладываются  именно в возрасте примерно  14  лет.  Именно  поэтому  глубокое  изучение  личности подростка в предлагаемом возрасте особенно важно15.

     Говоря  о  результатах  исследования,  важно  учесть,  что  Артем   в коллективе класса не является аутсайдером,  но  при  этом  его  суждения  не являются  наиболее  авторитетными  для  сверстников.  Он,  скорее   является типичным представителем группы «Предпочитаемые». Успеваемость  Артема  нельзя  охарактеризовать  как отличную. Среди его оценок  преобладают хорошие отметки по  естественно-научным дисциплинам (алгебра, геометрия, химия, биология),  по  гуманитарным же дисциплинам оценки колеблются между «4» «хорошо» и  «3» «удовлетворительно».  Это позволяет сделать вывод о естественно-научных  наклонностях  Артема  однако трудно сказать, будут ли впоследствии его интересы  определяющими в выборе будущей профессии. Возможно,  это связано в уровнем его кругозора и начитанности  – он  средний относительно сравнения с кругозором его одноклассников,  заинтересованность  в учебе более высокая лишь у единиц.

     Однако  есть сферы знаний,  которыми Артем  интересуется  и в них, возможно, в силу его повышенной  заинтересованности  в получении знаний  в данной сфере, уровень его знаний высокий. Например,  ему интересна военная техника, история военных действий.  В умении выразить свою мысль у Артема  преобладает  письменная  форма.  Важно отметить, что испытуемый чувствительно относится  к  похвале  –  заслуженная похвала для него может стать серьезным положительным стимулом к  активизации деятельности. Если же обратиться непосредственно к анализу данных теста, то можно увидеть,

что испытуемый среди положительных качеств:

  • Аккуратность;
  • Вдумчивость;
  • Восприимчивость;
  • Жизнерадостность;
  • Заботливость;
  • Искренность;
  • Мстительность;
  • Обаяние;
  • Осторожность;
  • Отзывчивость;
  • Педантичность;
  • Подвижность;
  • Принципиальность;
  • Рассудительность;
  • Решительность;
  • Самоотверженность;
  • Сдержанность;
  • Сообразительность;
  • Терпеливость;
  • Увлеченность;
  • Упорство;
  • Энтузиазм.

Информация о работе Отчет о педагогической практике в МОУ СОШ № 60