Отчет по практике в СОШ №2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:23, отчет по практике

Краткое описание

Прохождение учебной практики на логопункте при общеобразовательной школе является необходимой основой для последующего прохождения практики в речевых центрах для детей с нарушениями речи, подготовки учителей-логопедов.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики на логопункте при общеобразовательной школе:
Общекультурные компетенции:
способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Отчет о практике……………………………………………………………......5
2. Дневник…………………………………………………………………………8
3. Цель и задачи………………………………………………………………….12
4. Анализ оборудования и материалов логопедического кабинета…………..13
5. Анализ логопедической документации……………………………………...18
6. Индивидуальный план работы студента (в свободной форме)…………….22
7. Список детей с логопедическим заключением. …………………………….23
8. Разработка конспекта фронтального занятия и его проведение…………...26
9. Разработка конспекта индивидуального занятия и его проведение…….....32
10. Разработка конспекта фронтального логопедического занятия………….36
Выводы по практике……………………………………………………………..42
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

логопед.практика 2.doc

— 442.00 Кб (Скачать файл)

1.Оснащение кабинета.

Рабочий стол для логопеда.

Шкаф для наглядных  пособий, учебного материала и методической литературы.

Столы и стулья для  детей и взрослых.

Настенное зеркало 50 х 100 см для индивидуальной работы над  звукопроизношением, со специальным дополнительным освещением.

Стол возле зеркала  для индивидуальной работы с ребенком и два стула (для ребенка и  для педагога).

Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки  зондов,  салфетки, вата.

Магнитофон

Секундомер.

Умывальник. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Классная доска, расположенная  на высоте, соответствующей росту  учеников начальной школы.

Наборы цветных шариковых  ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка

Подставки для карандашей и ручек.

Медицинская аптечка.

2.Постоянное оформление  кабинета.

Стандартная таблица  прописных и заглавных букв

Настенная касса букв.

3. Схемы  профиля  артикуляционного аппарата.

Стенд «Схематический анализ звуков».

5. Календарь

6. Сменное оформление кабинета.

Стенд «Логопед советует».

4. Материал для работы  над звукопроизношением.

  • Набор пособий для работы над речевым дыханием.
  • Пособия для автоматизации и дифференциации звуков (печатные издания, настольно-печатные игры, раздаточный и демонстрационный материал на все звуки, материал для работы над звукослоговой структурой и звуконаполняемостью).
  • Звуковые дорожки, лабиринты
  • Индивидуальные кассы букв и слогов
  • Материал для работы над внеречевыми процессами.

1.Игры  для развития:

- мелкой моторики;

- внимания;

- памяти;

- аналитико-синтетического мышления;

- ориентировки в пространстве.

  6 . Материал для  работы над словарем.

- времена года;

- обобщающие понятия;

- профессии людей;

- детеныши диких и  домашних животных;

- название частей целого  предмета и др.

7. Материал для работы  над лексико-грамматическим строем.

- набор предметных  картинок для упражнений в  изменении числа существительных  и глаголов;

- схемы для ознакомления  с предлогами;

- наборы картинок со  словами антонимами и синонимами  и др.

8. Материал для обучения   рассказыванию.

- детская литература;

- материал (тексты) для  закрепления звуков и грамматических  категорий в пересказе;

- предметные и сюжетные  картинки;

- серии картин.

9. Материал для звукового  анализа.

- касса букв и слогов;

- демонстрационный и  индивидуальный раздаточный  материал для усвоения звуко-слогового анализа;

- демонстрационный материал  для усвоения букв;

- пособия, игры для  обучения чтению;

- магнитная азбука;

- звуковые линейки  и др.

10. Материал для обследования  интеллекта.

- счетный материал;

- разрезные картинки;

- картинки и тексты  со скрытым смыслом;

- картинки-шутки (что  неправильно);

- классификация (по  цвету, форме, общей принадлежности  к одной категории предметов).

11. Материал для развития  сенсомоторных процессов

- мозаики;

- трафареты и др.

12. Методическая литература.

В достаточном количестве и содержит теоретические и практические аспекты логопедии.

Анализ дидактического наглядного материала

1. Наглядный материал, используемый при обследовании  речи детей, размещенный в отдельном  ящике.

2. Наглядный материал для работы над звукопроизношением расположен в отдельном ящике и сформирован по лексическим и грамматическим группам

3. Наглядный материал  по развитию речи, систематизирован  и сложен в специальные ящики.

4. Раздаточный материал  и карточки с заданиями для индивидуальной работы изготовлены по количеству детей в группе.

Дидактические пособия  систематизированы и сложены  в специальные пронумерованные  коробки. В каждом шкафу помещается общий список хранящихся в нем  пособий.

Вывод.

Логопедический кабинет  отвечает следующим требованиям:

Наличие достаточного количества дидактического материала и наглядных  пособий;

Соответствие содержания дидактического материала возрасту детей и характеру речевых  нарушения учащихся;

Систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами:

  • обследование речи:
  • психических функций;
  • развитие звуковой стороны речи;
  • грамматической стороны речи;
  • связной речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • методический материал;
  • Соблюдение единого формата дидактических пособий;
  • Правильное хранение дидактических пособий и эстетичность их оформления.

Логопедический кабинет  оформлен просто и эстетично, содержит лишь ту информацию, которая в данный момент нужна для коррекционного процесса. В оформлении кабинета нашли отражение коррекционно-воспитательная работа, материалы по пропаганде логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Кабинет помогает учителю  – логопеду расположить ребенка  к занятиям.

В кабинете имеется все необходимое оборудование для проведения полноценной коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, оформлены уголки в помощь учащимся, педагогам и родителям. Для постоянного использования в кабинете есть магнитофон, компьютер, что значительно облегчает работу учителя – логопеда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ логопедической документации

Для фиксирования коррекционного процесса, который организуется и  проводится на логопедическом пункте, необходимы следующие виды документации:

  • Инструктивное письмо;
  • Сборник приказов и инструкций;
  • Должностные инструкции;
  • Годовой план работы логопеда;
  • Журнал обследования устной и письменной речи учащихся;
  • Паспорт логопедического кабинета;
  • Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий;
  • График рабочего времени логопеда (циклограмма рабочего времени);
  • Календарно-тематическое планирование на каждую группу;
  • Речевые карты на каждого ребенка;
  • Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг с аналитической справкой по результатам мониторинга);
  • Годовой отчет специалиста о проделанной работе (в конце года).
  • Общий план методической работы на учебный год.
  • Перспективный план работы на учебный год.
  • Ежедневные (поурочные) планы работы на каждую группу учащихся.
  • Конспекты или подробные планы занятий.
  • Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.
  • Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).
  • Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.

 

 

 

 

4. Речевая карта

В ходе обследования устной и письменной речи (с 1 по 15 сентября)  логопед заполняет  речевую карту на каждого ребенка. Тип и состав речевой карты зависят от возраста ребенка и структуры речевого дефекта.

Наблюдается  три вида речевых  карт:

1. Речевая карта на ребенка  с ОНР;

2. Речевая карта на ребенка  с дисграфией;

3. Речевая карта на ребенка  с ФФНР или ФНР.

Речевая карта первого вида рассчитана на первоклассника с ОНР и содержит набор заданий, направленных на выявление данного вида речевого нарушения.

При необходимости она может  быть дополнена приложением, состоящим  из заданий, предназначенных для  самостоятельного выполнения ребенком, и тогда ее возможно использовать для обследования школьника с  дисграфией (речевая карта второго  вида). Также ею можно воспользоваться на втором году обучения ребенка с ОНР, если коррекционная работа не завершена и необходимо обследовать уже письменную речь.

Третий вид речевой карты  рассчитан на учащегося начального звена с фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием или имеющего фонетический дефект.

В речевой карте согласно Приложению 2 Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об  организации работы логопедического  пункта общеобразовательного учреждения»  отражаются следующие показатели развития ребенка:

1. Фамилия, имя, возраст.

2. Класс.

3. Домашний адрес.

4. Дата зачисления  в логопедический пункт.

5. Успеваемость по  родному языку (в момент обследования).

6. Жалобы учителя или  родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе  развития речи. Анамнез общего  и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного  аппарата (строение и подвижность) .

11. Общая характеристика  речи (запись беседы, самостоятельных  связных высказываний):

а) словарный запас: словарь  в пределах обихода, шире и пр.; какие  части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений; наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности  навыков анализа и синтеза  звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и  характер специфических ошибок (смешение  и замена согласных букв, аграмматизмы  и т.д.) в письменных работах  обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения  техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность  заикания; ситуации, усугубляющие его  проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика  ребенка по данным психолога  и учителя (организованность, самостоятельность,  устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя-логопеда.

18. Результаты исправления  речи (отмечается в карте к  моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

          19.  Приложения

Результат обследования занесён в речевую карту. Логопедическое заключение в просмотренных речевых картах соответствует речевому нарушению. Речевые карты  находятся в отдельных файлах на каждого ребёнка и хранятся  75  лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный  план работы студента на период производственной практики с 04. 04. по 05. 05. 2013 г.

 

Дата

План

04.04.13

Ознакомление со школой и логопунктом.

05.04.13

Ознакомление с условиями работы.

06.04.13

Знакомство с устройством логопедического  кабинета.

07.04.13

Знакомство с документацией.

08.04.13

Знакомство с контингентом учащихся.

09.04.13

Просмотр и анализ индивидуального  занятия проведенного логопедом.

10.04.13

Просмотр проведения диагностики  и обследования ребенка.

11.04.13

Просмотр и анализ фронтального занятия.

12.04.13

Просмотр и анализ фронтального занятия.

13.04.13-15.04.13

Пробное проведение фрагмента индивидуального  занятия. Проведение игры «Отгадай слово».

16.04.13-18.04.13

Просмотр и пробное проведения фрагмента фронтального занятия.

19.04.13-20.04.13

Проведение зачетного фронтального занятия. Тема: «Звукобуквенный анализ».

21.04.13 - 23.04.13

Наблюдение за детьми во время логопедических занятий.

24.04.13 - 25.04.13

Проведение зачетного индивидуального  занятия. Тема: «Дифференциация Ш  – Щ».

26.04.13-28.04.13

Диагностика и обследование ребенка. Заполнение речевой карты.

29.04.13

Изготовление наглядных пособий. Просмотр занятия.

30.04.13

Составление психолого-педагогической характеристики на младшего школьника.

01.05.13-03.05.13

Заполнение дневника по практике.

04.05.13

Подведение итогов практики.

05.05.13

Заполнение отчетной документации.

Информация о работе Отчет по практике в СОШ №2