Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:25, курсовая работа
Двигательные расстройства гортани проявляются в виде частичного (парезы) либо полного (параличи) выпадения ее функций. Такие нарушения могут возникнуть в результате воспалительного и регенеративного процессов как в мышцах гортани, так и в гортанных нервах. Они могут быть центрального и периферического происхождения. Различают миогенные и неврогенные парезы и параличи.
Введение
Глава 1.
1.1.Дефекты голоса
Глава 2.
2.1. Причины периферических парезов и параличей гортани и их происхождение
2.2. Строение гортани человека и ее функции
2.3. Фонопедические занятия при парезах и параличах гортани
2.4.Тренировка фразовой речи
2.5.Результат и оценка коррекционного обучения
Глава 3.
Функциональные расстройства голоса
3.1.Гипотонусные нарушения при парезах и параличах
3.2. Упражнения для восстановления после пареза и паралича гортани
Глава 4.
Лечение
4.1.Лечение двигательных расстройств гортани. Симптомы. Клинические проявления. Диагностика
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
2.5.Результаты и оценка коррекционного обучения
Результаты коррекционного обучения оцениваются по качеству восставленного голоса, отсутствию жалоб на утомляемость и неприятные ощущения в глотке, гортани и по ларингоскопической картине. Восстановленным считается громкий, звучный голос при организованном речевом дыхании. Ларингоскопия констатирует смыкание голосовых складок за счет приближения здоровой складки к парализованной. Амплитуда колебаний голосовой складки на пораженной стороне снижена.
Анализ отдаленных результатов подтверждает стойкую реабилитацию голосовой функции. Приблизительно у 90% людей с парезами или параличами гортани голос восстанавливается до нормы. У 10% он становится более звучным, увеличивается его сила, исчезает утомление при нагрузке, но сохраняется легкая осиплость или «ватность». Для иллюстрации приведем выписку из истории болезни.
Больной Н. И. К., 61 год, 25.08.1999 г. обратился в фониатрическое отделение с жалобами на резко осиплый голос, нехватку дыхания в момент речи. В состоянии покоя дыхание без затруднений. За два месяца до обращения перенес операцию на сердце (аортокоронарное шунтирование), после которой возникло нарушение голоса. Больной внешне спокоен, выдержан, надеется на восстановление голоса, иначе он не сможет продолжать работу.
При ларингоскопии выявлено: неподвижность левой половины гортани в латеральной позиции, правая половина подвижна, голосовые складки не смыкаются, щель при фонации около 4 мм. Диагноз — паралич левой половины гортани.
Пациент
сразу приступил к курсу
Весь
восстановительный курс продолжался
2,5 мес. При выписке Н. И. К. общался
с окружающими голосом
Продолжительность
курса фонопедии при парезах
или параличах гортани в
Более
сложные нарушения голоса возникают
при двустороннем поражении нижнего
гортанного нерва. Чаще всего это
происходит при обширных операциях
щитовидной железы (струмэкомии). Наступает
паралич обеих половин гортани,
которые фиксируются в
Такое осложнение — трахеостома и речь короткими фразами, поскольку длительно закрывать стому невозможно из-за необходимости дыхания, — очень травмирует людей. Впоследствии таким больным делают операцию: одну из голосовых складок или полностью иссекают или отводят ее конец в сторону (латерофиксация). Трахеостома ушивается. Человек начинает дышать естественным путем, так как половина голосовой щели открыта, но его голос становится резко охриплым, даже возможно полное его отсутствие. Фонопедические занятия улучшают качество голоса, но полноценной фонации достичь не удается.
В некоторых случаях трахеотомию не делают — этот вопрос решает хирург во время операции. Однако в дальнейшем вероятность латерофиксации не исключается. Обусловлено это тем, что просвет голосовой щели так мал, что при любом воспалительном процессе и даже небольшом отеке голосовых складок может возникнуть удушье с угрозой для жизни пациента. Люди страшатся такой перспективы и обращаются за фонопедической помощью.
Реже
встречаются двусторонние параличи,
когда голосовые складки
Фонопедия
при двустороннем поражении двигательной
функции гортани начинается с
тех же приемов, что и при одностороннем,
— дыхательные упражнения, дутье
в губную гармошку. Активизация гортани
голосовыми тренировками строится иначе.
Мы в своей работе используем реверсионную
фонацию (реверс — обратный ход), основываясь
на том, что при параличе обеих
голосовых складок в момент фонации,
т. е. на выдохе, они слегка расходятся
за счет понижения подскладочного давления
воздуха. При вдохе голосовые
складки немного сближаются. Этот
феномен можно использовать для
некоторой активизации
Звук голоса появляется не сразу, до его звучного прорыва проходит от 7 до 10 дней тренировок. После того, как появление звука становится устойчивым независимо от его качества (слабый, сиплый), переходим к функциональным тренировкам, принятым при односторонних поражениях гортани. К реверсионной фонации более не возвращаемся. Используются голосовые упражнения, уже описанные в данном разделе.
Результатом
проведенной фонопедии является
полное восстановление голоса, а у
пациентов с медиальным положением
голосовых складок —
Глава 3
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА
3.1. Гипотонусные нарушения голоса
Наиболее
распространенная патология голоса
связана с функциональными
Функциональные
расстройства голосообразования
Большую
группу функциональных расстройств
голосового аппарата составляют гипотонусные
нарушения (как тождественные
Миопатические
парезы возникают на почве перенесенных
инфекций — гриппа, острых респираторных
и вирусных заболеваний, при длительных
перенапряжениях голоса. Нередко несколько
причин действует в совокупности. Особо
неблагоприятны для голосового аппарата
так называемые «малые простуды», при
которых на фоне небольших катаральных
явлений и легкой отечности слизистой
оболочки носоглотки и гортани ведется
активная голосовая нагрузка. Голос вынужденно
форсируется, что часто приводит к парезам
внутренних мышц гортани и гипотонусной
дисфонии. Страдают мышцы, смыкающие голосовые
складки, нарушается голосовая функция,
а физиологическое дыхание остается нормальным.
Однако выпадение функции одних мышц обусловливает
нарушение действия их антагонистов (мышц-
сжимателей) — аддукторов.
Исследования
одного из основоположников отечественной
фониатрии Л. Д. Работнова (1932) показывают,
что нарушение деятельности одной
мышцы влечет за собой нарушение
функции ее антагониста и отражается
на работе не только гортанных мышц,
но и далее от нее отстоящих
мышц, связанных с
Дефекты
голоса могут быть выражены от легкой
осиплости до резкой охриплости и
даже афонии. Отмечается большая утомляемость
голоса, напряжение и боль в мышцах
шеи, затылка, а иногда и грудной
клетки. Ларингоскопическая картина
характеризуется несмыканием
После вводной беседы психотерапевтической направленности, ориентирующей больного на ответственное отношение к логопедическим занятиям, следует приступать к коррекции дыхания. Помимо дыхательной гимнастики, выполняемой, если есть возможность, в кабинете лечебной физкультуры дыхательными упражнениями необходимо заниматься и на логопедических занятиях.
3.2.Упражнения для восстановления
Главная
задача восстановления голоса при миопатических
парезах — установление костно-абдоминального
типа дыхания, удлинение фонационного
выдоха и воспитание правильного
голосоведения. Некоторые упражнения
комплекса «А», описанные выше, выполняются
при сочетании дыхания с
1) вдох через нос, выдох через нос, имитируя стон;
2)
вдох через нос, выдох через
нешироко открытый рот с
3) вдох через рот, выдох через нос, имитируя стон;
4)
вдох через нос, замедленный
выдох через нос, имитируя
5)
вдох через нос, выдох через
неплотно сжатые губы с
6)
вдох через нос, выдох
При
выполнении дыхательных упражнений
необходимо следить за тем, чтобы
вдох всегда был быстрым, а выдох
как можно более
Расстройства голоса при гипотонусных нарушениях так же, как и при хронических ларингитах, которые часто осложняются миопатическими парезами, сопровождаются парестезиями — рядом неприятных ощущений в глотке и гортани. Для их устранения (или облегчения) целесообразно использовать прием, снимающий ощущения першения в горле. Задержав дыхание, при закрытом рте и неплотно сжатых зубах беззвучно «произносить» звук [ы] два-три раза подряд. Массаж в течение 1—2 мин круговыми движениями большого и указательного пальцев передней поверхности шеи, начиная с области корня языка и спускаясь к ключичным впадинам, ослабляет мышечные зажимы и настраивает голосовой аппарат к работе. Такой массаж можно проводить 6—7 раз в день, первый раз — утром натощак.
Дыхательные упражнения и массаж поверхности шеи подготавливают голосовой аппарат к фонации, с нахождением оптимального тона голоса. Как уже описывалось выше, полноценный звук голоса легче всего получить при произнесении сонорных [м, н, л]. Они обладают достаточно большим возвратным импедансом, не требуют сильного напряжения гортани. Одномоментно вызвать звучный голос при подаче «в маску», т.е. в верхнем резонаторе, не представляет больших трудностей. При сомкнутых губах, без напряжения издается как бы стон на мягкой атаке звука и ощущении вибрации переносицы и темени. Методом проб и ошибок, с неоднократными повторениями попыток, подбирается наиболее чистое звучание голоса. Правильность полученного тона определяется на слух и по ощущению комфорта в голосовом аппарате. Если такие попытки не дают желаемого результата, что иногда возможно у людей с плохим музыкальным слухом, применяется другой прием. Тон задается звучащим камертоном. Камертон С-128 ставится на темя и обучающемуся предлагается «подстроить» голос в тон звучания камертона. Для лучшего ощущения звука «в маске» уже после того, как полноценный тон найден, можно при мягком «мычании» слегка похлопывать по крыльям носа. В дальнейшем этот прием используется и при произнесении слоговых упражнений.