Парезы и параличи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Двигательные расстройства гортани проявляются в виде частичного (парезы) либо полного (параличи) выпадения ее функций. Такие нарушения могут возникнуть в результате воспалительного и регенеративного процессов как в мышцах гортани, так и в гортанных нервах. Они могут быть центрального и периферического происхождения. Различают миогенные и неврогенные парезы и параличи.

Содержание

Введение
Глава 1.
1.1.Дефекты голоса
Глава 2.
2.1. Причины периферических парезов и параличей гортани и их происхождение
2.2. Строение гортани человека и ее функции
2.3. Фонопедические занятия при парезах и параличах гортани
2.4.Тренировка фразовой речи
2.5.Результат и оценка коррекционного обучения
Глава 3.
Функциональные расстройства голоса
3.1.Гипотонусные нарушения при парезах и параличах
3.2. Упражнения для восстановления после пареза и паралича гортани
Глава 4.
Лечение
4.1.Лечение двигательных расстройств гортани. Симптомы. Клинические проявления. Диагностика
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

параличи последн вар.docx

— 82.71 Кб (Скачать файл)

     Причинами параличей возвратного нерва могут быть различные патологические процессы в грудной полости (расширение дуги аорты и сердца, увеличение медиастинальных лимфатических узлов, опухоли средостения, легких, начального отдела пищевода).

     Центральные (бульбарные) параличи гортани возникают при заболеваниях продолговатого мозга (множественный склероз, опухоли, сифилитическая гумма, кровоизлияния, острый полиомиелит и др.) или при процессах, локализующихся в коре головного мозга, а также корково-бульбарных проводящих путях.

     Кортикальные  параличи чаще бывают двусторонними.

     Клиника. Основным симптомом парезов и параличей гортани является нарушение голосообразования, быстрая утомляемость голоса, охриплость (вплоть до афонии).При одностороннем поражении гортани дыхательная функция обычно не нарушена, при двустороннем - нарушение дыхания (стеноз) выражено в различной степени вплоть до асфиксии, требующей хирургического вмешательства (трахеотомия). 
Ларингоскопическая картина различна в зависимости от того, функция каких мышц нарушена и определяется степенью двигательных расстройств, а также стадией заболевания.

     Миопатические параличи гортани всегда бывают двусторонними, при этом голосовые складки занимают срединное положение, голосовая щель резко сужена, недостаточна для дыхания, в связи с чем часто необходимо хирургическое вмешательство (трахеостомия).

     Лечение. Лечение парезов и параличей гортани направлено на восстановление дыхательной функции, нормализацию общего состояния больных и восстановление голосообразования.  
Комплекс лечебных мероприятий при этом включает: 
медикаментозную терапию,  
физические методы лечения, 
дыхательную гимнастику, 
голосовую тренировку,  
психотерапию,  
при показаниях - хирургическое вмешательство.

     Лечение параличей и парезов  гортани должно быть причинным. 
Если они обусловлены воспалительным процессом в гортани, то часто можно ограничиться медикаментозной терапией, физическими методами, соблюдением голосового режима. 
Проводится седативная, стимулирующая, при показаниях противовоспалительная и рассасывающая терапия на фоне строгого голосового режима.

     Из  медикаментозных средств при лечении параличей и парезов гортани назначают: 
стрихнин в виде подкожных инъекций (0,1 % раствор) или приема внутрь (по 8 капель 3 раза в день),  
прозерин (по 0,015 г 2 раза в день),  
витамин А,  
внутримышечное введение галантамина (нивалин),  
внутримышечное введение никотиновой кислоты, 
внутримышечное введение АТФ, 
внутримышечное введение кокарбоксилазы,  
внутримышечное введение ФИБС, 
внутримышечное введение пелоидина, 
внутримышечное введение гумизоля, 
внутримышечное введение экстракта плаценты, 
внутримышечное введение алоэ и др.

     При инфекционно-токсических парезах гортани и параличах в первые дни назначают мощную дегидратационную терапию, а также специфическую терапию в зависимости от заболевания, вызвавшего парез гортани.  
При сдавлении нерва (отек тканей) показаны дегидратационные, противовоспалительные, рассасывающие средства.

       Использование физических методов лечения парезов гортани и параличей в комплексе лечебных мероприятий направлено главным образом на стимуляцию нервного и мышечного аппарата гортани, а также на повышение адаптационных возможностей организма.

     При миопатических парезах гортани и параличах применяют на область гортани: 
электрофорез с тиамином бромида, 
электрофорез рибофлавином,  
электрофорез эхинопсином натрия, 
рефлекторную терапию (электрофорез 10 % раствор кальция хлорида на «воротниковую» область),  
дыхательную гимнастику.

     Фонопедические  упражнения назначают на втором этапе лечения (с 14-15-го дня). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В последние годы наряду с применяемыми медикаментозным, физиотерапевтическим воздействиями, введением в парализованную складку тефлона все шире вводится в практику фонопедия. Ее приемы физиологичны и приводят к большим успехам  в восстановлении голоса.

     Коррекционное обучение следует начинать в возможно более ранние сроки, что обеспечивает лучший прогноз, предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения. Это согласуется с утверждениями  многих авторов. Так, Д. А. Вейс (Weise D.A., 1968) считает, что возможность возникновения  после некоторых операций травмы возвратного нерва с потерей  голоса заставляет некоторых людей  отказываться от хирургического лечения. По его длительным наблюдениям, в  результате этого люди с поражениями  возвратного нерва становились  хроническими больными. Он наблюдал 90 человек, из которых 40 приступили к  фонопедии сразу же после операций и достигли 100-процентного успеха. Среди обратившихся в более поздние  сроки (50 человек) восстановление голоса произошло только у 30%. Большинство людей с нарушениями голоса не остаются безразличными к своему состоянию, особенно заметно это проявляется при функциональных расстройствах голосообразования. У некоторых переживание дефекта приобретает характер ситуационно-психических реакций, их выраженность определяется ролью, которую голос играет в трудовой деятельности человека, особенностями личности, длительностью голосового расстройства, многократностью неудачного лечения в прошлом. Такие больные жалуются на пониженное настроение, высказывают беспокойство о своей дальнейшей жизни в профессиональном плане. Рациональная психотерапия и первые, даже незначительные, подтверждения возможности обрести нормальный звучный голос в таких случаях полностью ликвидируют психогенные реакции, а сам голос успешно восстанавливается в процессе логопедических занятий.

     У людей, избравших голосоречевые  профессии, подобное длительное нарушение  нередко создает тяжелую психотравмирующую  ситуацию, которая при наличии  предрасположенности и астенизирующих факторов приводит к развитию невротических  состояний. Их внимание постоянно приковано  к качеству звучания голоса. Дисфония сочетается с быстрой не только голосовой, но и общей утомляемостью, эмоциональной  неустойчивостью, неуверенностью в  себе, тревогой, бессонницей, пониженным настроением. Продолжая работать, форсируя голос, они еще более ухудшают свое состояние. Люди с выраженными  невротическими расстройствами, помимо голосовосстановительных занятий, нуждаются в консультации, а иногда и в лечении у психиатра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.

2. Вильсон Д. К. — Нарушения голоса у детей. —М., 1990.

      3. Детский  голос.   Экспериментальное исследование/Ред. В. Н. Шацкая. — М., 1970.

4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. — М., 1968.

      5. Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф., Морозов В. П. Руководство по фониатрии. — Л., 1970.

      6. Зарицкий Л. А., Т р и н о с В. А., Т р и н о с Л. А. Практическая фониатрия. — Киев, 1984.

      7. Митринович-МоджеевскаА. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965.

     8. Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи. —Л., 1977.

     9. ТаптаповаС. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984.

      10. Таптапова С. Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции или удаления гортани. — М., 1985.

      11. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. - Ч. I. - С. 194—355. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1 

     ма, мо, му, мэ, мы;      ва, во, ву, вэ, вы;
     на, но, ну, нэ, ны;      за, зо, зу, зэ, зы;
     ла, ло, лу, лэ, лы;      жа, жо, жу, жэ, жи.

     Следующим этапом в фонопедических занятиях является произношение пар слогов на одном  выдохе с ударением на втором слоге. Согласный звук произносится длительно:

     мама, мамо, маму, мамэ,      вава, ваво, ваву, вавэ,
     мамы;      вавы;
     нана, нано, нану, нанэ, наны;      заза, зазо, зазу, зазэ, зазы;
     лала, лало, лалу, лалэ, лалы;      жажа, жажо, жажу, жажэ,
            жажи.

     Постепенно  голос становится достаточно звучным, увеличивается фонационный выдох. Для координации фонации и  дыхания цепочки слогов удлиняются.

     Рекомендуется произнесение семи слогов с перемещающимися  ударениями:

     мама  — мама — мамама, момо — момо — момомо, муму — муму — мумуму, мэмэ — мэмэ — мэмэмэ, мымы —  мымы — мымымы;

     нана  — нана — нанана, ноно — ноно — нононо, нуну — нуну — нунуну, нэнэ — нэнэ — нэнэнэ, ныны —  ныны — ныныны;

     лала  — лала — лалала, лоло — лоло — лололо, лулу — лулу — лулулу, лэлэ — лэлэ — лэлэлэ, лылы —  лылы — лылылы;

     вава  — вава — вавава, вово — вово — вовово, вуву — вуву — вувуву, вэвэ — вэвэ — вэвэвэ, вывы —  вывы — вывывы;

     заза  — заза — зазаза, зозо — зозо — зозозо, зузу — зузу — зузузу, зэзэ — зэзэ — зэзэзэ, зызы —  зызы — зызызы;

     жажа  — жажа — жажажа, жожо — жожо — жожожо, жужу — жужу — жужужу, жеже — жеже — жежеже, жижи —  жижи — жижижи.

     Далее можно начинать тренировку сочетаний  гласных звуков с сонантом [j], который  образуется с незначительным шумом  и колебанием голосовых складок: ай—яй, ой—ей, уй—юй, эй—ей — гласный звучит кратко, а [j] — продленно. Большой импеданс этой фонемы оказывает активизирующее влияние на функцию голосовой щели. Ее сочетание с гласными, произносимыми на твердой атаке, служат действенной тренировкой звучной фонации.

     Хорошей тренировкой по координации дыхания  и голосообразования является длительное произнесение гласных фонем [а, о, у, э, и] и их сочетаний:

     а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэ, аоуи, аоуэи;

     о, оа, оу, оэ, ои, оау, оаэ, оаи, оауэ, оауи, оауэи;

     у, уа, уо, уэ, уи, уао, уаэ, уаи, уаоэ, уаои, уаоэи;

     э, эа, эо, эу, эи, эао, эау, эаи, эаоу, эаои, эаоуи;

     и, иа, ио, иу, иэ, иао, иау, иаэ, иаоу, иаоэ, иаоуэ.

     Все голосовые упражнения сначала произносятся отраженно вслед за логопедом, затем  самостоятельно. Данный этап занятий  может быть завершен, если голос  на всех тренировках звучит легко, без  напряжения, обладает достаточной силой  и звучностью, жалобы на утомление  отсутствуют.

     Для закрепления навыков полноценного звучания приступают к произнесению слов, сначала таких, которые начинаются с прямых ударных слогов типа ма, мо, му, мэ, мы, на, но, ну, нэ, ны и т. п.:

     мама, манка, маг, магма, мазь, мак, маковый, май, майский, магия, магний, майка, маклер, манго, мания;

Информация о работе Парезы и параличи