Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:17, методичка
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Это означает, что налоговая льгота является факультативным элементом налогообложения, и ее отсутствие в определенном законодательном акте, устанавливающем определенный налог или сбор, не является основанием для отказа налогоплательщика от уплаты данного налога или сбора. [6, с. 31-32]
Закономерность
Сущность Явление
Двусторонний характер
Цель (зачем?)
(Д. У. – Мотив – Д. Ученика)
Содержание (чему?)
Активный характер Процесс обучения – это образования
процесс активного,
Противоречивый и
развивающий характер взаимодействия между учителя учения ученика
обучающими и обучаемыми,
Социальный характер в результате которого у
обучающихся формируются: организац.
Воспитывающий характер - знание о мире; формы (где?)
- умения; обучения
Гуманистический характер - навыки
- опыт Д.; механизм
Целенаправленный характер - опыт творческой Д.; усвоения
- личностные качества.
Комментарий к изучению темы
Понятие сущности
Сущность - философская категория, которая означает внутреннее устройство того или иного явления. Сущность носит устойчивый характер, состоит из существенных элементов, объединяет многообразные и противоречивые явления действительности. Изучить сущность - значит выявить связи и отношения, устойчивые элементы и тем самым проникнуть в глубь изучаемого явления.
Явление и сущность выступают в единстве. Явление как внешняя сторона, а сущность, как внутренняя сторона явлений. Сущность и закономерность - понятия идентичные.
Понятие процесса обучения
Традиционно обучение рассматривается как двусторонний процесс преподавания и учения:
- процесс обучения представляет собой совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, в ходе чего осуществляется развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда, формирование основ мировоззрения и поведения учащихся;
- обучение- акт взаимодействия учителя и ученика с целью усвоения последним некоторого отрезка содержания социального опыта.
Первый существенный признак процесса обучения - познание учеником окружающего мира. С точки зрения формальной логики этот признак является родовым. Он требует анализа познавательной деятельности ученика с учетом того общего, что присуще процессу познания в целом независимо от видов и форм человеческой деятельности. Если процесс познания диалектически сложен и противоречив, таков будет и процесс обучения. Если существуют этапы процесса познания, диалектика перехода от одного этапа к другому, то человек в каждый период своего развития находится на одном из этапов познания и будет иметь возможность для перехода на более высокий его этап.
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
СООТНОШЕНИЕ ТРАКТОВОК ПОНИМАНИЯ СУТИ ОБУЧЕНИЯ
Модель структуры процесса обучения:
Структура процесса обучения построена на связях, которые определяют закономерности, в результате чего, процесс обучения - это целостная система.
Различают следующие цели: общие и конкретные.
Общие цели - основной характеристикой является долгосрочность и длительность.
Выдвигаемая на долгое время общая цель, как правило, не подвержена резким изменениям. Общей цели свойственна широта охвата, она выражает наиболее общие взгляды общества на воспитание, обучение человека. Общая цель чаще всего и определяется как обобщенно выраженное намерение, как цель – интенция (стремление, намерение), но она не определяет конкретный результат. Она указывает лишь «путь, маршрут, по которому следует идти, но не пункт назначения».
Таким образом, для общей цели характерно: устремленность, направленность, неопределенность достижения, широта, структурность (наличие состава промежуточных целей).
Конкретные цели – представляют собой уточненные представления о желаемых изменениях учащихся.
Уточненность следует понимать, как указание на конечный результат и возможные предположения об условиях, средствах, способах его достижения. Таким образом, конкретные цели несут в себе большие технологичности. Конкретные цели не столь устойчивы, более кратковременны, изменяемы за определенный период. Т.к. конкретные цели обязательно указывают на конечный результат деятельности, они должны быть сформированы. Для конкретных целей характерно: конечность, определенность, технологичность.
Таксономия целей – закономерный порядок построения целей:
1. Цели социально детерминированные;
2. Всеобщие цели- цели школьной политики;
3. Цели конкретной школы (цели тактичные - конкретные; стратегические - общие на 11 лет);
4. Цели конкретного учебно-воспитательного процесса;
5. Цели конкретного предмета;
6. Цели раздела предмета;
7. Цели урока;
8. Цели задания;
9. Цели конкретного ученика.
Способы постановки целей:
1. Определение целей через изучаемое содержание.
Такой способ дает только указание на область, затрагиваемую уроком или серией уроков. Этот способ недостаточен, так как он не является инструментальным по отношению к учебному процессу и не дает возможности судить о достижении той или иной цели.
2. Определение через деятельность учителя.
Такой способ сосредоточен
на собственной деятельности учителя
и создает впечатление
3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального и т.п. развития ученика.
Постановка целей таким способом возможна лишь при постановке общих целей. Этот способ полностью отрицается. Он не дает возможности убедиться в достижении цели, в нем нельзя обнаружить ориентиры, по которым можно судить о достижении цели.
4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся.
Она дает определенность в планировании и проведении урока. Однако здесь выпадает важный момент – ожидаемый результат обучения. Этот результат есть не что иное, как определенный сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной деятельности.
5. Постановка целей через результат обучения.
Способ постановки целей, который предполагает педагогическая технология, заключается в следующем: цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые учитель может надежно опознать.
Примеры общих целей обучения и глаголов для формулировки конкретных учебных результатов для когнитивной области таксономии Б.Блума, предложенные Н.Гренлундом
Основные категории учебных целей |
Общие цели обучения |
Глаголы для формулировки конкретных учебных результатов |
Знание |
||
Эта категория означает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания - от конкретных факторов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений |
• Знает общие термины • Знает конкретные факты • Знает методы и процедуры • Знает основные понятия • Знает принципы |
Определяет, описывает, идентифицирует, обозначает, перечисляет, подбирает, называет, обрисовывает, намечает, воспроизводит, выбирает, констатирует |
Понимание |
||
Показателями способности понимать значение изучаемого материала могут служить преобразования (трансляция) материала из одной формы в другую, перевод его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала |
• Понимает факты и принципы • Интерпретирует словесный материал • Переводит словесный материал в математические формулы • Оценивает будущее следствие, заключенное в (данных) фактах • Объясняет использование методов и процедур • Интерпретирует схемы и графики |
Переделывает, защищает, различает, оценивает, объясняет, расширяет, обобщает, приводит примеры, делает выводы (заключает, пересказывает, суммирует) |
Применение |
||
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом |
• Применяет понятия и принципы к новым ситуациям • Применяет законы и теории к ситуациям практики • Констатирует правильное использование метода и процедуры |
Изменяет, подсчитывает, демонстрирует, обнаруживает. Манипулирует, модифицирует, действует, приготавливает, относит, показывает, решает |
Анализ |
||
Эта категория обозначает умение разбирать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура, сюда относятся вычленение частей целого выявления взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания, как содержания учебного материала, так и его внутреннего состояния |
• Различает несформулированные предложения • Осознает логические ошибки в доводах • Различает факты и выводы • Оценивает релевантность данных • Анализирует организационную структуру работы (искусство, музыка, литература) |
Подразделяет, изображает, схематически дифференцирует, иллюстрирует, делает выводы, обрисовывает, выбирает, отделяет, подразделяет, различает, выделяет, идентифицирует |
Синтез |
||
Эта категория обозначает учение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочивания имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур |
• Пишет хорошо структурированное сочинение (тему) • Порождает хорошо организованную, логичную речь • Сочиняет короткий рассказ (стихотворение, музыкальное произведение) • Предлагает план эксперимента • Интегрирует знания из разных областей в план для решения проблемы •
Формулирует новую схему для кл |
(категоризирует),распределяет по категориям, комбинирует, составляет, сочиняет, создает, изобретает, конструирует, объясняет, порождает, модифицирует, организует, планирует, реорганизует, реконструирует, относит, перерабатывает, суммирует, рассказывает, пишет. |
Оценка |
||
Эта категория обозначает умение оценивать знания того или иного материала (утверждение, художественных произведений, исследовательских данных). Суждение ученика должны оцениваться на четких критерия. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему их вне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения на ясно очерченных категориях |
• Судит о логической последовательности письменного материала • Дает оценку соответствия выводов данным • Судит о ценности работы (искусство, музыка, литература), использует внутренние критерии • Судит о ценности работы (искусство, музыка, литература), используя внешние показатели качества |
Оценивает, сравнивает, заключает, сопоставляет, противопоставляет, критикует, описывает, различает, объясняет, подтверждает, интерпретирует, соотносит, суммирует, поддерживает |
Задания для самостоятельной работы
Вопросы для самопроверки
3. Теоретически обосновать модель структуры процесса обучения. Охарактеризовать каждый ее элемент.
4. Что такое таксономия целей? Как соотносятся цели обучения по предмету и общие цели обучения?
Литература
5. Теория и технологии обучения: Хрестоматия [текст] / сост. Н.С. Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2010. – С.38-69, 98-144.
Тема IV
Закономерности, принципы и движущие силы
целостного
процесса обучения
Основное содержание темы: Сущность и закономерность. Выявление связей и отношений между элементами системы процесса обучения. Внутренние и внешние связи и отношения. Противоречие и логика процесса обучения. Понятие о законах, закономерностях, принципах и движущих силах процесса обучения. Выявление и характеристика закономерностей, принципов, их взаимосвязь. Пути их реализации. Движущие силы процесса обучения.
Основные понятия: сущность и закономерность, закон, принцип обучения, движущая сила, правило обучения.
Методические указания по теме: уяснить взаимосвязь сущности и закономерности; выявить закономерные связи и отношения в структуре процесса обучения; уметь определять внутренние и внешние связи и отношения; понятия закон и закономерность; определить противоречия и логику процесса обучения; выявить законы и закономерности процесса обучения, обосновать их и характеризовать; показать взаимосвязь законов, закономерностей и принципов обучения; осознать принцип обучения как технологию реализации закономерности; определить пути и правила реализации принципов обучения, показать движущие силы процесса обучения.