Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:17, методичка
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Это означает, что налоговая льгота является факультативным элементом налогообложения, и ее отсутствие в определенном законодательном акте, устанавливающем определенный налог или сбор, не является основанием для отказа налогоплательщика от уплаты данного налога или сбора. [6, с. 31-32]
Модель изучения темы «Теоретические и методологические основы процесса обучения».
Методология-учение о
формах и способах построения
научно-познавательной деятельности.
Уровни методологического
знания:
Общефилософский ------------------------------
Общенаучный
------------------------------
Конкретно-научный
------------------------------
Технологический ------------------------------
Комментарии к изучению темы
В наиболее широком смысле методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования, его объекта, предмета анализа, задачи исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задач.
- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;
- учение о научном методе познания;
- совокупность методов,
применяемых в какой-либо науке
Методология науки определяет систему компонентов научного исследования: объект, предмет, задачи исследования, совокупность исследовательских средств, цель и гипотезу исследования, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задач.
Методология педагогических исследований призвана исследовать методы и средства не практической, а исследовательской деятельности в области педагогики.
Различают два типа методологии как учения о методах научного познания в зависимости от выполненных функций: регулятивную и нормативную.
Методологические знания могут выступать либо в дескриптивной форме (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме.
Дескриптивное методологическое знание может служить ориентиром в процессе исследования, а прескриптивное знание направленно на регуляцию деятельности.
В целом, методология указывает, как надо осуществить научно- исследовательскую и практическую деятельность.
Одним из методологических подходов признан системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолировано, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. Системный подход является методологической основой процесса обучения и представляет собой видение действительности, особую познавательную технологию, которая используется в проектировании и прогнозировании системы процесса обучения.
Системный подход имеет ряд характеристик, ведущей из них является целостность системы.
В основе системного подхода лежит понятие «система». Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность.
Общенаучные |
Конкретно-научные | |
теоретические |
эмпирические | |
Общетеоретические: -абстракция и конкретизация; - анализ и синтез; - сравнение; - противопоставление; - индукция и дедукция; Социологические: - анкетирование; - интервьюирование; - экспертные опросы; - рейтинг; Социально-психологические: - социометрия; - тестирование; - тренинг; Математические: - ранжирование; - шкалирование; - корреляция. |
-анализ литературы, документации и продуктов деятельности; - анализ понятийно- - аналогий, основанной на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы; - построение гипотез; - построение мыслительного эксперимента; - прогнозирования; -моделирование. |
- наблюдения; - беседа; - педагогический консилиум; - изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта; - педагогический эксперимент; - научно-педагогическая экспедиция. |
Структура и
логика научно-педагогического
1 этап |
Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей и промежуточной целей исследования и соотнесенных с целями задач. |
2 этап |
Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений. Единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода. |
3 этап |
Построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать. |
4 этап |
Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования. |
5 этап |
Организация и проведение преобразующего эксперимента. |
6 этап |
Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. |
7 этап |
Выработка практических рекомендаций. |
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте логико - смысловые модели по вопросам СРС.
2. Раскройте современные подходы к процессу обучения и сформулируйте основные правила их реализации.
Вопросы для самопроверки
1. Что является методологией дидактики?
2. Охарактеризуйте уровни методологического знания и обоснуйте необходимость каждого уровня дидактического исследования.
3. Проведите сравнительный анализ процесса познания и процесса обучения. Выводы обоснуйте.
4. Какие методологические подходы к оценке образования являются в современной дидактике определяющими.
Литература
1. Краевский, В.В.Методология педагогического исследования [текст] /В.В.Краевский. - Самара, 1994.-С.17.
2. Оконь, В. Введение в общую дидактику [текст] /В.Оконь. -М.,1987.
3. Педагогика [текст] / под ред. В.А. Сластенина. – М., 1998. -С.190-193.
4. Теоретические основы процесса обучения в советской школе [текст] / под ред В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.,1989. - С.53-97.
5. Теория и технологии обучения: Хрестоматия [текст] / сост. Н.С. Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2010. – С.38-111.
6. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении [текст] / Е.Н Шиянов И.Б. Котова - М., 1989.-С. 46-59.
7. Бондаревская, Е.В. В защиту «живой» методологии [текст] / Е.В Бондаревская // Педагогика, 1997. - №5.-С.102-105.
Тема III
Сущность целостного процесса обучения,
его компоненты и структура. Цель как системообразующий
компонент процесса обучения.
Основное содержание темы: Понятие о сущности процесса обучения.
Сущность и закономерность. Процесс обучения и процесс познания, их отличительные особенности. Процесс обучения как специфическая форма познания. Теория отражения, гносеологические основы обучения, отличие процесса обучения от процесса познания. Сущностные стороны процесса обучения: двусторонний и личностный характер обучения; единство преподавания и учения, обучение как сотворчество учителя и ученика, социальный характер обучения, развивающий и воспитательный характер обучения и др. Структура процесса обучения и ее модель. Характеристика каждого компонента структуры. Цель как системообразующий компонент. Таксономия целей. Целеполагание. Способы постановки целей. Эффективность процесса обучения.
Функции процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Связь функций и целей обучения. Проблемы целостности образовательного процесса.
Основные понятия: теоретическая модель, сущность процесса обучения, структура, элемент структуры, цель, целеполагание, таксономия целей, целостность.
Методические указания по теме: обосновать специфическую форму познания - процесс обучения, осознать понятие сущность, выявить сущностные стороны процесса обучения и их обосновать; теоретически обосновать модель структуры процесса обучения, охарактеризовать место и функции каждого элемента структуры определить понятие цель, виды целей, таксономию целей; рассмотреть способы постановки целей и провести их анализ на предмет использования в преподавании; освоить технологию постановки целей; обосновать функций и целей обучения.
Самостоятельная работа по вопросам
1. Подходы к пониманию сущности процесса обучения (историко-педагогический, дидактический, психологический, гносеологический и др.)
2. Проблемы целостности учебного процесса.
Работа с хрестоматийными материалами
Теория и технологии обучения: Хрестоматия [текст] / сост. Н.С. Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2010. – С.38-69, 98-144.
Модель изучения темы « Сущность процесса обучения»
Сущность процесса обучения-
руководимый или организованный Воспитательная
процесс познания
Развивающая