Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:17, методичка

Краткое описание

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Это означает, что налоговая льгота является факультативным элементом налогообложения, и ее отсутствие в определенном законодательном акте, устанавливающем определенный налог или сбор, не является основанием для отказа налогоплательщика от уплаты данного налога или сбора. [6, с. 31-32]

Вложенные файлы: 5 файлов

Пособие Н.С.12.04.10.doc

— 1.52 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Модель изучения темы «Теоретические и методологические основы процесса обучения».


 

 

        Методология-учение о принципах,

        формах и  способах построения

        научно-познавательной деятельности.

 

       Уровни методологического знания:                                                                                                                                                               Теор.познан.

               Общефилософский ------------------------------------    Материализм, прагматизм…

         Общенаучный ----------------------------------------    Системный подход (конец 60-х г.г.)                                             Теор.отраж.

                                                                                                    Система – совокупность (множество)  взаимосвязанных

                                                                                                   элементов, составляющих определённое целостное образование

                                                                                                       Признаки системы

                                                                                                          Взаимосвязь элементов

                                                                                                          Связь с внешней средой

                                                                                                          Любая система-элемент более широкой системы

                                                                                                          Интегративность

                                                                                                          Целесообразность

                                                                                                          Управляемость

                                                                                                          Деятельность

                                                                                                          Обратная связь

                                                                                                      Методы системного анализа

                                                                                                          Морфологический

                                                                                                          Структурный

                                                                                                          Функциональный

                                                                                                          Генетический

                                                                                                           Восхождение от абстрактного к конкретному

                                                                                                           Моделирование

        Конкретно-научный ---------------------------------    Совокупность методов, принципов исслед-ия и процедур, прим-ых в дисциплине (лично      стноориентированный, деятельностный, культурологический, компетентностный и т. д).                                                                                                                                                                            


          


       Технологический -------------------------------------------------Технологии развивающего обучения, программированное, модульное обучение


 

Комментарии к изучению темы

 

В наиболее широком смысле методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования, его объекта, предмета анализа, задачи исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задач.


 

 

- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;

- учение о научном  методе познания;

- совокупность методов,  применяемых в какой-либо науке.

Методология науки определяет систему  компонентов научного исследования: объект, предмет, задачи исследования, совокупность исследовательских средств, цель и гипотезу исследования, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задач.

Методология педагогических исследований призвана исследовать методы и средства не практической, а исследовательской деятельности в области педагогики.

Различают два типа методологии как учения о методах научного познания в зависимости от выполненных функций: регулятивную и нормативную.

Методологические знания могут  выступать либо в дескриптивной  форме (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме.

Дескриптивное методологическое знание может служить ориентиром в процессе исследования, а прескриптивное знание направленно на регуляцию деятельности.

 




 

 



 

 

 

 

 

 

 

В целом, методология указывает, как  надо осуществить научно- исследовательскую и практическую деятельность.

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Одним из методологических подходов признан системный подход, сущность которого заключается в том, что  относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолировано, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. Системный подход является методологической основой процесса обучения и представляет собой видение действительности, особую познавательную технологию, которая используется в проектировании и прогнозировании системы процесса обучения.

Системный подход имеет ряд характеристик, ведущей из них является целостность системы.

В основе системного подхода лежит  понятие «система». Система - это  совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



 

 


Общенаучные

Конкретно-научные

 

теоретические

эмпирические

Общетеоретические:

-абстракция и конкретизация;

- анализ и синтез;

- сравнение;

- противопоставление;

- индукция и дедукция;

Социологические:

- анкетирование;

- интервьюирование;

- экспертные опросы;

- рейтинг;

Социально-психологические:

- социометрия;

- тестирование;

- тренинг;

Математические:

- ранжирование;

- шкалирование;

- корреляция.

-анализ литературы, документации и продуктов деятельности;

- анализ понятийно-терминологической системы;

- аналогий, основанной на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы;

- построение гипотез;

- построение мыслительного эксперимента;

- прогнозирования;

-моделирование.

- наблюдения;

- беседа;

- педагогический консилиум;

- изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта;

- педагогический эксперимент;

- научно-педагогическая экспедиция.




 

 

Структура и  логика научно-педагогического исследования

 

 

1 этап

Общее ознакомление с  проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей и промежуточной целей исследования и соотнесенных с целями задач.

2 этап

Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений. Единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода.

3 этап

Построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать.




 

 

 

4 этап

Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.

5 этап

Организация и проведение преобразующего эксперимента.

6 этап

Анализ, интерпретация  и оформление результатов исследования.

7  этап

Выработка практических рекомендаций.




 

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте логико - смысловые модели по вопросам СРС.

2. Раскройте современные подходы к процессу обучения и сформулируйте основные правила их реализации.

 

Вопросы для  самопроверки

1. Что является методологией дидактики?

2. Охарактеризуйте уровни методологического знания и обоснуйте необходимость каждого уровня дидактического исследования.

3. Проведите сравнительный анализ процесса познания и процесса обучения. Выводы обоснуйте.

4. Какие методологические подходы к оценке образования являются в современной дидактике определяющими.

 

Литература

1. Краевский, В.В.Методология педагогического исследования [текст] /В.В.Краевский. - Самара, 1994.-С.17.

2. Оконь, В. Введение в общую дидактику [текст] /В.Оконь. -М.,1987.

3. Педагогика [текст] / под ред. В.А. Сластенина. – М., 1998. -С.190-193.

4. Теоретические основы процесса обучения в советской школе [текст] / под ред В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.,1989. - С.53-97.

5. Теория и технологии обучения: Хрестоматия [текст] / сост. Н.С. Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2010. – С.38-111.

6. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении [текст] / Е.Н Шиянов И.Б. Котова - М., 1989.-С. 46-59.

7. Бондаревская, Е.В. В защиту «живой» методологии [текст] / Е.В Бондаревская // Педагогика, 1997. - №5.-С.102-105.

 

Тема III 
Сущность целостного процесса обучения, его компоненты и структура. Цель как системообразующий компонент процесса обучения.

 

Основное содержание темы: Понятие о сущности процесса обучения.

Сущность и закономерность. Процесс  обучения и процесс познания, их отличительные особенности. Процесс обучения как специфическая форма познания. Теория отражения, гносеологические основы обучения, отличие процесса обучения от процесса познания. Сущностные стороны процесса обучения: двусторонний и личностный характер обучения; единство преподавания и учения, обучение как сотворчество учителя и ученика, социальный характер обучения, развивающий и воспитательный характер обучения и др. Структура процесса обучения и ее модель. Характеристика каждого компонента структуры. Цель как системообразующий компонент. Таксономия целей. Целеполагание. Способы постановки целей. Эффективность процесса обучения.

Функции процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Связь функций и целей обучения. Проблемы целостности образовательного процесса.

 

Основные понятия: теоретическая модель, сущность процесса обучения, структура, элемент структуры, цель, целеполагание, таксономия целей, целостность.

 

Методические указания по теме: обосновать специфическую форму познания - процесс обучения, осознать понятие сущность, выявить сущностные стороны процесса обучения и их обосновать; теоретически обосновать модель структуры процесса обучения, охарактеризовать место и функции каждого элемента структуры определить понятие цель, виды целей, таксономию целей; рассмотреть способы постановки целей и провести их анализ на предмет использования в преподавании; освоить технологию постановки целей; обосновать функций и целей обучения.

Самостоятельная работа по вопросам

1. Подходы к пониманию сущности процесса обучения (историко-педагогический, дидактический, психологический, гносеологический и др.)

2. Проблемы целостности учебного процесса.

Работа с  хрестоматийными материалами

Теория и технологии обучения: Хрестоматия [текст] / сост. Н.С. Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2010. – С.38-69, 98-144.

 

Модель изучения темы « Сущность процесса обучения»


Сущность процесса обучения-

руководимый или организованный             Воспитательная 

 процесс познания


 

                      Развивающая


                                                                    Сущность - философская категория,

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ДИДАКТИКЕ.doc

— 1.44 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Учебно-методические комплексы для ИИиПО.doc

— 959.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Теория обучения.Пед.технол..doc

— 280.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

УМК по ОСПП (юриспруденция-2012).doc

— 586.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Педагогика как наука