Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет
свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного
мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.
Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается
многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает
воспитание как частный момент развития общества, его производительных
сил и производственных отношений; история – как частный момент
истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи
с изучением становления личности развивающегося человека.
Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего,

Содержание

Введение ……………………………………………3
Основная часть «Педагогика - наука»:
Возникновение педагогики как науки……………..3

Основные понятия…………………………………...6


Структура педагогических наук ……………………9

Связь с другими науками …………………………..10


Заключение………………………………………………10
Список используемой литературы …………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Костанайский  государственный  педагогический институт  

Факультет заочного обучения  

Кафедра педагогики  
 
 
 
 
 

Малина  Александра  

                              Тема: Педагогика как наука 

Курсовая  работа

 
 
 
 

                                                                                          Научный руководитель:

                                                                                            _____Рамазанова Г.К. 

                                                                                          Старший преподаватель:

                                                                                             ____________________        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Костанай 2012г.

Содержание: 

Введение ……………………………………………3 

Основная часть  «Педагогика - наука»:

    1. Возникновение педагогики как науки……………..3
 
    1. Основные  понятия…………………………………...6
 
 
    1. Структура педагогических наук ……………………9
 
    1. Связь с  другими науками …………………………..10
 
 

Заключение………………………………………………10

Список используемой литературы …………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

  Каждая  наука   в  одном  и  том   же  объекте  изучения  выделяет

свой  предмет  исследования – ту  или  иную  форму  бытия  объективного

мира, ту  или  иную  сторону  процесса  развития  природы  и  общества.

Воспитание  как  сложное, объективно  существующее  явление  изучается

многими  науками. Исторический  материализм, например, рассматривает

воспитание  как  частный  момент  развития  общества, его  производительных

 сил  и   производственных  отношений; история  – как частный  момент

истории  классовой  борьбы  и  классовой  политики; психология – в  связи

с  изучением  становления  личности  развивающегося  человека.

Самостоятельность  любой  науки  определяется,  прежде  всего,  наличием

особого, собственного  предмета  исследования, наличием  такого  предмета,

который  специально  не  исследуется  никакой  другой  научной

дисциплиной.

       В  общей  системе  наук, в  общей  системе  «вещей  и  знаний»

педагогика  выступает  как  единственная  наука, имеющая  своим  предметом

воспитание  человека.

        Изучение  всякой  науки  начинается  с  уяснения  таких  вопросов:

как  возникла  и  развивалась  эта  наука  и  какие  специфические

проблемы  она  исследует?

В  самом  деле, каждая  наука  имеет  свою  историю  и  достаточно

определённый  аспект  природных  или  общественных  явлений, изучением

которых  она  занимается  и  знание  которых  имеет  большое  значение  для

 осмысления  её  теоретических  основ.

       Обособление  и  формирование  педагогики  как  науки  были  вызваны

к  жизни  растущими  потребностями  общества  в  создании  специальных

учебно - воспитательных  учреждений, в  теоретическом  осмыслении  и

обобщении  стихийно  складывающегося  опыта  обучения  и  воспитания

подрастающих  поколений, специальная  подготовка  их  к  жизни. Образование

 и  воспитание, таким  образом, превратились  в  объективную  потребность

общества  и  стали  важнейшей  предпосылкой  его  развития.

       Вот  почему  на  определённой  ступени  развития  человеческого

общества  и,   в  частности, в  более  поздний  период  рабовладельческого

строя, когда  производство  и  наука  достигли  значительного  развития,

воспитание  выделятся  в  особую  общественную  функцию, т.е. возникают

специальные  воспитательные  учреждения, появляются  лица, профессией

которых  стало  обучение  и  воспитание  детей. Это  имело  место  во

многих  древних  странах, но  более  или  менее  достоверные  сведения  о

школах  для  мальчиков  дошли  до  нас  из  Египта, стран  Ближнего

Востока  и  античной  Греции.

       Надо  сказать, что  уже   в  древнем  мире  многие  общественные

деятели  и  мыслители  хорошо  сознавали  и  указывали  на  огромную  роль

воспитания,  как  в  развитии  общества, так  и  в  жизни  каждого

человека. Например, по  законам  Солона  (между  640  и  635 – ок. 559 гг.

до  н.э.) полагалось, чтобы  отец  обязательно  позаботился  о  специальной

 выучке  своих   сыновей  в  той  или   иной  области  труда.  По  мере

расширения  и  усложнения  воспитания  специальная  отрасль  теоретических

знаний, относящихся  к  воспитательной  деятельности, стала

разрабатываться  более  интенсивно.  Эта  отрасль  знания, как  впрочем,  и

 знания  в   других  сферах  жизни  и   производства, вначале

разрабатывалась  в  недрах  философии. Уже  в  трудах  древнегреческих

философов –  Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до

н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.),

Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и  др. – содержалось  немало  глубоких

мыслей  по  вопросам  воспитания. Из  античной  Греции  ведёт  своё

происхождение  и  термин  «педагогика», который  закрепился  в  качестве

названия  науки  о  воспитании. Как  же  это  произошло? 
 
 

       В  Древней  Греции  педагогами  назывались  рабы, которым

аристократы  поручали  присматривать  за  своими  детьми, сопровождать  их

в  школу  и  из  школы,  нести  учебные  принадлежности, а  также

совершать  с  ними  прогулки. Греческое  слово  «пейдагогос»  (пейда –

ребёнок, гогос  – вести)  обозначает  «детоводитель». В дальнейшем

педагогами  стали  называть  специально  подготовленных  людей, которые

занимались  обучением   и  воспитанием  детей  и  для  которых

педагогическая  деятельность  являлась  профессией. Отсюда  особая  наука

о  воспитании  стала  называться – педагогикой.

       Надо  сказать, что  из  Древней   Греции  ведут  своё  происхождение

и  многие другие  педагогические  понятия  и  термины, например, школа,

что,  означает «досуг», гимназия - общественная  школа  физического

воспитания, а  впоследствии  просто  средняя  школа,  и  др.

       Значительное  место  занимали  вопросы  воспитания  также   в  трудах

древнеримских  философов  и  ораторов. Интересные  педагогические  идеи,

например, высказывали  Лукреций  Кар (ок. 99-55  гг.  до  н.э.), Квинтилиан

(42-118  гг.  до  н.э.)  и  др.

       В  средние  века  проблемы  воспитания  разрабатывались   философами-

богословами, педагогические  идеи  которых  носили  религиозную  окраску  и

 были  пронизаны   церковной  догматикой.

           Дальнейшее  развитие  педагогическая  мысль  получила  в  трудах

 мыслителей  эпохи  Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие   деятели  этой

эпохи - итальянский  гуманист  Витторио  да  Фельтре  (1378-1446),

испанский  философ  и  педагог  Хуан  Вивес  (1442-1540), нидерландский

мыслитель Эразм  Роттердамский (1465-1536) и др.

Они  критиковали  механическую  зубрёжку, процветавшую  в  обучении,

выступали  за  гуманное  отношение  к  детям, за  освобождение  личности

от  оков  угнетения.

       Несмотря  на  интенсивное   развитие  воспитательной  теории,

педагогика  про-  должала  оставаться  частью  философии. Как  особая

наука  педагогика  впервые  была  выделена  из  системы  философских

знаний  в  начале XVII в.  Оформление педагогики  как  самостоятельной

научной  дисциплины  большинство  исследователей  связывает  с  именем

великого  чешского  педагога  Яна  Амоса  Коменского (1592-1670).

Сформулированные  им  принципы, методы, формы  организации  учебной  работы

 с  детьми  и  нравственного воспитания  стали  неотъемлемыми  элементами

последующих  научно-педагогических  систем.

       Неоценимое  значение  для   становления  научной  педагогики  имели

труды  таких  виднейших  деятелей, как  Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро

(1713-1784), К. А.  Гельвеция (1715-1771)  во  Франции,  Джон  Локк (1632-

1704) в  Англии, Иоганн  Генрих  Песталоцци (1746-1827)  в  Швейцарии,

Фридрих  Адольф  Вильгельм  Дистервег  (1790-1866) и  Иоганн  Фридрих

Гербарт (1776-1841) в  Германии.

       Родоначальниками  революционно-демографических   взглядов  в  русской

педагогике  были  В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.

Г. Чернышевский (1828-1889) и  В. А. Добролюбов (1836-1861). На

становление  отечественной  научной  педагогики  большое   влияние  оказали

 труды   Л. Н. Толстого (1828-1910),  Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,

систематизированное  раскрытие  отечественных  педагогических  идей  было

дано  в  трудах  К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой  вклад  в  развитие

советской  педагогики  внесли  Н. К. Крупская (1869-1939),    А. В.

Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-

1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).

       То, что  педагогика  выдвинула   такое  большое  количество  крупных

педагогов, не  является  случайным. Общество  с  его  интенсивным

развитием  производства, науки  и  культуры  требовало  повышения

грамотности  основных  производителей. 
 
 

Без  этого  оно  не  могло  развиваться. Поэтому  растёт  количество

образовательно-воспитательных  учреждений, расширяется  сеть  народных

школ, дающих  необходимую  подготовку  детям, открываются  специальные

учебные  заведения  по  подготовке  учителей  и  начинает  преподаваться

педагогика  как  особая  научная  дисциплина. Всё  это  давало  большой

Информация о работе Педагогика как наука