Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:07, курсовая работа
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет
свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного
мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.
Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается
многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает
воспитание как частный момент развития общества, его производительных
сил и производственных отношений; история – как частный момент
истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи
с изучением становления личности развивающегося человека.
Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего,
Введение ……………………………………………3
Основная часть «Педагогика - наука»:
Возникновение педагогики как науки……………..3
Основные понятия…………………………………...6
Структура педагогических наук ……………………9
Связь с другими науками …………………………..10
Заключение………………………………………………10
Список используемой литературы …………………….12
Костанайский
государственный
педагогический институт
Факультет
заочного обучения
Кафедра
педагогики
Малина
Александра
Тема: Педагогика как наука
Костанай 2012г.
Содержание:
Введение ……………………………………………3
Основная часть «Педагогика - наука»:
Заключение………………………………………………10
Список используемой
литературы …………………….12
Введение.
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет
свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного
мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.
Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается
многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает
воспитание как частный момент развития общества, его производительных
сил и производственных отношений; история – как частный момент
истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи
с изучением становления личности развивающегося человека.
Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием
особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета,
который специально не исследуется никакой другой научной
дисциплиной.
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний»
педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом
воспитание человека.
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов:
как возникла и развивалась эта наука и какие специфические
проблемы она исследует?
В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно
определённый аспект природных или общественных явлений, изучением
которых она занимается и знание которых имеет большое значение для
осмысления её теоретических основ.
Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны
к жизни растущими потребностями общества в создании специальных
учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и
обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания
подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование
и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность
общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Вот почему на определённой ступени развития человеческого
общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого
строя, когда производство и наука достигли значительного развития,
воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают
специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией
которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во
многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о
школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего
Востока и античной Греции.
Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные
деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль
воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого
человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг.
до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной
выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере
расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических
знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала
разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и
знания в других сферах жизни и производства, вначале
разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих
философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до
н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.),
Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких
мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё
происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве
названия науки
о воспитании. Как же это
произошло?
В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым
аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их
в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также
совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда –
ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем
педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые
занимались обучением и воспитанием детей и для которых
педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука
о воспитании стала называться – педагогикой.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение
и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа,
что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического
воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах
древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи,
например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан
(42-118 гг. до н.э.) и др.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-
богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и
были пронизаны церковной догматикой.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах
мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой
эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446),
испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский
мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.
Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении,
выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности
от оков угнетения.
Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории,
педагогика про- должала оставаться частью философии. Как особая
наука педагогика впервые была выделена из системы философских
знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной
научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем
великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).
Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы
с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами
последующих научно-педагогических систем.
Неоценимое значение для
становления научной
труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро
(1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-
1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии,
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих
Гербарт (1776-1841) в Германии.
Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской
педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.
Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На
становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали
труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,
систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было
дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие
советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В.
Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-
1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).
То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных
педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным
развитием производства, науки и культуры требовало повышения
грамотности
основных производителей.
Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество
образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных
школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные
учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться
педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой