Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет
свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного
мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.
Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается
многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает
воспитание как частный момент развития общества, его производительных
сил и производственных отношений; история – как частный момент
истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи
с изучением становления личности развивающегося человека.
Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего,

Содержание

Введение ……………………………………………3
Основная часть «Педагогика - наука»:
Возникновение педагогики как науки……………..3

Основные понятия…………………………………...6


Структура педагогических наук ……………………9

Связь с другими науками …………………………..10


Заключение………………………………………………10
Список используемой литературы …………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

толчок  развитию  педагогической  теории.

       Возникнув  как  наука   о  воспитании  детей  и   молодёжи, педагогика

по  мере  расширения  границ  воспитания  и  сферы  действия  субъективных

факторов  в  жиз -ни  общества  всё  более  становятся  наукой  об  общих

закономерностях  воспитательного  воздействия  на  людей  всех  возрастов. 

                                      Основные понятия:

       Непременным  условием  выделения   и  функционирования  любой   науки

является  наличие  в  ней  категориального  аппарата. Каковы  основные

понятия (категории) педагогической  науки?

       Место  педагогики  в  системе   наук  о  человеке  определяется  тем,

что  она  исследует  закономерности  развития, формирования, воспитания,

образования  и  обучения  личности.

       Развитие  человека – это  процесс  становления  его  личности  под

влиянием    внешних  и  внутренних, управляемых  и  неуправляемых

социальных  и  природных  факторов.

       Согласно  диалектико-материалистической  концепции  развитие индивида

(онтогенез)  представляет  собой  процесс количественных  и

качественных  изменений, закономерно  происходящих  в  анатомо-

физиологическом  строении  человеческого  организма. Советская  педагогика

не  исключает  влияния  наследственности  на  развитие  человека. Известно,

что  наследственность  отражает  заложенные  в  генетической  программе

человека  особенности,  которые  передаются  от  родителей  к  детям.  Это

и  цвет  кожи, глаз, волос, и  телосложение, и  особенности  нервной

системы, а  также  задатки  речи, мышления  и  др.

       На  наследственность  детей существенно влияет  состояние

психического  здоровья  и  образ  жизни  родителей. Например,  крайне

отрицательно  влияют  на  умственные  способности  детей  алкоголизм,

наркомания, токсикомания  родителей.

       Развитие  есть  поступательное  движение, переход  от  низшего  к

высшему, от  простого  к  сложному, от  несовершенного  к  более

совершенному.

       Различают  психическое, физическое  и  общее  развитие  личности. Под

 психическим   развитием  понимают  развитие  интеллекта, воли, эмоций, а

также  потребностей, способностей  и  характера  личности. Физическое

развитие  есть  развитие  организма, мышц, подвижности  суставов  и  др.

Общее  развитие – развитие  психичес-ких, физических, нравственных  и

других  качеств  личности.

       Личность  человека – результат   действия  и  взаимодействия  различных

 факторов. Одни  из  них  действуют  более   или  менее  независимо  от

воли  и  сознания  людей. К  ним  относятся  биологическая  природа

человека, общественные отношения, явления общественной  психологии, образ

 жизни, географическая  среда, условия  микросреды. Другие  в  большей  или

 меньшей   степени  зависят  от  воли  и  сознания  людей. Это –  идеология,

деятельность  государства, общественных  учреждений. Третья  группа

факторов  предполагает  организованное  развитие. Все  эти  факторы  в

совокупности  обеспечивают  формирование  личности.

       Значит,  формирование  личности  человека – это  процесс   её

становления  под  влиянием  многочисленных  факторов, природных  и

общественных,  внешних  и  внутренних, действующих  стихийно  и  согласно

определённым  правилам, с  применением  определённых  средств.

       Воспитание - есть  один  из  факторов  формирования  личности.

       Оно  заключается  в  том,  что  люди  хотят  теми  или  иными

средствами  достигнуть  определённой  цели –  развивать  и  образовывать  у

воспитанника  определённые  качества. Качественное  своеобразие

воспитания, в  отличие  от  других  факторов  формирования  личности,

состоит  в  том, что  воспитатель  сознательно  ставит  определённую  цель

и, стремясь  достигнуть  этой  цели, находит  средства, ведущие  к  её

осуществлению. Таким  образом, воспитание  есть  такое  общественное

отношение, в  котором  одни  люди  воздействуют  на  других  в  целях

направленного  формирования  личности.

       Там, где  есть  воспитание, учитываются  движущие  силы  развития,

возрастные, типологические  и  индивидуальные  особенности  воспитуемых.

Там, где  есть  воспитание, на  полную  мощность  используются

положительные  и  ослабляются  отрицательные  влияния  микросреды. Там, где

 есть  воспитание, человек  раньше  оказывается   способным  к

самовоспитанию.

       Процесс  воспитания  направлен   на  формирование  социально важных

качеств  личности, на  создание  и  расширение  круга  её  отношений  к

окружающему  миру – к  обществу, к  людям,  к  самому  себе. Чем  шире,

разнообразнее  и  глубже  система  отношений  личности  к  различным

сторонам  жизни, тем богаче  её  собственный духовный  мир.

       К  числу  важнейших  и   наиболее  общих  педагогических  понятий

относятся  также  образование  и  обучение.

        Под  образованием  мы  понимаем  такую  сторону  воспитания, которая

 состоит   в  овладении  системой  научных  и  культурных  ценностей,

накопленных  человечеством, в  овладении  системой  познавательных  умений

и  навыков, формирования  на  их  основе  мировоззрения, морали, поведения,

нравственных  и  других  качеств  личности, развития  её  творческих  сил

и  способностей, подготовку  к  общественной  жизни, к  труду. В

содержание  образования  включаются  все  элементы  социального  опыта.

       В  зависимости  от  целей,  характера  и  уровня  подготовки

различают  среднее, общее, политехническое, профессиональное  и  высшее

образование. Знания, умения  и  навыки, необходимые  каждому  человеку,

даёт  общеобразовательная  школа. Знания, умения  и  навыки, необходимые

работнику  определённой  профессии, приобретаются  им  в  специальных

учебных  заведениях. Содержание  и  методика  общего  образования

обеспечивают  формирование  у  школьников  познавательных  интересов  и

навыков, необходимых  для  работы, дальнейшего  обучения  и

самообразования, служат  основой  политехнического и профессионального

образования  и  осуществляются  с  ними  в  тесной  взаимосвязи.

       Образование  может  быть  достигнуто  разными  путями. Это   может

быть  самостоятельное  чтение, радио -  и  телепередачи, курсы, лектории,

работа  на  производстве  и  т. п. Но  наиболее  верным  и  надёжным  путём

 является  планомерно  организованное  обучение, имеющее  своей  целью

обеспечить  человеку  нормальное  и  полноценное  образование. Содержание

образования  определяется  государственными  учебными  планами, учебными

программами  и  учебниками  по  изучаемым  предметам.

       Ведущую  роль  в  осуществлении   образования  играет  систематическое

 обучение, которое   осуществляется  в  определённой  организации  под

руководством  специально  подготовленного  лица (учителя, воспитателя,

руководителя, инструктора). Обучение  представляет  собой  целостный

педагогический  процесс, в  ходе  которого  решаются  задачи  образования,

осуществляется  воспитание  и  развитие  учащихся. 
 
 

       Процесс  этот,  прежде  всего  двусторонний.  С  одной  стороны, в

нём  выступает  обучающий (педагог), который  излагает  программный

материал  и  руководит  этим  процессом, а  с  другой – обучающиеся, для

которых  данный  процесс  принимает  характер  учения, овладения  изучаемым

 материалом.  Совместная  их  деятельность  направлена  на  глубокое  и

прочное  усвоение  научных  знаний, вырабатывание  умений  и  навыков,

применение  их  на  практике, развитие  творческих  способностей,

формирование  материалистического  мировоззрения  и  нравственно-

эстетических  взглядов  и  убеждений.

       Обучение  должно  быть  доступным   данному  классу, возрасту, уровню

развития. А  доступным  является  всё  то, что  основано  на  имеющихся  в

сознании  ребёнка  знаниях, полученных  в  процессе  обучения, семейного

воспитания, непосредственного  отражения  природных  и  общественных

явлений, общения  со  взрослыми  и  сверстниками, в  чтении, телевизионных

передачах, кинофильмах.

       Основные  понятия  педагогики, как  и  явления, которые  в  них

отражаются, неотделимы  друг  от  друга, они  перекрещиваются, частично

совпадают  и  взаимно  связаны  в  едином  и  целостном  педагогическом

процессе. Поэтому  при  их  характеристике  необходимо  всегда  видеть

главную  функцию  каждого  понятия и именно  на  этой  основе  отличать

его  от  других  категорий.

                          Система педагогических  наук

       Развиваясь, всякая  наука  обогащает   свою  теорию, наполняется

новым  содержанием  и  осуществляет  дифференциацию  своих  исследований.

Этот  процесс  коснулся  и  педагогики. В  настоящее  время  понятием

«педагогика»  обозначается  целая  система  педагогических  наук. .

       Педагогика  как  наука  подразделяется  на  ряд  самостоятельных

педагогических  дисциплин:

            1. общая  педагогика, исследует   основные  закономерности

воспитания человека; раскрывает  сущность, цели,  задачи  и

закономерности  воспитания, его  роль  в  жизни  общества  и  развитии

личности, процесс  образования  и  обучения.

            2. возрастная  педагогика, изучающая особенности

воспитания  людей  на различных  этапах  возрастного  развития; она  подразделяется

 на  пред-лых  (профессионально-технического, высшего   образования  и

др.);

            3. специальная  педагогика –  дефектология, изучающая

особенности  развития, обучения  и  воспитания  аномальных  детей. Которая

Информация о работе Педагогика как наука