Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:07, курсовая работа
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет
свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного
мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.
Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается
многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает
воспитание как частный момент развития общества, его производительных
сил и производственных отношений; история – как частный момент
истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи
с изучением становления личности развивающегося человека.
Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего,
Введение ……………………………………………3
Основная часть «Педагогика - наука»:
Возникновение педагогики как науки……………..3
Основные понятия…………………………………...6
Структура педагогических наук ……………………9
Связь с другими науками …………………………..10
Заключение………………………………………………10
Список используемой литературы …………………….12
в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами
воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается
сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых –
олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном
слухе – логопедия;
4.частная методика, исследующая специфику применения
общих закономерностей обучения к преподаванию
определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики,
химии и др.);
5. история педагогики, изучающая развитие
педагогических идей и практики воспитания в различные исторические
эпохи.
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли
педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика
высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.
Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика
семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций,
педагогика
культурно-просветительной работы.
Связь с другими науками
Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие
комплексного
изучения педагогических явлений
объект
ивно требуют
органической связи педагогики с другими науками. Педагогика
развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией,
социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией
человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.
В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей,
возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает
закономерности психического развития людей в разные возрастные
периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и
воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации
познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита
связь педагогики с социальной психологией, которая изучает
взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и
особенности психического склада людей, находящихся в разных
социальных условиях.
Исключительно ценными
человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология,
составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение
условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы
тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних
воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.
Новые, дополнительные возможности для исследования процессов
обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро
развивающаяся область знания, которая получила название теории
управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует
достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие
закономерности управления сложными динамическими системами. При этом,
однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы
управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых
систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой
качественной спецификой, своими специфическими закономерностями,
которые кибернетике недоступны.
Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она
или не пользуется данными других наук. Советская педагогика
использует материалы и данные смежных наук для решения своих
задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.
Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта
обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука –
это результат многолетних исследований закономерностей формирования
всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической
науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные
педагогические решения.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство,
разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно:
без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство
воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение
методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К
усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной
деятельности, на базе которой может и должно развиваться
педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической
деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен
быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что
это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений
необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного
труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
I. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПЕД. ИН-ТОВ. / Ю. К. БАБАНСКИЙ, В. А. СЛАСТЕНИН,
Н. А. СОРОКИН И ДР.; ПОД РЕД. Ю. К.
БАБАНСКОГО. -
2-Е ИЗД., ДОП. И ПЕРЕРАБ. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,
1988. - 479 С.
II. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ФАК. ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧ. ОБУЧЕНИЯ
ПЕД. ИН-ТОВ. / ПОД РЕД. С. П. БАРАНОВА И ДР.
-
М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1976. – 352 С.
III. ХАРЛАМОВ И. Ф. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ
СТУДЕНТОВ УН-ТОВ И ПЕД. ИН-ТОВ. – 2-Е ИЗД.,
ПЕРЕРАБ.
И ДОП. – М.: ВЫСШ. ШК.,
1990. – 576 С.