Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:16, курсовая работа
Внутри каждой страны существует свой некий конкретный опыт в той или иной сфере общественной жизни, который не только обобщает педагогическую деятельность, но и часто формирует основы для её восприятия будущим поколением. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: освоение опыта предыдущих поколений, обогащение этого опыта и передача его следующему поколению. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. В этой связи появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.
Введение………………………………………………………………………………....3
Роль религии в становление педагогических
традиций Древнего Китая…………………………………………………………..….5
Воспитание и обучение в Древнем Китае …………………………………………8
Педагогическая мысль Древнего Китая. Педагогическая этика Конфуция……13
Заключение…………………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………………….22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социальной и общей педагогики
Курсовая работа на тему:
Педагогические традиции Древнего Китая
Выполнила:
студентка 2 курса 3 группы
гуманитарного факультета
Лобова Ю.Ю.
Руководитель:
ассистент кафедры общей и социальной педагогики Кудинова Ю.В.
Воронеж 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
традиций Древнего
Китая…………………………………………………………..…
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Внутри каждой страны существует свой некий конкретный опыт в той или иной сфере общественной жизни, который не только обобщает педагогическую деятельность, но и часто формирует основы для её восприятия будущим поколением. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: освоение опыта предыдущих поколений, обогащение этого опыта и передача его следующему поколению. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. В этой связи появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.
В Китае школа и воспитание развивались под влиянием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Воспитание главным образом определялось общественным и имущественным положением человека.
Образование и воспитание в Китае развивались в логике эволюции конкретно-исторических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения. Центром воспитания служили семья и государство. Личность растворялась в семье, стране, общине и т.д.
На сегодняшний день существует комплексное исследование истории развития и формирование культуры и педагогической мысли в Древнем Китае такими авторами как, В.В. Малявин, А. Е. Лукьянов, Мартынов А.С. Данные авторы свои труды посвятили рассмотрению личности Конфуция и его влияние на социально- религиозное развитие общества, а так же формирование педагогической мысли на основе учения Конфуция. Более подробно тему течения философской мысли в Древнем Китае рассматривается таким автором, как А.Е Лукьянов. Более емко тему педагогической мысли раскрывает в своих работах автор В.В.Малявин.
Помимо монографических работ, на тему: «Педагогические традиции Древнего Китая», существуют статьи освещающие пути становления традиций преподавания, а так же влияние философских учений древне китайских мудрецов таких, как Конфуций и Лао- цзы.
Таким образом, мы видим, что тема формирование педагогических традиций Древнего Китая является актуальной темой изучения и по сегодняшний день.
Основываясь на изученном материале по теме «Педагогические традиции Древнего Китая» можно выделить следующие педагогические идеи, которые могут быть использованы в современной образовательной системе России.
1. Использование метода учета индивидуальных способностей учащихся.
2. Использование в процессе обучения и воспитания метод беседа, имеющий свободную форму.
3. Использование эвристического метода преподавания.
4. Прививание в ходе процесса и обучения нравственно – этических норм.
Что касается междисциплинарном
подхода, то данная работа содержит в
себе взаимосвязь таких гуманитарно-
Объект исследования: педагогические традиции Древнего Китая.
Предмет исследования: теория и практика обучения и воспитания в Древнем Китае.
Цели исследования: проанализировать педагогические традиции Древнего Китая
Задачи исследования:
1. Изучить влияние религии на становление педагогических традиций Древнего Китая.
2. Раскрыть сущность процесса воспитания и обучения в Древнем Китае. 3. Изучить становление педагогической мысли Древнего Китая на основе педагогической этике Конфуция.
Метод исследования: анализ, синтез, обобщение, индукция.
Древнего Китая.
Религиозное становление в Китае основывается на картине мира, несущая следующий смысл: « Жизнь дана человеку не зря. Она дана для того, что бы жить лучше, содержательнее». Именно поэтому он все свои способности и таланты направлял на то, что бы организовать эту земную, данную Богом, жизнь разумнее, лучше, справедливее, рациональнее.
Ученные считают, что в основе китайских философских и религиозных систем находится рационализм, а не мистика, таинства и т.п.
Китайцы признавали, что начала начал, источник всего земного находится там, на Небе. Они не измышляли, что именно там, на Небе, происходит, сколько там богов, и каковы их взаимоотношения. Они не сочиняли мифы о жизни и взаимной борьбе этих богов. Они просто знали, что там, на Небе, есть начало всех начал, ключ к их земной жизни. Не зная того, как начало начал устроено, они стали уважать его, поклоняться ему, прислушиваться к нему – в виде Неба. Можно сказать, что для них Бог - есть Небо [11, с. 279].
В Китае очень высоко чтили тех людей, которые поступали мудро, справедливо, по законам Неба.
Китайское общество с
На основе это в Древнем Китае характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; а так же приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства.
Как и у других народов, у древних китайцев было множество различных богов и духов, олицетворяющих природные стихии: божества гор, рек, ветра и т.п. Во главе стоял Шанди – легендарный родоначальник китайцев, их первопредок- тотем. Помимо этого, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных божеств и духов. В эпоху Чжоу культ Неба вытеснил Шанди и стал самым главным всекитайским божеством. Чжоуского правителя стали считать сыном Неба, а китайскую империю – Поднебесной [11, с. 281].
Для китайских правителей
отождествление с Небом означало
принятие на себя ответственности за
свой народ и даже за весь мир. Правитель
являлся посредником между
Подобная религиозная
система позволила создать
Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая традиция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой. Подробнее эти идеи были рассмотрены в даосизме и конфуцианстве – учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы.
Даосизм и конфуцианство, представляли собой своеобразный синтез философских, этических и религиозных идей. Мудрость интересуется не знанием, как таковым, а целостным человеком в мире. «Целью мудрости является исправление каждого сердца в соответствии с порядком вещей». Древнекитайские мыслители различных направлений центральной проблемой считали проблему гармонического единства человека и Неба». В соответствии с традиционными китайскими представлениями в мире существует всеобщий путь (дао) вещей, который никому, даже правителю, не дано изменить, потому что он присущ природе самих вещей. Следование дао не ущемляет свободу человека, а наоборот, делает его свободным, так как дао – основа всего, источник всех вещей и явлений. Индивидуальное проявление дао – добродетель дэ, в ней воплощается нравственный идеал личности, достигшей абсолютной гармонии с окружающим миром. Основателем учения о дао, даосизма, считается Лао- Цзы.
Основной моральный принцип даосизма – недеяние (у вэй). Лао- цзы учил : «Если бы я владел знанием, то шел бы по большой дороге. Единственная вещь, которой я боюсь, – деяние» [8, с. 210].
Наиболее влиятельным учением было все-таки конфуцианство. Его основатель – Конфуций. Конфуций обосновал социальный идеал совершенного человека – цзюнь-цзы.
Основным понятием в учении Конфуция выступает гуманность (жень), которая является нравственным принципом, определяющим отношения между людьми, как в обществе, так и в семье. Гуманность в понимании Конфуция являлась моральным измерением всякой деятельности: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды». Разрабатывая идеи разумного управления государством, Конфуций сформировал тезис о том, что государство – это та же семья, только большая, поэтому основные нравственные принципы в них едины.
Для осуществления
своих идей Конфуций основал
школу и готовил в ней из
своих учеников кандидатов на
должности чиновников, которые призваны
были помочь правителям
Воспитание и обучение в Древнем Китае.
В основе своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежал опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.
Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам [5, с. 13].
В основе воспитательных отношений юного поколения лежало уважение младших к старшими. Bот несколько примеров: взрослый сын, навещая по праздникам родителей, вел себя как маленький ребенок. Зачем? Чтобы они не могли чувствовать себя старыми! Другой не менее почтительный сын продал своего ребенка в рабство, ибо не мог прокормить мать. Рассуждал он так: жена и второго родит, а второй матери не будет. Правда, Небо вознаградило его: в саду он нашел кувшин с деньгами, на которые и ребенка выкупил, и мать обеспечил. Это уже не послушание, а самопожертвование. C детства китайцу внушалась мысль о том, что в «большой семье» отеческая власть принадлежит императору, а в «малой», членом которой он состоит, - главе семьи. Oтец считался «представителем» императора, и нарушение домашних устоев рассматривалось как нарушение устоев государственных. Вся старая китайская нравственность строилась на сыновнем благочестии, на общественной обязанности сына служить отцу. Если все поданные государства должны были безропотно повиноваться императору, то все члены семьи – ее главе. «Для императора на его престоле и для простого рабочего в его хижине, - писал вначале XX в. П. Лоуэль в книге «Душа Дальнего Востока», - все держится на идее семейного родства. Империя представляет собой одну большую семью, семья является маленьким государством» [15, с. 40].