Педагогические традиции Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Внутри каждой страны существует свой некий конкретный опыт в той или иной сфере общественной жизни, который не только обобщает педагогическую деятельность, но и часто формирует основы для её восприятия будущим поколением. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: освоение опыта предыдущих поколений, обогащение этого опыта и передача его следующему поколению. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. В этой связи появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3
Роль религии в становление педагогических
традиций Древнего Китая…………………………………………………………..….5
Воспитание и обучение в Древнем Китае …………………………………………8
Педагогическая мысль Древнего Китая. Педагогическая этика Конфуция……13
Заключение…………………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

lobova_yulya.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Конфуций считал, что  правители должны заботиться о просвещении  народа, для чего следует расширять  сеть школ и других учебно-воспитательных заведений.

Он выступал против дискриминации  в обучении и воспитании и создал первую в Китае частную школу, в которую могли поступать  все люди независимо от их социального положения. Он первым стал обучать простолюдинов, утверждая, что «в обучении не должно быть различия между людьми». Его интересовало не происхождение учеников, а они сами как личности [10, с.75 ].

Свою школу Конфуции основал в столице царства  Лу — городе Цюйфу (современная провинция  Шаньдун). Школа была сравнительно большой по своим размерам и состояла из двух помещений: «тан», где ученики занимались, и «нэй», где они жили. В хорошую погоду занятия проводились во дворе под тенью абрикосового дерева, которое Конфуций очень любил. Отсюда школа получила свое название — «Син тань» (»Абрикосовый алтарь»). Она предназначалась не для маленьких детей, а для молодых пытливых умов того времени. Конфуций принимал в число своих учеников тех, кто действительно стремился к знаниям, независимо от их социального происхождения. Он говорил: «Если человек не жаждет получать знаний, то я не буду учить его». В своей школе он не придерживался регламентированных по времени и содержанию учебных занятий, не читал лекций, не занимался опросом учащихся, не проверял их знания. Обучение и воспитание происходило в процессе непринужденных, свободных бесед, часто носивших эвристический характер. Конфуций наблюдал за своими учениками и изучал их, постоянно находился с ними в контакте, проводя занятия даже во время странствий [10, с. 76, 77].

Педагогические взгляды и идеи Конфуция подробно изложены в книгах «Лунь юй» (»Беседы и суждения») и «Ли цзи» (»Книга этикета, правил поведения»). Первая представляет собой собрание отдельных высказываний Конфуция, записанных его учениками после его смерти, и свидетельствует о том, что он был великим педагогом, теоретиком и практиком.

Под образованием как  общественным явлением Конфуций понимал  единство двух процессов: воспитания и  обучения. При этом воспитательная сторона у него превалирует, так  как основная цель образования — это духовный рост личности, ее совершенствование до идеала благородного человека «цзюньцзы», носителя высших моральных качеств. Среди нравственных характеристик «цзюньцзы» прежде всего, называются следующие три: уважение воли неба (судьбы); уважение правителя; уважение мудрых людей. «Цзюньцзы» должен до конца постичь основные принципы конфуцианской нравственности — «жэнь» и «ли». Знания культурного характера Конфуций ставил на второе место, однако он выступал за установление связи нравственного воспитания с умственным.

Конфуций призывал к  познанию истины. Он извлекал сведения из жизненного опыта, говоря , что это нужно людям для того, чтобы правильно действовать. При этом, однако, он не стремился вооружать учеников специальными знаниями — технического характера, сельскохозяйственными и т.д., полагая, например, что в земледелии он сам понимает меньше, чем крестьянин. Главное, считал он, — приобретение жизненных навыков и духовный рост личности.

Конфуций постоянно  наблюдал за своими воспитанниками, хорошо знал их интересы, особенности и способности, что позволяло ему осуществлять индивидуальное воспитание и обучение. Часто на одни и те же вопросы, заданные разными учениками, он давал различные ответы.

Исходя из индивидуальных склонностей своих учеников, в  зависимости от их способностей, Конфуций подразделял их на группы и решал, чем им заниматься. Так, одни должны были посвятить себя изучению норм поведения, другие — письменности и языка, третьи призваны специализироваться в области политики и т.п.

Практикуя метод учета индивидуальных способностей учеников, Конфуций, тем не менее, предъявлял всем им одно общее требование: стать идеальными с точки зрения его учения людьми, носителями высших нравственных качеств. Конфуций заставлял всех вдумчиво относиться к учебе, был ярым противником зубрежки и механического заучивания. Он выдвинул тезис о необходимости взаимосвязи учебы и мышления [10, с. 77 ].

В процессе воспитания Конфуций стремился развивать активность учащихся, побуждать их к учению, к добыванию знаний. Он поощрял самостоятельную работу и призывал к нравственному самосовершенствованию.

Он требовал от учащихся повторения ранее полученных знаний. Повторение, по мнению философа, позволяет учащимся успешно продвигаться вперед и овладевать новым материалом. «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть наставником для других».

Конфуций старался быть образцом для своих учеников. Личный пример учителя он рассматривал как  важный и эффективный метод воспитания и обучения. Этим он подчеркивал  важность руководящей роли педагога в учебно-воспитательном процессе. За свою богатую эрудицию, обширный по тем временам кругозор, за неудержимую тягу к знаниям и стремление к самосовершенствованию Конфуции снискал глубокое уважение к себе со стороны учеников и пользовался у них заслуженным авторитетом [7, с. 4].

Педагогические идеи Конфуция, его интерес к человеческой личности определяли содержание образования, которое он предлагал своим ученикам. Он не отказывался от традиционного  подхода в этой сфере, культивировавшегося  в школах Китая в тот период, так как оно выражало ценности «древности», которую он боготворил. Основное содержание традиционного образования сводилось к изучению «шести искусств»: чтения, счета, музыки, этикета (правил хорошего поведения), стрельбы из лука и управления лошадью [12, с. 80].

Однако Конфуций положил  в основу содержания образования  нравственное воспитание, которое дает народу мир и спокойствие. Оно  включает гражданское воспитание, нормы  и правила поведения, преданность  и искренность. Нравственное обучение должно осуществляться в процессе изучения морали (этикета), поэзии и музыки.

После признания конфуцианства  господствующей официальной идеологией (II в. до н.э.) этические идеи Конфуция в течение более 2 тыс. лет определяли характер и содержание образования в Китае. Однако его почитатели среди господствующего класса со временем окончательно вытравили из его педагогических идей все их достоинства: стремление научить учеников самостоятельно рассуждать и мыслить, индивидуальное развитие способностей и склонностей, уважение личности учащегося [9,с. 10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении следует  отметить, что поставленные во введении цель и задачи были достигнуты. В  ходе исследования была дана целостная  характеристика развития и формирования педагогических традиций Древнего Китая, а так же  был произведен анализ личности Конфуция и его влияние на педагогическую мысль. В конечном итоге было   определена степень значимости педагогических традиций, сложившихся в Древнем Китае, которые могут  отразиться на  развитии педагогической теории и практики на современном этапе.

Анализ теоретической  литературы показал, что тема формирования педагогической мысли  изучена как  в монографической литературе, так  и в периодической печати.  А так же существуют отдельные  исследования, посвященные личности Конфуция, которые позволили дать основную базу для исследования и стали основным источником исследования.

Стоит сказать о том, что  в основу фундамента содержания обучения и воспитания в Древнем  Китае легли такие религиозные тандемы, как культ предков, почитание и уважения старших, на котором формировалось  семейно-общественное воспитание. В дальнейшем религиозным структурным элементам послужили философские учения Конфуция и Лао-цзы, ставшие основным вектором в педагогической теории обучения и преподавания Древнего Китая.

Воспитание и обучение на первоначальном этапе формирования общества основывается на  семейно-общественном воспитании, в дальнейшем формируется такой институт как – школа. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле, содержанием которой являлось:  легкость в обучение, а также  согласие между учеником и учителем, развитие навыков, умений и знаний школьников на основе самостоятельных работ. Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно, ставить и решать различные задачи. Главным минусом складывающийся системы образования Древнего Китая, являлось, то что лишь только дети из высокопоставленных слоев и менее родовитой знати  могли обучаться, это говорило о недоступности обучения более низких слоев, что вело к большому проценту безграмотности в стране. Лишь только в период кофуциантсва были учреждены учебные заведения, в которых могли обучаться дети, не зависимо от социального статуса. Основу права получения образования не зависимо от иерархии положил педагогический деятель и философ Конфуций, выступавший против дискриминации в обучении и воспитании. Он создал первую в Китае частную школу, в которую могли поступать все люди независимо от их социального положения. Конфуций  утверждал, что «в обучении не должно быть различия между людьми». Его интересовало не происхождение учеников, а они сами как личности.

   Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. В основе этих идей легли философские и социальные воззрения. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия. Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами нравственности, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Анталогия гуманной  педагогики. Конфуций/ Сост. И авт.  предисл. В.В. Малявин.- М: Издат. Дом Ш. Амонашвили, 1996, с.174.

2.Алексеев, В. М. В  старом Китае: Дневники путешествия 1907 г. / В. М. Алексеев. – М.: Вост. лит., 1958, с.512.

3.Боревская, Н. Е.  Очерк истории школы и педагогической  мысли в Китае. /  Н. Е. Боревская – М.: ИДВ РАН, 2002,с.145.

4. Вяткин, Р. В.  Вопросы  истории общества и культуры  Китая. / Р. В. Вяткин // Народы Азии и Африки. М., 1974. №4. С. 24-28.

5. Джуринский А.Н. История  зарубежной педагогики: Учеб. пособие для высшей школы.- М,1999, с.122.

6. Джуринский А.Н. История  педагогики древнего и средневекового  мира: Учеб. пособие для высшей школы.- М.: Совершенство,1999, с.198.

7. Клепиков, В.З. Конфуций  – выдающийся педагог Древнего Китая // Педагогика.- 2001.- №3, с.73-80.

8. Лукьянов А.Е. Лао-цзы  и Конфуций: Философия Дао.- М.: Издательская  фирма «Восточная литература» РАН, 2000, с.383.

9. Малявин, В. В. Китайская цивилизация. / В.В. Малявин. – М.: Астрель, 2000,

с. 533.

10. Мартынов А.С. Конфуцианство:  классический период.- СПб.:Азбука- классика, 2006, с. 384.

11. Мизун Юлия, Мизун  Юрий Тайны древних религий.- М.: Вече,2013,с.334.

12. Салимова К.,Доде  Н. Педагогика народова мира: История и современность: Учеб. пособие для вузов. - М:Педагогическое общество России, 2000,с. 576.

13. Сидихменов, В. Я.  Китай: страницы прошлого./ В. Я. Сидихменов.  – М.: Наука,1987, с. 464.

14. У истоков мудрости / Конфуций; [пер. с древнекит.;сост.,пер.,коммент. И.И. Семененко]. – М.:Эксмо,2008, с.541.

15. Хачатурян , В.  Древний  Китай. История, быт, нравы. / В. Хачатурян. – М.: Слово,2001,с. 48.


Информация о работе Педагогические традиции Древнего Китая