Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 13:14, дипломная работа
Цель работы - описать особенности адаптации детей третьего года жизни к детскому саду.
Задачи исследования:
Дать определение понятию «Адаптация»
Изучить теоретические основы адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению.
Дать характеристику детей третьего года жизни.
Проанализировать направление совместной деятельности воспитателей и родителей по успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Введение
3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
6
1.1. Понятие адаптации
6
1.2. Стили и этапы адаптации
11
1.3.Факторы адаптации
13
Глава 2. Характеристика детей третьего года жизни
18
2.1. Физиологические особенности детей третьего года жизни
18
2.2. Психологические особенности детей третьего года жизни
22
2.3. Кризис 3-х лет
31
Глава 3. Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ДОУ
34
3.1. Взаимодействие воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни во время адаптационного периода
34
3.2. Стили педагогической деятельности воспитателя
40
3.3. Организация педагогического процесса в первой младшей группе
45
Глава 4. Практическая часть.
53
Заключение
59
Литературы
Деятельность детей во время прогулки должна быть разнообразной: одних воспитатель включает в подвижные игры, других ограждает от чрезмерной подвижности и возбуждения, третьих привлекает к общению.
Заканчивает прогулку раньше младшая группа детей, за ней старшая. Детей встречает в группе няня. Она помогает им раздеться, подготовится к обеду. После возвращения с прогулки, приносят обед. Воспитатель кормит младших детей, и постепенно к ним присоединяются дети старшей подгруппы. Так же постепенно происходит переход к дневному сну. Его целесообразно проводить в хорошо проветренной спальне. При подготовке ко сну детей побуждают к посильной самостоятельности. Воспитатель показывает, как лучше выполнить то, или иное действие, помогает детям в случае затруднений, правильно называет предметы одежды. Тон воспитателя должен быть спокойный, доброжелательный.
После сна дети одеваются с помощью воспитателя. Для поддержания хорошего настроения у ребенка воспитатель ласково обращается с каждым, называет предметы действия, используемые в данный момент. Постепенно проводится обливание стоп детей, после этого дети могут немного поиграть.
Затем организуется полдник. Во время полдника воспитатель наблюдает за тем, как дети едят, напоминает, что есть надо аккуратно, хорошо пережевывать пищу, называет новые блюда.
После полдника дети самостоятельно переходят к играм. После игры проходит второе занятие, вначале для младшей подгруппы, потом для старшей, после чего детей выводят на прогулку. В теплый период года в соответствии с другим режимом изменяется организация распорядка дня.
Игра, ее место в организации жизни детей. При организации игр и руководстве ими воспитатель исходит из того, что игра как деятельность должна быть сформирована лишь в результате целенаправленного педагогического руководства. Он стремится вызвать у детей активное желание играть, обогащает содержание игр, способствует тому, чтобы играя, дети не мешали друг другу, обменивались игрушками, а ко второй половине третьего года объединялись бы для игры. Особенно важно направлять деятельность тех детей, которые играют с недостаточным интересом.
Воспитатель привлекает внимание детей к игрушкам, спрашивает, как дети собираются играть. При организации сюжетно – ролевых игр воспитатель побуждает детей играть рядом, чтобы впоследствии они хотели и умели объединяться самостоятельно.
В начале года дети играют при непосредственном участии воспитателя. Им предлагают уже знакомые игрушки, строительный материал. Новые игрушки даются тогда, когда воспитатель может их обыграть в присутствии детей, показать, как их использовать.
После завтрака дети играют в те игры, которые по содержанию не совпадают с занятием. На участке группы в зависимости от сезонных условий проводятся игры с природным материалом (песком, водой), подвижные игры всей группой и маленькими подгруппами. После дневного сна организуются дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры.
Самообслуживание и его место в организации жизни детей. В распорядке дня самообслуживанию и хозяйственно – бытовому труду уделяется большое место. Воспитатель организует и поддерживает активность детей в этих видах труда, руководит ими. Прежде всего, в группе создаются материальные условия для элементарного самообслуживания детей. Предметы обихода и оборудование подбираются в соответствии с физическими возможностями детей.
Утром, когда дети приходят в детский сад, их приучают самостоятельно раздеваться, класть на место снятую одежду, пользоваться для игры необходимыми игрушками, а затем аккуратно убирать их на место. Дети помогают воспитателю и при подготовке к завтраку.
Перед занятиями дети старшей подгруппы могут по поручению воспитателя поставить на столы пособия, а после занятия убрать их на место. При подготовке к прогулке детей приучают самостоятельно одеваться. На прогулке они могут расчищать дорожки от снега, собирать сухие листья, поливать растения под наблюдением воспитателя.
В группе организуется также индивидуальный труд в виде поручений. Для развития трудовых умений и навыков применяют показ действия, поощрение, одобрение. Когда это необходимо, воспитатель вместе с ребенком выполняет отдельные действия. В последующие дни целесообразно повторять одни и те же поручения, чтобы умения закрепились. Воспитатель создает в группе атмосферу постоянной занятости полезными делами. Принимаясь за любое дело, он непременно обращает на него внимание детей, привлекает их к посильному участию. Занятие, их место в организации жизни детей. Для своевременного умственного развития детей, правильной организации их жизни ежедневно проводятся занятия по подгруппам. Утром проводится занятие длительностью до 10 мин вначале для младшей подгруппы, а затем для старшей. Полка одна группа занимается, другая в это время играет с няней. Перед началом занятий в группе расставляются столы и стулья таким образом, чтобы свет падал с левой стороны и все дети хорошо видели воспитателя.
На занятиях организуется наглядно – действенное обучение, когда действия детей чередуются с восприятием, наблюдением, называнием наглядного материала.
Обучение детей третьего года жизни проводятся и в процессе индивидуальных упражнений с дидактическими игрушками. Организующая роль воспитателя состоит в усложнении способов действий детей.
Таким образом, расширение социальных контактов, правильная организация педагогического процесса облегчают течение адаптационного периода, позволяют быстрее приобщить ребенка к совместному образу жизни с другими детьми.
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Практическое исследование проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №36 комбинированного вида» в первой младшей группе.
Цель: выявить педагогические условия успешной адаптации детей третьего года жизни к условиям ДОУ.
Педагогический процесс организуется в соответствии с программой «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. В первой младшей группе 12 детей, набор в группе начался с 01.08.09 г.
В ходе исследования проведено наблюдение поведения детей в период адаптации, анализ адаптационных листов, беседы с воспитателями, родителями, психологом, медицинской сестрой.
Характеристика поведения детей:
Надя.К. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. Отлично влилась в коллектив.
Софья.Г. Эмоциональное состояние стабильное, речь активная, предметная деятельность слабо развита, во взаимоотношении со взрослыми – ответная реакция, с детьми проявляет инициативу.
Федя.С. Эмоциональное состояние стабильное, не общителен с детьми, часто рядом с воспитателем, речь плохо развита.
Арина.Р. Эмоциональное состояние стабильное, речь активная, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении проявляет инициативу. Во взаимоотношении с детьми сама проявляет инициативу.
Саша.З Эмоциональное состояние не стабильное, навыки предметной деятельности несформированные, со взрослым в общении не проявляет инициативы, со сверстниками необщителен.
Родион. Ш. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу, хорошо влился в коллектив.
В целом адаптация детей проходила не плохо. Оценка эмоционального состояния, деятельности детей, навыков во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками, сна, речи детей позволили определить группы адаптации:
- к первой группе (тяжелая степень адаптация) не относится ни одного ребенка;
- ко второй группе (средняя степень адаптация) относится 1 ребенок;
- к третьей группе (легкая степень адаптация) относится 5 детей.
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с вовлечением родителей.
Первоочередном является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателю правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.
Для оптимизации успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать рекомендации по подготовке ребенка к условиям воспитания детей в детском саду (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно – психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.
До приема в группу было проведено родительское собрание, в котором принимали участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики, и конечно, воспитатели детей групп раннего возраста, познакомили с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечали на вопросы родителей.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности воспитателей. При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей.
Использовались различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
Таким образом, созданные педагогические условия совместная деятельность педагогов дошкольного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Развивающая предметная среда является одним из важных условий для успешной адаптации детей к ДОУ. Важно так организовать среду, чтобы она служила «Пусковым механизмом», была информативной и обеспечивала ребенку активный образ жизни.
В группе пространство построено так, чтобы присутствовал принцип гибкого зонирования, построения не пересекающихся зон активности. С помощью перестановки мебели, легких перегородок трансформируется игровое пространство. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу: рисованием, конструированием, музыкой и т.д.
Работа воспитателя строится таким образом: предоставляется детям свобода выбора; поддерживание у ребенка положительное самоощущение; сочетание разных видов активности; стремление к обеспечению всестороннего развития в каждом центре активности; игра пронизывает все виды деятельности.
Учитываю гендерные особенности детей (игрушки для девочек и мальчиков), использование дополнительного игрового материала. Одни и те же атрибуты могут быть использованы в разных играх. Детям предоставляется самостоятельно менять игровую среду, вводятся игры нового поколения, учитывается доступность игр, игрушек, предметов для детей, их безопасность.
В нашей группе дети играют и экспериментируют в «Центре воды и песка». Интересные и увлекательные занятия с водой для малышей развивают у них зрительно – моторную координацию, мышления, коммуникативные качества. Это игры: «Веселые кораблики», «Поплавки», «Переливашки».
«Театральный уголок», «Уголок ряженья» дает прекрасную возможность для эффективного решения проблемы социализации личности, в основу которой положена идея саморазвития ребенка. Театрализованная деятельность способствует нравственному, эстетическому воспитанию, обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, формирует речь, активизирует словарь. Кроме того, театрализованная деятельность имеет психопрофилактический характер, так как помогает эмоционально разредиться.
Как метод психокоррекции я использую сказкотерапию, решая следующие задачи: снижение уровня тревожности детей, выявление и поддержка их творчески и коммуникативных способностей.
Играя в уголки конструирования, в котором есть мелкий и крупный конструктор, легкий геометрический модуль, мозаика, у детей развиваются творческие способности и воображения, формируется умение преобразовывать пространство.
А если ребенок устал и захотел побыть один – у нас есть «Уголок уединения». Здесь «телефон», чтобы поговорить с мамой, фотографии родных ребенку людей, персонофицированные игрушки (на липучках) с фотографиями себя самого и мамы (папы), а так же любимые мягкие игрушки.
Цветовая гамма группы создает теплую, жизнерадостную обстановку. Ведь на ребенка влияет и то, что он видит. Ежегодно я вношу что – то новое в оформление интерьера: цветовую гамму, элементы мебели, наглядные пособия.