Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 13:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - описать особенности адаптации детей третьего года жизни к детскому саду.
Задачи исследования:
Дать определение понятию «Адаптация»
Изучить теоретические основы адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению.
Дать характеристику детей третьего года жизни.
Проанализировать направление совместной деятельности воспитателей и родителей по успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
6
1.1. Понятие адаптации
6
1.2. Стили и этапы адаптации
11
1.3.Факторы адаптации
13
Глава 2. Характеристика детей третьего года жизни
18
2.1. Физиологические особенности детей третьего года жизни
18
2.2. Психологические особенности детей третьего года жизни
22
2.3. Кризис 3-х лет
31
Глава 3. Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ДОУ
34
3.1. Взаимодействие воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни во время адаптационного периода
34
3.2. Стили педагогической деятельности воспитателя
40
3.3. Организация педагогического процесса в первой младшей группе
45
Глава 4. Практическая часть.
53
Заключение
59
Литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Некрасова.doc

— 299.56 Кб (Скачать файл)

Таким образом, развивающая среда в группе организованна так, чтобы побуждать детей к творчеству, саморазвитию. Дети имеют возможность реализовать свои интересы во всех видах деятельности, через любой центров активности, выбор которых дети осуществляют сами. Центры открыты для них, материалы в них постоянно дополняются и меняются в зависимости от темы и интересов ребенка.

«Волшебный экран», доска для рисования, кисти, краски, мелки, бумага и т.д. Здесь дети рисуют, лепят, выкладывают на доску с пластилином горошины, рисуют по трафаретам и т.д. Это стимулирует творческую активность, развивает фантазию и воображение.

«Веселая лужайка» - тематический уголок сенсорики с разнообразными вкладышами, мозаика, пирамидки от самой маленькой до роста самого малыша, дидактические игры.

Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим средством формирования речи ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию чувств и восприятий. В  работе важно применять  здоровье сберегающие технологии. В ситуациях волнения, возбуждения, утомления провожу упражнения на расслабления.

  Большое  внимание уделяю укреплению физического и эмоционального здоровья детей, закаливающим процедурам, при проведении которых, осуществляется диффиринциированный подход к детям с учетом состояния и здоровья.

Чтобы ребенок был здоров, в его режим дня должны быть ограниченно включены самые разные движения. В группе есть физкультурный уголок, включающий: дорожку для массажа, коврики для закаливания, массажеры для стоп и коррекции плоскостопия.

Работать с детьми в первой младшей группы воспитатель должен в  личностно – ориентированной модели взаимодействия. В период адаптации создавать эмоциональный комфорт в группе, открыто и доверительно выражать свои чувства по отношению к детям. В процессе совместных действий поддерживать и поощрять каждое самостоятельное усилие ребенка, при затруднении незаметно помогать им, использовать положительную оценку любых позитивных проявлении, чтобы дети смогли испытать радость, удовлетворение по поводу успехов.

Таким образом, благодаря правильному построению предметно – развивающей среды, совместной работы с родителями, выбранной модели взаимодействия, адаптация в группе прошла в легкой степени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя и др. Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Поэтому ученые выделяют разные степени адаптации. Различный характер и длительность адаптации ребенка зависит от нескольких факторов. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Решить проблему адаптации, обеспечить безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями ДОУ и семьи. Для успешной адаптации дошкольника к условиям ДОУ необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Достигнуть этого можно при соблюдении таких педагогических условий как:

1.  Обеспечить комфортность  пребывания ребенка в ДОУ;

2.Обеспечить предметно-пространственную  разнообразными игрушками и оборудованием;

3.  Установления единства  системы воспитания ребенка с  первых дней жизни, как в семье, так и в учреждении;

4.  Правильной подготовки  детей к ДОУ;

5.   Правильной организации первых дней пребывания ребенка в ДОУ;

6. Индивидуального подхода  к вновь поступившему ребенку  в соответствии с его прошлым  опытом и индивидуальными особенностями;

7.  Обеспечение здоровья  ребенка;

8.  Приход в ДОУ со  своей любимой игрушкой;

9.  Количество часов, проводимых в группе, следует увеличивать постепенно;

10.Сохранить в период  привыкания привычные для ребенка  приемы ухода, даже если они  противоречат установкам педагога: покачать на руках перед сном, если он к этому привык;

11.В период адаптации необходимо приблизить условия детского учреждения к домашним;

12.В период привыкания  ребенка к ДОУ важно избегать  неприятных процедур (стричь ногти, делать уколы);

13.Называть ребенка таким  именем, каким называют его дома; 14.контакт с родителями (их присутствие в ДОУ первые дни);

15. Во время адаптационного  периода родителям следует создать  у условия для спокойного отдыха  ребенка дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Возрастная психология. Обухова Л.Ф. – М.:2001.
  2. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/Аркти – М.:2004.
  3. Воспитатели дети. Буре Р.С., Островская Л.Ф. –М.:Просвещение1985.
  4. Диагностика в детском саду: Методическое пособие/Ростов н/Д: «Феникс», 2003 («От детского сада к школе») Под ред. Нечипорюк Е.А., Посевиной Г.Д.
  5. Дошкольная психология: Учебное пособие/Урунтаева Г.А. –М.: Академия, 1999.
  6. Дошкольное учреждение и семья./ Под ред. Дороновой Т.Н.
  7. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание , доп. Захаров А.И. – М.: Просвещение, 1993.
  8. Компенсирующее дошкольное учреждение – опыт социальной адаптации детей с туберкулезной интоксикацией: Красноярск: ККПК 2., Белова В.А. –воспитатель высшей категории/ 1997.
  9. Педагогика раннего возраста/ под ред. Григорьева А.Н.
  10. Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Бим-Бад Б.М. – М. – 2002.
  11. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У –Фактория, 2004. – (Серия «Психология детства: Практикум») Кряжева Н.Л.
  12. Социальная адаптация детей в дошкольном учреждении./ Под. Ред. Тонковой – Ямпольской Р.В., Е. Шмид, А. Атанасовой – Вуковой М., 1980.
  13. Тренинг развития личности дошкольника/ Калинина Р.Р. – М.:1999.
  14. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие Под. ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А. – М.: - Академия 2003.
  15. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие/ Кирюхина Н.В. – М.: Айрис – пресс, 2005.
  16. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение СП б., 2004.
  17. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /. под. ред. Тонковой – Ямпольской Р.В. – М., 1980.
  18. Российский педагогический словарь: в 2- х т. М., 1993.
  19. Его величество ребенок. Какой он есть. Тайны и загадки. Баркан А.И. – М., 1996.
  20. Словарь русского языка. – М., 1973. Ожогов С.И.
  21. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева П.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях М., 1991.
  22. Психологический словарь./ Под. ред. Зинченко В.П.
  23. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
  24. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.
  25. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. «Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений». – М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Перспективный план взаимодействия с родителями детей первой младшей группы.

Месяц

Форма взаимодействия

Пути осуществления взаимодействия с родителями.

Апрель

Май

Личное знакомство

Воспитателя с родителями

Беседа, анкетирование, изучение

Специфики семьи.

Июнь

«Знакомьтесь: группа Ягодки!»

Экскурсия по детскому саду,

Знакомство с группой

Август

Вечер вопросов и ответов

Первое родительское собрание с

Ответами на интересующие вопросы

Сентябрь

Устный журнал по адаптации детей в первой младшей группе

Индивидуальные контакты, консультации «Первые дни в ДОУ»

Октябрь

За круглым столом

Общение за чаепитием. Разговор о проблемах

Ноябрь

День открытых дверей

Присутствие родителей на занятиях, в группе, в физкультурном зале

Декабрь

Посещение воспитателем семей воспитанников

Дед Мороз со Снегурочкой в гостях у ребят

январь

Посещение театра

Совместная поездка в театр

Февраль

 Спортивный досуг

«Вырасту, как папа»

Игры – развлечения вместе с папами

Рекомендации по воспитанию детей третьего года жизни

Март

Чаепитие «Мамочку мою я очень люблю»

Совместное чаепитие после праздника, посвященного 8 Марта

Апрель

Фотовыставка «Мой ребенок в детском саду»

Родители готовят фотографии детей в детском саду

Май

День добрых дел

Кафе «Лакомка»

Субботник на территории детского сада

Чаепитие

     

 

 

 

 

 

Приложение

 

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка для создания благоприятных  условий его развития.

1. Ребенок:

Ф.И._________________________________________________________

Как Вы чаще всего обращаетесь к ребенку, какие уменьшительно – ласкательные формы его имени используете________________________________________________________

Дата рождения__________  Домашний адрес, контактный телефон___________________________________________________________

2. Мать:

Ф.И.О._______________________________________________________

Год рождения_______________ Образование, специальность, место работы____________________________________________________________

3. Отец:

Ф.И.О._______________________________________________________

Год рождения_____________  Образование, специальность, место работы____________________________________________________________

4.Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)___________________

____________________________________________________________

5. Есть ли в семье  другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними

___________________________________________________________

6. К кому из членов  семьи ребенок более привязан_______________________

_____________________________________________________________

7. Была ли патология  беременности, родов (какая)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес____________________________________________________________

_____________________________________________________________

9. Основные виды игр  и занятий дома

_____________________________________________________________

10. Какие игрушки любит, кто их убирает______________________________

_____________________________________________________________

  1. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

- с детьми своего возраста- да/нет;

- с детьми старшего  возраста- да/нет;

- с незнакомыми взрослыми- да/нет;

- с родными- да/нет;

11. Каким  Вы считаете  своего ребенка (подчеркните): спокойным, малоэмоциональным, очень эмоциональным  __________________________                                                                

_____________________________________________________________

12.Что ребенок умеет  делать самостоятельно_______________________

_____________________________________________________________

13.Выполнение каких режимных  моментов доставляет Вам больше  трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое(допишите)_________________________________

_____________________________________________________________

14. Какой аппетит у Вашего  ребенка(нужное подчеркнуть): хороший; есть плохо и мало; зависит от того, что в тарелке._______________________

_____________________________________________________________

15. Как  Вы кормите его  дома (нужное подчеркнуть) он ест  сам; сначала ест сам, а потом  докармливаем; чаще его кормят с ложки  взрослые.

16. Как ест ваш ребенок(нужное  подчеркнуть:

- ест аккуратно

-не очень аккуратно;

- мы добиваем, чтобы он  ел все, что дают;

- мы разрешаем не есть  то, что он не хочет;

- пусть ест сколько  хочет;

- тарелка должна быть  чистой.

17. Как засыпает Ваш ребенок дома(нужное подчеркнуть):

-быстро;

- долго, засыпает сам;

- с ним рядом сидит  кто –то из взрослых;

- иногда мочится во  сне;

-одевается после сна  сам;

 


Информация о работе Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению