Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 13:14, дипломная работа
Цель работы - описать особенности адаптации детей третьего года жизни к детскому саду.
Задачи исследования:
Дать определение понятию «Адаптация»
Изучить теоретические основы адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению.
Дать характеристику детей третьего года жизни.
Проанализировать направление совместной деятельности воспитателей и родителей по успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Введение
3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
6
1.1. Понятие адаптации
6
1.2. Стили и этапы адаптации
11
1.3.Факторы адаптации
13
Глава 2. Характеристика детей третьего года жизни
18
2.1. Физиологические особенности детей третьего года жизни
18
2.2. Психологические особенности детей третьего года жизни
22
2.3. Кризис 3-х лет
31
Глава 3. Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ДОУ
34
3.1. Взаимодействие воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни во время адаптационного периода
34
3.2. Стили педагогической деятельности воспитателя
40
3.3. Организация педагогического процесса в первой младшей группе
45
Глава 4. Практическая часть.
53
Заключение
59
Литературы
Таким образом, развивающая среда в группе организованна так, чтобы побуждать детей к творчеству, саморазвитию. Дети имеют возможность реализовать свои интересы во всех видах деятельности, через любой центров активности, выбор которых дети осуществляют сами. Центры открыты для них, материалы в них постоянно дополняются и меняются в зависимости от темы и интересов ребенка.
«Волшебный экран», доска для рисования, кисти, краски, мелки, бумага и т.д. Здесь дети рисуют, лепят, выкладывают на доску с пластилином горошины, рисуют по трафаретам и т.д. Это стимулирует творческую активность, развивает фантазию и воображение.
«Веселая лужайка» - тематический уголок сенсорики с разнообразными вкладышами, мозаика, пирамидки от самой маленькой до роста самого малыша, дидактические игры.
Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим средством формирования речи ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию чувств и восприятий. В работе важно применять здоровье сберегающие технологии. В ситуациях волнения, возбуждения, утомления провожу упражнения на расслабления.
Большое внимание уделяю укреплению физического и эмоционального здоровья детей, закаливающим процедурам, при проведении которых, осуществляется диффиринциированный подход к детям с учетом состояния и здоровья.
Чтобы ребенок был здоров, в его режим дня должны быть ограниченно включены самые разные движения. В группе есть физкультурный уголок, включающий: дорожку для массажа, коврики для закаливания, массажеры для стоп и коррекции плоскостопия.
Работать с детьми в первой младшей группы воспитатель должен в личностно – ориентированной модели взаимодействия. В период адаптации создавать эмоциональный комфорт в группе, открыто и доверительно выражать свои чувства по отношению к детям. В процессе совместных действий поддерживать и поощрять каждое самостоятельное усилие ребенка, при затруднении незаметно помогать им, использовать положительную оценку любых позитивных проявлении, чтобы дети смогли испытать радость, удовлетворение по поводу успехов.
Таким образом, благодаря правильному построению предметно – развивающей среды, совместной работы с родителями, выбранной модели взаимодействия, адаптация в группе прошла в легкой степени.
Заключение
Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя и др. Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Поэтому ученые выделяют разные степени адаптации. Различный характер и длительность адаптации ребенка зависит от нескольких факторов. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.
Решить проблему адаптации, обеспечить безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями ДОУ и семьи. Для успешной адаптации дошкольника к условиям ДОУ необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Достигнуть этого можно при соблюдении таких педагогических условий как:
1. Обеспечить комфортность пребывания ребенка в ДОУ;
2.Обеспечить предметно-
3. Установления единства системы воспитания ребенка с первых дней жизни, как в семье, так и в учреждении;
4. Правильной подготовки детей к ДОУ;
5. Правильной организации первых дней пребывания ребенка в ДОУ;
6. Индивидуального подхода
к вновь поступившему ребенку
в соответствии с его прошлым
опытом и индивидуальными
7. Обеспечение здоровья ребенка;
8. Приход в ДОУ со своей любимой игрушкой;
9. Количество часов, проводимых в группе, следует увеличивать постепенно;
10.Сохранить в период
привыкания привычные для
11.В период адаптации необходимо приблизить условия детского учреждения к домашним;
12.В период привыкания ребенка к ДОУ важно избегать неприятных процедур (стричь ногти, делать уколы);
13.Называть ребенка таким именем, каким называют его дома; 14.контакт с родителями (их присутствие в ДОУ первые дни);
15. Во время адаптационного
периода родителям следует
Литература
Приложение
Перспективный план взаимодействия с родителями детей первой младшей группы.
Месяц |
Форма взаимодействия |
Пути осуществления взаимодействия с родителями. |
Апрель Май |
Личное знакомство Воспитателя с родителями |
Беседа, анкетирование, изучение Специфики семьи. |
Июнь |
«Знакомьтесь: группа Ягодки!» |
Экскурсия по детскому саду, Знакомство с группой |
Август |
Вечер вопросов и ответов |
Первое родительское собрание с Ответами на интересующие вопросы |
Сентябрь |
Устный журнал по адаптации детей в первой младшей группе |
Индивидуальные контакты, консультации «Первые дни в ДОУ» |
Октябрь |
За круглым столом |
Общение за чаепитием. Разговор о проблемах |
Ноябрь |
День открытых дверей |
Присутствие родителей на занятиях, в группе, в физкультурном зале |
Декабрь |
Посещение воспитателем семей воспитанников |
Дед Мороз со Снегурочкой в гостях у ребят |
январь |
Посещение театра |
Совместная поездка в театр |
Февраль |
Спортивный досуг «Вырасту, как папа» |
Игры – развлечения вместе с папами Рекомендации по воспитанию детей третьего года жизни |
Март |
Чаепитие «Мамочку мою я очень люблю» |
Совместное чаепитие после праздника, посвященного 8 Марта |
Апрель |
Фотовыставка «Мой ребенок в детском саду» |
Родители готовят фотографии детей в детском саду |
Май |
День добрых дел Кафе «Лакомка» |
Субботник на территории детского сада Чаепитие |
Приложение
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития.
1. Ребенок:
Ф.И.__________________________
Как Вы чаще всего обращаетесь
к ребенку, какие уменьшительно – ласкательные
формы его имени используете___________________
Дата рождения__________ Домашний
адрес, контактный телефон_______________________
2. Мать:
Ф.И.О.________________________
Год рождения_______________ Образование,
специальность, место работы________________________
3. Отец:
Ф.И.О.________________________
Год рождения_____________ Образование,
специальность, место работы________________________
4.Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)___________________
______________________________
5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними
______________________________
6. К кому из членов
семьи ребенок более привязан__
______________________________
7. Была ли патология
беременности, родов (какая)_______________________
8. Часто ли болеет ребенок,
какие тяжелые заболевания, травмы перенес_______________________
______________________________
9. Основные виды игр и занятий дома
______________________________
10. Какие игрушки любит, кто их убирает_______________________
______________________________
- с детьми своего возраста- да/нет;
- с детьми старшего возраста- да/нет;
- с незнакомыми взрослыми- да/нет;
- с родными- да/нет;
11. Каким Вы считаете
своего ребенка (подчеркните): спокойным,
малоэмоциональным, очень эмоциональным
__________________________
______________________________
12.Что ребенок умеет
делать самостоятельно_________
______________________________
13.Выполнение каких режимных
моментов доставляет Вам
______________________________
14. Какой аппетит у Вашего
ребенка(нужное подчеркнуть): хороший; есть плохо и мало; зависит
от того, что в тарелке.______________________
______________________________
15. Как Вы кормите его дома (нужное подчеркнуть) он ест сам; сначала ест сам, а потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые.
16. Как ест ваш ребенок(нужное подчеркнуть:
- ест аккуратно
-не очень аккуратно;
- мы добиваем, чтобы он ел все, что дают;
- мы разрешаем не есть то, что он не хочет;
- пусть ест сколько хочет;
- тарелка должна быть чистой.
17. Как засыпает Ваш ребенок дома(нужное подчеркнуть):
-быстро;
- долго, засыпает сам;
- с ним рядом сидит кто –то из взрослых;
- иногда мочится во сне;
-одевается после сна сам;