Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 13:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - описать особенности адаптации детей третьего года жизни к детскому саду.
Задачи исследования:
Дать определение понятию «Адаптация»
Изучить теоретические основы адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению.
Дать характеристику детей третьего года жизни.
Проанализировать направление совместной деятельности воспитателей и родителей по успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
6
1.1. Понятие адаптации
6
1.2. Стили и этапы адаптации
11
1.3.Факторы адаптации
13
Глава 2. Характеристика детей третьего года жизни
18
2.1. Физиологические особенности детей третьего года жизни
18
2.2. Психологические особенности детей третьего года жизни
22
2.3. Кризис 3-х лет
31
Глава 3. Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ДОУ
34
3.1. Взаимодействие воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни во время адаптационного периода
34
3.2. Стили педагогической деятельности воспитателя
40
3.3. Организация педагогического процесса в первой младшей группе
45
Глава 4. Практическая часть.
53
Заключение
59
Литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Некрасова.doc

— 299.56 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки  Красноярского края

КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2»

Отделение «Дошкольное образование»

ПЦК педагогических дисциплин

 

 

 

 

Некрасова Анастасия Михайловна

 

Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

 

 

Председатель ПЦК

Педагогических дисциплин

Лопатина Л.Л.

 

 

 

 

Руководитель:

Евдокимова Т.В.

Преподаватель ПЦК

Педагогических    

дисциплин

_____________________


Красноярск, 2010

Содержание

Введение

3

Глава 1.  Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

6

           1.1. Понятие адаптации

6

           1.2. Стили и этапы адаптации

   11

           1.3.Факторы адаптации

   13

Глава 2. Характеристика детей третьего года жизни

   18

           2.1. Физиологические особенности  детей третьего года жизни

18

2.2. Психологические особенности  детей третьего года жизни

22

2.3. Кризис 3-х лет

31

            Глава 3. Педагогические условия  адаптации детей третьего года  жизни к ДОУ

34

           3.1. Взаимодействие воспитателя и  семьи ребенка третьего года  жизни во время адаптационного  периода

34

           3.2. Стили педагогической деятельности воспитателя

40

3.3. Организация педагогического  процесса в первой младшей  группе

45

Глава 4. Практическая часть.

53

Заключение

59

Литературы

61

Приложения

63


 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду.

Прежде всего, на адаптацию влияет физическое здоровье ребенка. Здоровый физически развитый малыш лучше справляется с трудностями. Нервным и соматически ослабленным детям приходится, как правило, значительно труднее в детском саду.

Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых.

Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети,  которые с трудом привыкают к детскому саду, часто сторонятся сверстников, видят в них врагов или противников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в контактах с взрослыми создают серьезные проблемы в период адаптации.

Следует принимать еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации к детскому саду. Он связан с психологическими особенностями родителей, главным образом матери, и их характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно – мнительна и слишком опекает ребенка, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, это может являться причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединять свой усилия и обеспечат  малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Большой вклад в изучении проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, и др.

Н.Д. Ватутина в методическом пособии  «Ребенок поступает в детский сад» рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Т.В.Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия  ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Н.Д. Ватутина, Т.В.Костяк пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.

Объект исследования –  адаптация детей третьего года жизни к детскому саду.

Предмет исследования -   педагогические условия адаптации детей третьего года жизни  к детскому саду.

Цель работы - описать  особенности адаптации детей третьего года жизни к детскому саду.

Задачи исследования:

  1. Дать определение понятию «Адаптация»
  2. Изучить теоретические основы адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению.
  3. Дать характеристику детей третьего года жизни.
  4. Проанализировать направление совместной деятельности воспитателей и родителей по успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
  5. Выявить педагогические условия успешной адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению.

Методы исследования: анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации), анкетирование, наблюдение и беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             

 

                                                                                                                                                                                                                                             

 

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  по проблеме исследования

 

    1. Понятие адаптации.

Адаптация – приспособление строения и функций организма, его

 клеточных систем – субсистем, органов к условиям окружающей среды. Адаптация человека может подразделяться на биологическую и психологическую; первый аспект включает в себя адаптацию организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды, температуре, влажности, иллюминативности, атмосферному давлению, холоду, жаре и др. физическим факторам, а также к изменениям в организме, например, заболеванию, дисфункциональности какого – либо органа; в целом процессы адаптации направлены на сохранение функций гомеостаза; отметим также, что психологический аспект адаптации (часто обозначаемый понятием социальной адаптации) это приспособление человека  как социоиндивида, личности, к определенным нормам, условиям, принципам, этикету в обществе в соответствии с требованиям самого общества, а также с учетом личности уже своих собственных индивидуальных качеств, особенностей психики в целях адаптации, под возникающие условия – требования самого общества в процессе коммуникации, в интерличностных сферах; субстанциональное проявление психологической адаптации (общение, контакт) – это взаимоконтакт, коммуникация социиндивида с окружающими его людьми, его активная деятельность среди других людей; отметим, что адаптационная реакция организма на неблагоприятное воздействие имеет ряд общих черт  и называется адаптационным синдромом; часто выделяют различные стадии процессов адаптации, например, в экстремальных условиях: фазу первоначальной декомпенсации и другие последующие фазы частичной, а затем уже и полной компенсации; различают также и адаптацию сенсорную; процессы же адаптации к инвертированному зрению и смещенному называют перцептивной или сенсомоторной адаптацией; сенсомоторная адаптация определяет то значение, которое имеет двигательная активацию субъекта в целях восстановления им нормализации аффицирующих процессов в определенных обстоятельствах, в определенной среде, условиях. (Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.; «Современное слово», 1998 г.)

Адаптация – приспособление, прилаживание, способность организма приспосабливаться к новым условиям внешней среды. В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды (т.н. метостаз). Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма к различным условиям окружающей среды.

Приспособительные реакции (реакции адаптации) подразделяются на быстрые и медленные. Быстрые реакции (врожденные – формируются в процессе эволюции организма) обеспечивают т. н. срочную адаптацию (например, отдергивание конечностей в ответ на болевое раздражение, усиление дыхания при физической нагрузке, возрастание чувствительности глаза к свету в сумерках). Они весьма экономичны: полезный для организма результат достигается с минимумом затрат. Медленные реакции направлены на долговременную адаптацию и формируются постепенно, в условиях длительного воздействия факторов внешней среды (адаптация к недостатку кислорода с сохранением работоспособности в условиях высоты, адаптация к ранее непосильным физическим нагрузкам и т д.).

Среди различных систем организма, осуществляющих реакции адаптации, ведущее место принадлежит центральной нервной системе, которая координирует процессы адаптации организма в целом; важную роль в этом играют также эндокринная и вегетативная нервные системы. В процессе адаптации можно выделить три фазы (стадии): ориентировочно – приспособительную(сопровождается временным нарушением функций), неустойчивого, неполного приспособления(активный поиск устойчивого состояния, соответствующего новым условиям) и относительно устойчивого приспособления.

Возможности (пределы) адаптации конкретного человека обусловлены его наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности, которая приобретает особенно важное значение. Например, у работников умственного труда, ведущих обычно малоподвижный образ жизни, возможности адаптации к физическим нагрузкам используются недостаточно. Поэтому даже небольшие быстро утомляют. Расширить возможности адаптации можно с помощью регулярных тренировок, закаливания и т.д. При это важно учитывать индивидуальные особенности организма, т.к. не адекватные нагрузки могут оказаться либо бесполезными (при их недостаточности), либо вредными (при их чрезмерности) для здоровья. Адекватный для каждого организма режим физического и биологического совершенствования следует устанавливать по совету врача. У школьников важно добиться оптимальной адаптации к условиям обучения и воспитания. Рациональный режим дня, закаливание организма, оптимальный уровень двигательный активности способствуют наиболее благоприятному течению процессов адаптации.

Социальная адаптация – приспособление человека к условиям новой социальной среды один из социально – психологических механизмов социализации личности. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественное учебно – воспитательного учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив.

Новая социальная среда предъявляет к ребенку особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Поступление в дошкольное образовательное учреждение связано с включением ребенка в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами, а все вместе они образуют первую социальную общность, в которой им предстоит наладить взаимоотношения. До этого момента практически весь опыт общения для ребенка сводился к отношениям с близкими взрослыми, которые выступали в роли бесспорного авторитета в решении всех жизненных вопросов и эталонов для усвоения речи и навыков поведения. Если ребенок был в семье единственным, то нередко он обладал «монополией» на внимание и поддержку взрослых (в многодетных семьях наличие братьев или сестер смягчает эту ситуацию). Перемена обстановки приводит к утрате «монополии»: для воспитателя детского сада каждый ребенок – один из многих. Далеко не всякое желание может теперь быть немедленно удовлетворенно. Наоборот, возникает необходимость подчинять свои побуждения требованиям дисциплины, а во взаимоотношениях со сверстниками – учитывать их желания и склонности. Ситуация несколько осложняется, если ребенок поступает не во вновь сформированную группу, а в уже существующую, в которой сложился определенный стиль взаимоотношений. Как правило, ребенок, не страдающий отклонениями в развитии и не избалованный  ежеминутной опекой родителей, быстро и хорошо приспосабливаются к новым условиям, т.е. адаптация проходит успешно. Если же ему еще не доступна произвольная регуляция своего поведения, организационные требования детского учреждения могут оказаться непосильной нагрузкой. Отставание в развитии поставит его в невыгодное положение  по сравнению со сверстниками, а переживания в связи с этим могут привести к нервному перенапряжению и срыву. Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, которые должны активно способствовать физическому  и психическому развитию ребенка и, что особенно важно, формированию у него навыков общения.

Информация о работе Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению