Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 17:55, курсовая работа
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии. Исходя из вышеизложенного и анализа научной литературы и практики, были сформулированы объект, предмет исследования, цель, обозначены задачи работы.
Объект исследования – Процесс формирования ролевого поведения у средних дошкольников.
Введение……………………………………………………………………….с.3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………..с.7
1.1.Формирование ролевого поведения.
Выводы…………………………………………………………………………с.16
1.2. Характеристика сюжетно-ролевой игры……………………………...с.17
Выводы………………………………………………………………………...с.24
1. 3. Концепция о способах формирования ролевого поведения………..с.25
Выводы………………………………………………………………………..с.28
1.4. Педагогические условия сюжетно-ролевой игры…………………….с.29
Выводы………………………………………………………………………..с.36
Глава 2. Практическая часть………………………………………………….с.37
2.1 Констатирующий этап
2.2. Формирующий этап………..…………………………………………...с.41
2.3. Контрольный этап………..……………………………………………..с.46
Выводы………………………………………………………………………..с.48
Заключение……………………………………………………………………с.49
Список литературы…………………………………………………………..
Таким образом, разнообразие содержания
сюжетно-ролевых игр
Содержание сюжетно-ролевой
Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.3
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли:
ребенок берет на себя роль лишь в
том случае, если сфера действительности,
которая отражена в сюжете игры,
уже знакома ребенку. Знакомство
с действительностью – главное
условие возникновения сюжетно-
знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность;
в результате этого знакомства у
ребенка возникало
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.
Психологи выделяют и такие структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, как : правило, игровое действие, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.
Выводы.
Сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом:
- основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;
- одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;
- в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.
1. 3. Концепция о способах формирования ролевого поведения.
Раздел, рассматривающий развитие игровой
деятельности ребенка в программе «Успех»,
полностью основан на методиках передачи
способов игры как специфической культурной
деятельности ребенка. Первые работы в
этом направлении были опубликованы Н.А.
Коротковой в 1978 г. В дальнейшем совместно
с Н.Я. Михайленко ею была создана система,
в которой влияние взрослого на игру рассматривалось
не с традиционной для отечественной педагогики
точки зрения. Они исходили из представлений
об игре как о культурной деятельности
и предлагали методики передачи детям
способов построения сюжета игры на каждом
из этапов ее развития. Из-за особенностей
условий коллективного воспитания авторы
предлагали способы передачи игры в «чистом»,
концентрированном виде.
Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова на основе
специфических способов создания воображаемой
ситуации выделили следующие этапы развития
игровой деятельности:
• начальный этап, основанный на условных
предметных действиях;
• этап ролевого поведения, основанный
на обозначении и реализации условной
ролевой позиции;
• этап сюжетосложения, на котором воображаемая
ситуация выстраивается из целостных
событий, взаимосвязанных друг с другом.
Концепция формирования способов игры,
разработанная Михайленко и Коротковой,
является наиболее естественной и поэтому
наиболее эффективной методикой передачи
навыков игры детям.
Основной формой взаимодействия взрослого
с ребенком в этой методике являются партнерские
отношения участников. Взрослый начинает
игру или включается в игру детей на общих
основаниях, не используя свой авторитет
взрослого, и последовательно передает
ребенку специфические для данного этапа
способы построения сюжета игры.
Еще более неопределенное место в процессах
социализации ребенка в детском саду занимает
другая культурно зафиксированная форма
игровой деятельности -игра с правилами.
Если для сюжетной игры характерно ее
нецелесообразное смешение с развитием
познавательной сферы ребенка, то для
игры с правилами характерна ее излишняя
интеграция с так называемыми дидактическими
играми и использованием ее в рамках стимуляции
двигательной активности ребенка.
Тем не менее у игры с правилами также
есть специфические характеристики, сформулированные
Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой и наиболее
четко проявляемые при сравнении ее с
сюжетной игрой. Это обязательное соблюдение
объективного правила всеми участниками
(в отличие от субъективного понимания
ребенком смысла разыгрываемой ситуации
в сюжетной игре). Если сюжетная игра по
определению бесконечна, то игра с правилами
имеет окончание, определяемое выигрышем
одного из участников, фиксирующим начало
нового игрового цикла.
Таким образом, игры с правилами представляют
собой весьма обширный пласт деятельности
ребенка дошкольного возраста. Как принято
считать, игра с правилами имеет большое
значение для физического, сенсорного
и умственного развития детей. Но, как
отмечает ряд современных ученых, основное
развивающее значение игры с правилами
связано с ее специфическими характеристиками.
Прежде всего, это развитие у детей умения
самостоятельно регулировать поведение.
При наличии правила (нормы), обязательного
для всех участников, возникает необходимость
в контроле над их выполнением. В самостоятельной
деятельности детей создаются условия
и возникает необходимость в реализации
такого важного морального принципа, как
справедливость.
Для игры с правилами характерны состязательные
отношения между участниками. У ребенка
появляется возможность самостоятельно
выделить себя среди других детей в соответствии
с простыми и понятными ему критериями.
Для развития ребенка важным является
факт не только выигрыша, но и проигрыша.
Опыт переживания неудачи в игре способствует
появлению в характере очень важных качеств
(стойкость, умение добиваться поставленной
задачи и т.п.), которые пригодятся ему
в дальнейшей жизни.
Являясь ярко выраженной формой совместной
деятельности детей, игра с правилами
развивает у детей различные формы взаимодействия:
одновременные и последовательные формы
действия, способность к договору и предварительное
планирование совместных действий.
Выводы.
Таким образом,
игра с правилами является не менее
важным для социализации ребенка
видом деятельности, чем сюжетная
игра.
Таким образом, в Примерной общеобразовательной
программе «Успех» основным средством
социализация ребенка является игра, сюжетная
и с правилами. Формирование этих видов
деятельности у ребенка происходит по
методикам, основой которых стала концепция
способов формирования игры, созданная
Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.
Игровая деятельность в Примерной общеобразовательной
программе «Успех» формируется и реализуется
в совместной деятельности взрослого
и ребенка, в которой все участники являются
равноправными партнерами, и в сСовременными
подходами к становлению и развитию сюжетно-
ролевых игр занимались известные педагоги
и ученые Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.
1.4. Педагогические условия сюжетно-ролевой игры.
В психолого-педагогических
исследованиях Н.Я. Михайленко и
Н.А.Короткова указывали, что с
игровой деятельностью в
Согласно
современным психолого-
Актуальность
вопроса определяется, прежде всего
тем, что в современном детском
саду чаще всего уделяют большое
внимание материальному оснащению
игры, а не развитию самих игровых
действий и формированию у детей
игры как деятельности. Для того
чтобы осуществлять адекватные педагогические
воздействия по отношению к сюжетно-ролевой
игре детей, воспитателям необходимо хорошо
понимать ее природу, иметь представления
о специфике ее развития на протяжении
дошкольного возраста, а также
уметь играть с детьми. Последнее,
как утверждают современные исследования
(Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой), особенно
важно в плане обогащения сюжетно-ролевых
игр детей дошкольного
. Воспитатель
должен играть вместе с детьми.
Чрезвычайно важным моментом
является сам характер
Исследователи
отмечали, что воспитатель в дошкольном
учреждении в силу ограниченности своих
возможностей не в состоянии обеспечить
детям такой объем совместной
игры, который позволил бы им в ходе
постепенного накопления и обобщения
конкретного игрового опыта, овладеть
теми или иными игровыми умениями.
Иначе говоря, воспитатель не может
воспроизвести в своей
Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятным. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому ребенка. Однако, чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращался к партнеру- сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. Пояснять свои игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры - задача непростая, даже для старших дошкольников. Поэтому, творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться лишь в небольших группах детей.
. Третий
принцип организации сюжетно
- ролевой игры : начиная с раннего
возраста и далее на каждом
этапе дошкольного детства
Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова указывали, чтобы втягивать в игру детей, играть вместе с ними, педагогу следует научиться свободно развертывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. При этом взрослый должен отчетливо понимать, что в игре с детьми его проект не закон для всех, а лишь замысел одного из участников. В настоящей живой игре дети сразу же начнут обнаруживать свои желания, не совпадающие с готовым проектом.От сюжета зависит привлекательность совместной игровой деятельности и успешность формирующихся воздействий. Воспитатель должен свободно оперировать элементами сюжета, событиями, персонажами ( ролями ), действиями, уметь развертывать сюжет, само строение которого облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений.5
Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной игры недопустимы со стороны взрослого принуждение, диктовки тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной).
Н.Я. Михайленко
и Н.А. Короткова разработали
- 4 года. Роль осуществляется фактически, но не называется.
Сюжет состоит из двух действий, а воображаемую ситуацию удерживает взрослый. 4 - 5 лет. Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль. Сюжет из 3-4 взаимосвязанных действий, дети сами самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
- 6 лет. Роли
распределяются до начала игры,
дети придерживаются своей
- 7 лет. Отображение
в игровых действиях отношений
между людьми (подчинение, сотрудничество).
Техника игровых действий
Н.Я. Михайленко
подчеркивала, что реальные ситуации,
в которых оказывается ребенок-
. ситуация, в которой ребенок активно действует на ровне со взрослым (как папа и мама, сам ест, одевается, умывается) ;
.ситуация, в
которую ребенок
. ситуация,
где дети не включены в
Все три типа ситуаций дают лишь пищу для игры. Однако, в большей мере игра дошкольника связана с воссозданием ситуаций второго типа, как считает Н.Я. Михайленко.
Авторы предлагают
рассматривать руководство
. последовательность
предметно-игровых действий, с помощью
которых дети имитируют
Информация о работе Педагогические условия сюжетно-ролевой игры