Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 17:55, курсовая работа
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии. Исходя из вышеизложенного и анализа научной литературы и практики, были сформулированы объект, предмет исследования, цель, обозначены задачи работы.
Объект исследования – Процесс формирования ролевого поведения у средних дошкольников.
Введение……………………………………………………………………….с.3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………..с.7
1.1.Формирование ролевого поведения.
Выводы…………………………………………………………………………с.16
1.2. Характеристика сюжетно-ролевой игры……………………………...с.17
Выводы………………………………………………………………………...с.24
1. 3. Концепция о способах формирования ролевого поведения………..с.25
Выводы………………………………………………………………………..с.28
1.4. Педагогические условия сюжетно-ролевой игры…………………….с.29
Выводы………………………………………………………………………..с.36
Глава 2. Практическая часть………………………………………………….с.37
2.1 Констатирующий этап
2.2. Формирующий этап………..…………………………………………...с.41
2.3. Контрольный этап………..……………………………………………..с.46
Выводы………………………………………………………………………..с.48
Заключение……………………………………………………………………с.49
Список литературы…………………………………………………………..
. ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;
сюжетосложение,
посредством которого ребенок выстраивает
отдельные элементы сюжета в целостное
событие. Первым способом построения игры
- предметно-игровыми действиями, дети
овладевают в совместной со взрослым
деятельности. Два других способа (ролевое
поведение, сюжетосложение) при стихийном
развитии игры могут сформироваться
неполноценно, на примитивном уровне.
Следует обращать внимание на организацию
педагогического процесса по отношению
к игре, для которой взрослый создает
условия, но непосредственно в нее
не включается. Организация условий
возникновения сюжетно-ролевой
Наверное, пришла пора признать необходимость не только руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого, но и организованного обучения самой игре. Мы не можем изменить негативное влияние современных условий на детскую игру. Но у каждого педагога есть возможность создать оптимальные условия для обучения детей игровым навыкам, согласно теоретическим положениям педагогов и психологов.
На основе
изучения этапов игры и уровней отношений
детей, А.П. Усова наметила пути дифференцированного
педагогического влияния на развитие
игры в детской игровой
Обобщив традиционные подходы Д.В. Менджерицкой, заключающиеся в обогащении содержания игр,исследования, проведенные А.П. Усовой о взаимоотношениях в игре, анализировав современные подходы, исследованные Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой к руководству сюжетно-ролевой игры, а также изучив психолого-педагогическую литературу о сущности сюжетно-ролевой игры, ее структуре, мы определили педагогические условия влияния сюжетно-ролевых игр на нравственное воспитание дошкольников: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; взаимодействие педагога с семьей воспитанника по проблеме нравственного воспитания ребенка; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.
В последние
годы ввиду того, что отмечается
недостаточно высокий уровень
Н.Я. Михайленко
и Н.А. Короткова подчеркивали, что
оказывается эффективным
Выводы.
Педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, одобряет дружеские отношения в игре, умение находить в товарищах новые положительные качества, формирует навыки самоорганизации в игре.
Обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственные отношения и одновременно сохранить творческий, самодеятельный характер игры возможно лишь при правильном педагогическом руководстве, так как происходит развитие содержания игровой деятельности, средств ее осуществления, а также положительно изменяется нравственное поведение каждого ребенка с учетом общей игровой цели.
Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.
Глава 2. Практическая часть.
2.1 Констатирующий эксперимент.
Базой для проведения экспериментальной работы стал ДОШ №53 г. Коврова. Исследование проводилось в средней группе. В эксперименте участвовало 15 детей в возрасте от 4 до 5 лет (см. приложение 1), воспитатели группы, имеющие среднее специальное (педагогическое) образование, стаж работы 8 лет и 19 лет.
Анализ наблюдений показал следующее:
- как правило, дети в играх объединялись в группы из 2-3 человек, но чаще всего их игры носили индивидуальный характер;
- в играх дети в основном отражали сюжеты, близкие их личному опыту: «Семья», «Больница», «Шоферы»;
- в совместных играх со взрослым вносились сюжеты «Парикмахерская», «Магазин»;
- все игры детей были непродолжительными, дети быстро теряли интерес к ним.
Кроме того анализ данных наблюдений показал, что дети крайне редко играли в режиссерские игры. Сюжеты, наблюдаемых нами режиссерских игр, отражали события из личного опыта детей.
В режиссерских играх дети использовали в основном повествовательную речь («Кошка гуляет»… «Ой, упала»…; «Поехали»… «Сломалась» и т. п.), встречалась и ролевая («Мяу-мяу»). Оценочных высказываний не было.
Было отмечено, что в играх дети роль принимали, их ролевые действия были однообразными, часто повторялись, сопровождались. В ходе наблюдения было выявлено три группы детей. (см.приложение 2).
В наблюдаемой мной группе воспитатели организовывали сюжетные игры во вторую половину дня. Во время проведения дневных прогулок детям предоставлялось время для самостоятельных игр. Было отмечено, что воспитатели исследуемой группы жестко регламентировали игровую деятельность детей во вторую половину дня: давали готовую тему игры, связанную с определенной сферой реальной жизни; подбирали сами материал, не приобщая детей к организации среды; распределяли роли; предлагали готовые сюжеты. Приведем выдержки из протоколов наблюдений:
«Воспитатель: - Мальчики, идите сюда,
поиграйте в « автобус». Вот
автобус (построенный заранее
Алеша М.: - Я тоже хочу быть шофером.
Воспитатель: - А ты будешь кондуктором. Садитесь , поедем в зоопарк»…
«Воспитатель: - Настя, возьмите к себе в игру Наташу. Она будет у вас дочка».
Настя Г. – У нас уже есть дочка (показывает на куклу).
Воспитатель: - Тогда она будет у вас парикмахером. Вот вам стульчики, здесь будет парикмахерская. Наташа иди сюда. Вероника, Настя идите вас Наташа причешет.
Девочки подходят к Наташе. Наташа причесывает Настю. Вероника наблюдает за воспитателем. Затем Настя встает и уходит играть в «семью». Вероника идет за ней. Наташа кладет расческу , идет рисовать.»
Анализ бесед позволил установить,
что для развития игровых умений
воспитатели считают
- обучение детей ролевому поведению;
- формирование у детей самостоятельности по выбору темы;
- по особенностям организации предметно-игровой среды.
Для выявления особенностей методической работы по руководству сюжетными играми детей нами была проанализирована документация старшего воспитателя.
Анализ показал, что в течение
трех лет задачи, касающиеся развития
сюжетной игры, перед коллективом
детского сада не ставились. В планах
воспитательно-образовательной
Полученные результаты позволили нам приступить к формирующей части нашего исследования, которое осуществлялось в соответствии с выделенной гипотезой.
2.2 Формирующий этап.
Работа с детьми проводилась по четырем направлениям.
- обогащение социального опыта детей в повседневной жизни;
- обогащение игрового опыта детей (здесь использовались игры по методике Н.Я. Михайленко);
- изменение предметно-игровой среды;
- игровые проблемные ситуации, побуждающие к ролевому поведению.
Дети побывали на экскурсии в медицинском кабинете, где медсестра рассказала о своей работе, показала некоторые медицинские инструменты, рассказала о том, как ими пользоваться.
Для того , чтобы игра была полноценной, необходимо было научить детей специфическим игровым умениям, которые они могли приобрести в совместной игре с партнером-взрослым. Такая работа проводилась индивидуально с каждым ребенком в утренние и вечерние часы, когда детей в группе было немного. Работа строилась таким образом: ребенку предлагалось поиграть в «больницу», ему предлагалась роль «врача», воспитатель брала на себя роль «пациента», затем по ходу игры меняла свою роль. « Маша, давай поиграем в «больницу». Ты будешь врач, а я - медсестра. Будем готовиться с тобой к приему больных». Воспитатель одевает халат, девочка тоже, воспитатель как будто моет руки : « Мария Викторовна, скоро придут больные, что еще нужно сделать?» Маша Л. : « Нужны рецепты, чтобы больным выписывать. А больше не знаю чего.» Воспитатель берет листы бумаги : « Вот рецепты готовы. Можно я пойду в прививочный кабинет». Маша Л.: «Да». Воспитатель говорит: «Теперь я буду больным»…
Меняя свои роли в ходе игры, воспитатель все время фиксировала на этом внимание ребенка, активизировала ролевую речь девочки своими вопросами.
На следующем этапе
Аналогичная работа проводилась со всеми детьми индивидуально, иногда в небольших подгруппах детей, когда на роли пациентов воспитательница привлекала еще нескольких детей: «Давайте как будто, вы тоже заболели и пришли к врачу». При этом воспитатель меняла свои роли, а также и роли детей. Основная же роль «врача» не менялась. Таким образом , воспитатель показала детям, как надо выстраивать игровое взаимодействие с позиции разных ролей.
Такая работа способствовала повышению игровой активности детей. Они с интересом отдавались игре, увлеченные ролью.
Наблюдения за игрой детей в «больницу» показали, что у детей возросли игровые навыки, содержание игры стало разнообразнее, интереснее, взаимодействие длительным ( от 40 минут до 1 часа), количество участников увеличилось до 7 – 10 детей.
Аналогичная работа была проведена нами по развитию сюжетной игры «Транспорт». С этой целью мы организовали следующие формы и методы работы: занятия, наблюдения, целевые прогулки, дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание картин, совместные игры со взрослым. Были проведены занятия на темы: «Прогулка по городу» с целью уточнить и расширить знания детей о транспорте, приучать детей к культуре поведения в транспорте; «Улица полна неожиданностей» с целью: расширить представление детей о правилах поведения на улице и во дворе; «Труд шофера» с целью познакомить детей с трудовыми действиями шофера, его простейших отношений с другими людьми; о помощи , которую оказывают машины людям, создавать целостное представление о труде шофера; «Транспорт специального назначения» - это занятие проводилось с целью закрепить знания детей о машинах специального назначения («скорая помощь», пожарная машина, мусоровоз).
Во время прогулок с детьми были проведены целевые наблюдения, целью которых было уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых, легковых автомобилей.
Было также проведено
Информация о работе Педагогические условия сюжетно-ролевой игры