Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:15, курсовая работа
Цель работы: состояла в теоретическом обосновании педагогических условий формирования нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества.
Объектом работы является личность и педагогические условия её воспитания.
Предметом работы являются педагогические условия, способствующие формированию нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества.
Глава 1. НХТ в системе духовно-нравственной культуры личности.
Исторические предпосылки педагогической направленности НХТ.
Гуманистический смысл воспитания.
Основные педагогические принципы, используемые в воспитании нравственных ценностей личности.
Глава 2. Духовно-нравственное развитие личности в процессе освоения народного творчества.
2.1. Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности.
2.2. Приобщение личности к НХТ.
Заключение
Список литературы
Потребность же эта развивается и вырабатывается в процессе воздействия народного творчества на эстетическое восприятие. Следовательно, необходимо предусмотреть самые разные формы общения личности с произведениями народного творчества. Вся система должна быть рассчитана как на интеллектуальное, так и на эмоциональное воздействие, ведь оно - в природе искусства.
Система
должна быть построена таким образом,
чтобы овладение художественными традициями
могло осуществляться на трех уровнях:
восприятия, воспроизведения и творчества.
Нужно каждому человеку дать возможность,
приобщившись к народному творчеству
в формах восприятия, перейти затем в коллективы,
где систематически происходит овладение
народным творчеством на уровне воспроизведения,
а затем - это особенно важно для творчески
одаренных личностей - к формам индивидуальной
работы на уровне творчества в сфере народной
культуры.
1.2. Гуманистический смысл воспитания.
В современной педагогике существует ряд идей, которыми следует руководствоваться в организации педагогических условий формирования нравственных ценностей личности:
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которое провозглашает то или иное сообщество.
В мировой педагогической теории и практике давно уже сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание нравственных ценностей личности - это слишком серьезное дело и оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. В качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма, а именно народное творчество в полной мере отвечает этим требованиям.
Педагогические условия формирования нравственных ценностей личности предполагают следующие шаги в освоении гуманистического смысла воспитания:
1) Формирование
теоретико-методологической и
2) Развитие и анализ педагогических целей учебно-воспитательных учреждений, их "очеловечивание", гуманизация, переориентация на совершенствование личностных качеств и межличностных отношений.
3) Выработка
каждым учреждением своей
4) Творческое
освоение современных
Термин "гуманизм" очень многозначен, поскольку на протяжении истории его содержание менялось. Гуманизм (от лат. Humanus - человечный, человеческий - прежде всего означает человечность человека; любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и её достоинству. В конечном счете понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. На основе всего вышеизложенного можно дать такую обобщающую характеристику гуманизма: гуманизм - это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
При такой трактовке гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок получает значение общественного идеала. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. При этом в современной трактовке гуманизма акцент делается на целостное, универсальное становление личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие её интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций.
Таким
образом, с позиций гуманизма, конечная
цель воспитания состоит в том, чтобы
каждый человек мог стать полноценным
субъектом деятельности, познания и общения,
то есть свободным, самодеятельным существом,
ответственным за все происходящее в этом
мире. Следовательно, мера гуманизации
воспитательного процесса определяется
тем, насколько этот процесс создает предпосылки
для самореализации личности, раскрытия
всех заложенных в ней природных задатков,
её способности к свободе, ответственности
и творчеству.
Главным
принципом прогрессивной
Сохранить человеческое достоинство, душевную теплоту и внимание к близкому человеку, не потерять способность воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с любовью и заботой – вот основные задачи, которые необходимо в первую очередь решить в процессе исправления юных правонарушителей.
В условиях воспитательного учреждения решить их можно через усиление социально-гуманитарной направленности образовательного процесса, включая несовершеннолетних осужденных в процесс художественного творчества, приобщая к искусству, в котором аккумулирован эмоционально-оценочный опыт человечества. Диалог с искусством таит в себе богатейшие возможности для “проживания” этого опыта.
Произведения искусства воздействуют на чувственную сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности. Уникальным качеством искусства является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов правильного поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни.
Находясь в условиях изоляции, испытывая психологический дискомфорт, душевное напряжение, недостаточную культурно-эстетическую насыщенность среды, несовершеннолетние подсознательно ищут источник креативности, толерантности, отзывчивости и других положительных эмоций.
Реализация
нравственно-эстетического
Таким образом, целью программы является формирование нравственных ценностных ориентаций несовершеннолетних осужденных средствами различных видов искусства.
Программа решает следующие педагогические задачи:
1. Создание условий для разностороннего развития нравственно-эстетических представлений, обогащения подростков определенными художественными знаниями, созидательными умениями и навыками.
2. Расширение общего и художественно-эстетического кругозора осужденных, повышение художественно-эстетической культуры, развитие самодеятельности и инициативы, формирование эстетического отношения к действительности.
3. Актуализация внутреннего потенциала, развитие потенциала психического здоровья, повышение уровня творческого рабочего самочувствия силой воздействия комплекса искусств и организованной творческой практикой.
4. Осуществление психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних, расширение их социального опыта, подготовка к жизненной самореализации.
При отборе содержания программы мы руководствовались рядом взаимосвязанных принципов:
-
Принцип гуманности и
-
Принцип самостоятельности
-
Принцип эстетизации.
-
Принцип рефлексивной
-
Принцип ориентации на
-
Культурологический принцип.
-
Принцип синкретизма
Соблюдение данных принципов способствует нахождению воспитанниками личностного смысла в изучении произведений искусства, формированию нравственных и эстетических взглядов и ценностных ориентаций.
Участники программы:
• несовершеннолетние осужденные, группы осужденных, лишенных свободы;
• учителя, воспитатели, начальники отрядов, организаторы воспитательной работы;
• педагоги и специалисты в разных областях искусства.
Этапы реализации программы: