Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:15, курсовая работа
Цель работы: состояла в теоретическом обосновании педагогических условий формирования нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества.
Объектом работы является личность и педагогические условия её воспитания.
Предметом работы являются педагогические условия, способствующие формированию нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества.
Глава 1. НХТ в системе духовно-нравственной культуры личности.
Исторические предпосылки педагогической направленности НХТ.
Гуманистический смысл воспитания.
Основные педагогические принципы, используемые в воспитании нравственных ценностей личности.
Глава 2. Духовно-нравственное развитие личности в процессе освоения народного творчества.
2.1. Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности.
2.2. Приобщение личности к НХТ.
Заключение
Список литературы
Эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, возникшее как результат соприкосновения с искусством, имеет непосредственный выход на действия человека, их смысловое и эмоциональное наполнение. Эмоции, чувства, как известно, не являются конечным продуктом психической деятельности. Они предстают как вполне конкретный результат (при определенной условности термина) влияния искусства, проявляющийся в форме определенных действий или придания этим действиям соответствующей окраски. Оказывая влияние на поступки, мотивы поведения, эмоции обретают зримые очертания и формы проявления.
Данная
особенность эмоционально-
Оригинальность результатов творчества в художественной самодеятельности можно рассматривать и с точки зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т. е. с точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и - человеку.
Исполнительство в самодеятельном коллективе связано с процессом создания эстетических, духовных ценностей. Одной из них является глубокая нравственна» социализация, моральное совершенствование человека. Деятельность эта может заключаться в самостоятельном решении или нахождении путей решения разнообразных художественно-творческих задач. Происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон и духовно-творческого потенциала. Причем данный потенциал реализуется не только в сфере художественной практики, но и во всей системе отношений человека с окружающими. Творческий подход к решению возникающих проблем становится его естественной привычкой, сущностной чертой.
Эффективность
творческой деятельности может определяться
формированием с ее помощью творческого
типа личности. Данный критерий является
определяющим для самодеятельного художественного
творчества, ибо эта задача - важнейшая
из его функций.
В настоящее время происходит постепенное возрождение народного искусства, его традиций. Личность в современном обществе на жизненной практике познает связь традиций художественной культуры с нравственным воспитанием – организуются фольклорные фестивали, массовые народные гуляния и пр. Это сегодня хорошо отражается в средствах массовой информации, но они в своей деятельности, прежде всего, опираются на конкретную практику, а она пока не слишком изобилует разнообразием форм приобщения различных групп населения к народной художественной культуре. Нужна система массовых коллективных и индивидуальных форм. Можно предложить хотя бы некоторые.
1) Уровень восприятия (массовые формы работы). Создание в музеях экспозиций по народному искусству, показ процесса работы мастера над предметом народного искусства, который, быть может, станет затем музейным экспонатом. Проведение специальных экскурсий для школ, учреждений, предприятий, родителей с детьми. Организация передвижных выставок и выставок-продаж предметов народных промыслов на предприятиях. Чтение лекций о народной художественной культуре, сочетающихся с осмотром выставок.
Организация вечеров, устных журналов, дискотек, посвященных народному искусству и его мастерам. Организация дискуссий «Судьба народного искусства в моем родном крае», «Устарела ли народная песня?» и т.п.
В библиотеках - комплектование и пропаганда книжного фонда по народной художественной культуре, в том числе и местной. Создание видеотеки. Организация вечеров былины, сказки, народной поэзии, традиционных загадок, пословиц, других фольклорных жанров, а также вечеров «История и фольклор», «Былина и сказка в русской и современной книжной графике», «Народная песня в русской литературе». Проведение читательских конференций, обсуждение новинок по проблемам народной художественной культуры, организация встреч с мастерами народного творчества.
В
центрах культуры - устройство слетов,
конференций школьников, молодежи -
всех любителей народного
На фабриках художественных изделий - организация экскурсий молодежи и других групп населения в музей образцов, в цеха, где они знакомятся с технологическим процессом, беседуют с мастерами. На фабриках необходимо подготовить экскурсоводов.
В туристических организациях необходимо разработать и внедрить специальные туристские маршруты для знакомства с центрами художественных промыслов, предметами народного искусства, сохраняющимися в музеях при предприятиях. Включать объекты народной художественной культуры в туристские маршруты, давать о них подробную информацию в путеводителях и проспектах.
2) Уровень восприятия и воспроизведения (коллективные формы работы).
Организовать
клубы любителей народного
На уроках рисования в обычных и художественных школах ввести как спецкурс изучение народного изобразительного искусства.
Отделами культуры организовать систему обучения основами отдельных промыслов (серия занятий по программе) групп молодежи, выразивших желание и имеющих склонности к творчеству в области народного изобразительного искусства. Обеспечить ведущую роль в этой работе мастеров - художников промыслов. Обеспечить материальную базу для занятий - помещение, инструмент, сырье.
Широко организовать этнографические и фольклорные экспедиции школьников и молодежи с целью сбора материалов по народному искусству для музеев района и города. Создать при музеях или библиотеках фонды памятников устного народного творчества краев, областей, районов, городов.
На общественных началах организовать в школах, клубах, районных домах культуры музеи народного искусства, ввести разделы народного искусства в экспозиции музеев сел, школ, обеспечив строгий учет и сохранность фондов. Организовать конкурсы и выставки исполнительского мастерства, творчества молодежи, детей в сфере народного искусства.
3) Уровень воспроизведения и творчества (индивидуальные формы работы).
В художественных школах, при фабриках художественных изделий (обращая особое внимание на семьи, где кто-либо связан по профессии с изготовлением народных художественных изделий) организовать систематическое и всестороннее знакомство детей и молодежи с предметами народного искусства, их утилитарно-декоративным назначением, техникой производства, создать условия для углубленного изучения художественных особенностей народного творчества и народных художественных традиций.
По
системе индивидуального
Работу
по приобщению детей к народному
искусству при индивидуальных формах
могут вести также
Не менее важно решить задачу насыщения предметной среды произведениями народного искусства. Для выполнения этой задачи деятельность разных организаций должна быть взаимосвязана и развиваться в едином направлении. У дизайнеров и архитекторов есть безусловная возможность использования народных традиций в своем творчестве. Ряд композиторов, поэтов, писателей, хореографов и деятелей театра постоянно обращается к народным традициям. Это важно, это служит делу создания обстановки и атмосферы, формирующей чувство национальной гордости у народа. Вместе с тем, не следует забывать об отличии народного творчества от использования его традиций в профессиональном искусстве, литературе и архитектуре. Ведь профессиональное искусство является вторичной формой жизни традиции.
В тех случаях, где можно поддержать реально живущую традицию или воскресить ее, - это первостепенная задача. Например, художественная традиция до сих пор развивается в народном зодчестве. Это развитие идет без вмешательства искусствоведов или этнографов в естественной для традиции преемственности искусства от мастера к мастеру. Здесь в содействии развитию традиции должны быть проявлены максимальный такт и огромная предусмотрительность, опирающаяся на научные изыскания в области народной архитектуры регионов и локальных художественных традиций народа в целом. Вмешательство в эту область естественно развивающейся в наши дни художественной традиции должно быть, как представляется, ограничено знакомством населения с лучшими образцами мастерства современных плотников, резчиков, кровельщиков, украшающих дома, в параллельном показе (по телевидению, в печати) образцовых работ в сравнении с лучшими произведениями народного искусства прошлого. Строго научный комментарий может быть направлен лишь на анализ тех элементов произведений народного искусства наших дней и старины, в которых выражается преемственность традиции. При этом нельзя допустить механического заимствования, тиражирования традиций одного региона по всем «городам и весям».
Важность
решения всех этих вопросов обусловлена
тем, что народное художественное творчество
активно влияет на процесс социализации
личности. Народное художественное творчество
активно формирует эстетическое сознание,
одновременно способствуя развитию духовно-нравственных
начал в человеке, повышению его духовного,
творческого потенциала.
Заключение
Необходимость приобщения
Народное художественное творчество является основным фактором нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. Источниками поэтического, художественного преобразовательного начала, связанного с духовным развитием личности, служат эстетическое видение родной природы и преобразующая сила образов народного искусства. Художественно-творческая деятельность может и должна быть организована так, чтобы помогать формированию представления о прочной связи национальной культуры прошлого с современной культурой, способствовать отношению к произведению народного мастера как к живому и развивающемуся явлению искусства и бытия.
Народные традиции в наше