Педагогические условия формирование нравственных ценностей средствами народно-художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: состояла в теоретическом обосновании педагогических условий формирования нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества.
Объектом работы является личность и педагогические условия её воспитания.
Предметом работы являются педагогические условия, способствующие формированию нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества.

Содержание

Глава 1. НХТ в системе духовно-нравственной культуры личности.
Исторические предпосылки педагогической направленности НХТ.
Гуманистический смысл воспитания.
Основные педагогические принципы, используемые в воспитании нравственных ценностей личности.
Глава 2. Духовно-нравственное развитие личности в процессе освоения народного творчества.
2.1. Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности.
2.2. Приобщение личности к НХТ.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогические условия формирования нравственных ценностей средствами НХТ..doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

     Эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, возникшее  как результат соприкосновения с искусством, имеет непосредственный выход на действия человека, их смысловое и эмоциональное наполнение. Эмоции, чувства, как известно, не являются конечным продуктом психической деятельности. Они предстают как вполне конкретный результат (при определенной условности термина) влияния искусства, проявляющийся в форме определенных действий или придания этим действиям соответствующей окраски. Оказывая влияние на поступки, мотивы поведения, эмоции обретают зримые очертания и формы проявления.

     Данная  особенность эмоционально-психологической  деятельности личности в процессе восприятия искусства обусловливает и интенсивность  ее художественно-эстетического и  нравственного обогащения, процесс  развития художественно-творческих навыков.

     Оригинальность результатов творчества в художественной самодеятельности можно рассматривать и с точки зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т. е. с точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и - человеку.

     Исполнительство в самодеятельном коллективе связано с процессом создания эстетических, духовных ценностей. Одной из них является глубокая нравственна» социализация, моральное совершенствование человека. Деятельность эта может заключаться в самостоятельном решении или нахождении путей решения разнообразных художественно-творческих задач. Происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон и духовно-творческого потенциала. Причем данный потенциал реализуется не только в сфере художественной практики, но и во всей системе отношений человека с окружающими. Творческий подход к решению возникающих проблем становится его естественной привычкой, сущностной чертой.

     Эффективность творческой деятельности может определяться формированием с ее помощью творческого  типа личности. Данный критерий является определяющим для самодеятельного художественного творчества, ибо эта задача - важнейшая из его функций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    2.2. Приобщение личности к НХТ

     В настоящее  время  происходит постепенное  возрождение народного искусства, его традиций. Личность в современном обществе на жизненной практике познает связь традиций художественной культуры с нравственным воспитанием – организуются  фольклорные фестивали, массовые народные гуляния и пр. Это сегодня хорошо отражается в средствах массовой информации, но они  в своей деятельности,  прежде всего, опираются на конкретную практику, а она пока не слишком изобилует разнообразием форм приобщения различных групп населения к народной художественной культуре. Нужна система массовых коллективных и индивидуальных форм. Можно предложить хотя бы некоторые.

     1) Уровень восприятия (массовые формы работы). Создание в музеях экспозиций по народному искусству, показ процесса работы мастера над предметом народного искусства, который, быть может, станет затем музейным экспонатом. Проведение специальных экскурсий для школ, учреждений, предприятий, родителей с детьми. Организация передвижных  выставок и выставок-продаж предметов народных промыслов на предприятиях. Чтение лекций о народной художественной культуре, сочетающихся с осмотром выставок.

     Организация вечеров, устных журналов, дискотек, посвященных  народному искусству и его мастерам. Организация дискуссий «Судьба народного искусства в моем родном крае», «Устарела ли народная песня?» и т.п.

     В библиотеках - комплектование и пропаганда книжного фонда по народной художественной культуре, в том числе и местной. Создание видеотеки. Организация вечеров  былины, сказки, народной поэзии, традиционных загадок, пословиц, других фольклорных жанров, а также вечеров «История и фольклор», «Былина и сказка в русской и современной книжной графике», «Народная песня в русской литературе». Проведение читательских конференций, обсуждение новинок по проблемам народной художественной культуры, организация встреч с мастерами народного творчества.

     В центрах культуры - устройство слетов, конференций школьников, молодежи - всех любителей народного творчества, фестивалей юных этнографов. Экспонирование на таких конференциях художественных изделий промыслов и работ, показ процесса работы мастеров - изготовления ими изделий, демонстрация кино- и телефильмов о народном искусстве. Организация городских, районных фольклорных праздников, недели народной художественной культуры в дни школьных каникул.

     На  фабриках художественных изделий - организация экскурсий молодежи и других групп населения в музей образцов, в цеха, где они знакомятся с технологическим процессом, беседуют с мастерами. На фабриках необходимо подготовить экскурсоводов.

     В туристических организациях необходимо разработать и внедрить специальные туристские маршруты для знакомства с центрами художественных промыслов, предметами народного искусства, сохраняющимися в музеях при предприятиях. Включать объекты народной художественной культуры в туристские маршруты, давать о них подробную информацию в путеводителях и проспектах.

     2) Уровень восприятия и воспроизведения (коллективные формы работы).

     Организовать  клубы любителей народного искусства, изучение его в студиях и кружках  при домах творчества, домах культуры, клубах, музеях, библиотеках.

     На  уроках рисования в обычных и  художественных школах ввести как спецкурс изучение народного изобразительного искусства.

     Отделами культуры  организовать систему обучения основами отдельных промыслов (серия занятий по программе) групп молодежи, выразивших желание и имеющих склонности к творчеству в области народного изобразительного искусства. Обеспечить ведущую роль в этой работе мастеров - художников промыслов. Обеспечить материальную базу для занятий - помещение, инструмент, сырье.

     Широко  организовать этнографические и  фольклорные экспедиции школьников и молодежи с целью сбора материалов по народному искусству для музеев района и города. Создать при музеях или библиотеках фонды памятников устного народного творчества краев, областей, районов, городов.

     На  общественных началах организовать в школах, клубах, районных домах  культуры музеи народного искусства, ввести разделы народного искусства  в экспозиции музеев сел, школ, обеспечив  строгий учет и сохранность фондов. Организовать конкурсы и выставки исполнительского мастерства, творчества молодежи, детей в сфере народного искусства.

     3) Уровень воспроизведения и творчества (индивидуальные формы работы).

     В художественных школах, при фабриках художественных изделий (обращая особое внимание на семьи, где кто-либо связан по профессии с изготовлением народных художественных изделий) организовать систематическое и всестороннее знакомство детей и молодежи с предметами народного искусства, их утилитарно-декоративным назначением, техникой производства, создать условия для углубленного изучения художественных особенностей народного творчества и народных художественных традиций.

     По  системе индивидуального обучения закрепить за художниками и мастерами  промыслов отдельных молодых людей, школьников и всех желающих из других возрастных групп любителей народного искусства, стремящихся практически освоить основы народного творчества. Связать эту работу с трудовым обучением в школах и организацией досуга населения. Отдельные примеры такого обучения имеются (в области резьбы, изготовления металлических и керамических изделий, игрушки, вышивки и кружевоплетения в разных регионах страны). При составлении программы индивидуального обучения детей и молодежи основам народной художественной культуры этот опыт должен быть проанализирован и использован.

     Работу  по приобщению детей к народному  искусству при индивидуальных формах могут вести также художественные школы, студии клубов и дворцов культуры в контакте с Союзом художников (секция народного искусства).

     Не  менее важно решить задачу насыщения  предметной среды произведениями народного искусства. Для выполнения этой задачи деятельность разных организаций должна быть взаимосвязана и развиваться в едином направлении. У дизайнеров и архитекторов есть безусловная возможность использования народных традиций в своем творчестве. Ряд композиторов, поэтов, писателей, хореографов и деятелей театра постоянно обращается к народным традициям. Это важно, это служит делу создания обстановки и атмосферы, формирующей чувство национальной гордости у народа. Вместе с тем, не следует забывать об отличии народного творчества от использования его традиций в профессиональном искусстве, литературе и архитектуре. Ведь профессиональное искусство является вторичной формой жизни традиции.

     В тех случаях, где можно поддержать реально живущую традицию или  воскресить ее, - это первостепенная задача. Например, художественная традиция до сих пор развивается в народном зодчестве. Это развитие идет без  вмешательства искусствоведов или этнографов в естественной для традиции преемственности искусства от мастера к мастеру. Здесь в содействии развитию традиции должны быть проявлены максимальный такт и огромная предусмотрительность, опирающаяся на научные изыскания в области народной архитектуры регионов и локальных художественных традиций народа в целом. Вмешательство в эту область естественно развивающейся в наши дни художественной традиции должно быть, как представляется, ограничено знакомством населения с лучшими образцами мастерства современных плотников, резчиков, кровельщиков, украшающих дома, в параллельном показе (по телевидению, в печати) образцовых работ в сравнении с лучшими произведениями народного искусства прошлого. Строго научный комментарий может быть направлен лишь на анализ тех элементов произведений народного искусства наших дней и старины, в которых выражается преемственность традиции. При этом нельзя допустить механического заимствования, тиражирования традиций одного региона по всем «городам и весям».

     Важность  решения всех этих вопросов обусловлена тем, что народное художественное творчество активно влияет на процесс социализации личности. Народное художественное творчество активно формирует эстетическое сознание, одновременно способствуя развитию духовно-нравственных начал в человеке, повышению его духовного, творческого потенциала. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

          Необходимость приобщения подрастающего  поколения к вечным истинам  и духовным ценностям, составляющим  суть моральной стороны человеческой  жизни, на сегодня очевидна. Заключается она в стремлении человека познать своё предназначение на Земле, понять ценность человеческой жизни, установить гармонию с окружающим миром.

           Народное художественное творчество является основным фактором нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. Источниками поэтического, художественного преобразовательного начала, связанного с духовным развитием личности, служат эстетическое видение родной природы и преобразующая сила образов народного искусства. Художественно-творческая деятельность может и должна быть организована так, чтобы помогать формированию представления о прочной связи национальной культуры прошлого с современной культурой, способствовать отношению к произведению народного мастера как к живому и развивающемуся явлению искусства и бытия.

          Народные традиции в наше время  должны занять главное место  в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им, в доступных формах, на близком и понятном материале  дети усваивают музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи - весь комплекс духовно-нравственных ценностей. 
 
 
 
 
 

                                                 Список литературы

    1. Гарифуллина, Р.С. Приоритеты духовно-нравственного развития личности/Р.С.Гарифуллина//Вестник МГУКИ.-2006.-№4.-С.103-108.
    2. Гурова, Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации/ Р.Г. Гурова// Педагогика.-2000.-№10.-С.32-38.
    3. Духовные ценности и молодежь: материалы межвузовской научно-практической конференции. - Орел: ОГИИК.- 1999.-186с.
    4. Каргин, А.С. Народное художественное творчество: структура, формы, свойства.-М.:Музыка,1990.-144с.
    5. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: учебное пособие/ А.С.Каргин.-М.: Просвещение, 1984.-224с.
    6. Каргин, А. С. Народная художественная культура: курс лекций/ А.С. Каргин.-М., 1997.-288с.
    7. Кузовлев, В. К проблеме формирования духовно-нравственной культуры личности/В.Кузовлев, Н.Татаркина// Alma-mater.-2006.-№3.-С.54-60.
    8. Михайлова, Л.И. Народное художественное творчество как социокультурное явление/ Л.И. Михайлова.-Пермь, 1994.-176.
    9. Народная художественная культура: учебник/ под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. – М.: МГУКИ, 2000.-т 344 с.
    10. Петракова, Т.И. Сердечность воспитания: (духовно-нравственное воспитание)/ Т.И. Петракова// Педагогика.-2004.-№7.-С.34.38.
    11. Сатарова, Л.А. Формирование духовной культуры учащихся средствами изобразительного искусства/ Л.А. Сатарова// Педагогика.-2004.-№5.-С.46-50.
    12. Строна, Г.Е. Система воспитания на основе русских народных традиций/Г.Е.Строна, Т.И. Колмакова// Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество/под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской. -М.: ВЛАДОС,, 2000.-С.169-176.
    13. Татаркина, Н. Модель организации воспитания духовно-нравственной культуры личности/ Н. Татаркина// Alma-mater.-2003.-№10.-С.54-56.
    14. Ульянова, В.В. Формирование школьной среды, обеспечивающей духовно-нравственной и историко-культурное воспитание учащихся /В.В.Ульянова // Образование и общество.-2003.-№2.-
    15. С.28-29.

Информация о работе Педагогические условия формирование нравственных ценностей средствами народно-художественного творчества