Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:15, курсовая работа
Цель работы: состояла в теоретическом обосновании педагогических условий формирования нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества.
Объектом работы является личность и педагогические условия её воспитания.
Предметом работы являются педагогические условия, способствующие формированию нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества.
Глава 1. НХТ в системе духовно-нравственной культуры личности.
Исторические предпосылки педагогической направленности НХТ.
Гуманистический смысл воспитания.
Основные педагогические принципы, используемые в воспитании нравственных ценностей личности.
Глава 2. Духовно-нравственное развитие личности в процессе освоения народного творчества.
2.1. Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности.
2.2. Приобщение личности к НХТ.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. НХТ в системе духовно-нравственной культуры личности.
Глава 2. Духовно-нравственное развитие личности в процессе освоения народного творчества.
2.1. Роль педагогического
процесса в обучении и
2.2. Приобщение личности к НХТ.
Заключение
Список литературы
Введение
В современной России осознается падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Философы, социологи, политологи отмечают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись дискуссии о путях преобразований в экономике, социальной и духовной сферах.
В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций личности. В данном процессе велика роль учебно-воспитательных организаций, представленных в современных условиях учебными заведениями разного типа – школами общего среднего образования, лицеями, гимназиями, колледжами, различными внешкольными учреждениями.
Ценностный подход в
сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Духовные ценности всегда выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие представители человечества. Становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры.
Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и развить на их основе устойчивую, непротиворечивую, в процессе индивидуальную систему ценностных ориентаций.
Роль
народно-художественного
Изучение литературы по теме работы показывает, что проблема формирование нравственных ценностей личности средствами нхт в полном объеме как педагогическое явление не была предметом специального изучения. Недостаточно разработан в существующих исследованиях важный в теоретическом и практическом отношении аспект, такой как педагогические условия формирование нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества. Всё это обусловило актуальность данной работы.
Цель работы: состояла в теоретическом обосновании педагогических условий формирования нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества.
Объектом работы является личность и педагогические условия её воспитания.
Предметом работы являются педагогические условия, способствующие формированию нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества.
Задачи:
1. выявить гуманистический смысл воспитания;
2. рассмотреть основные педагогические принципы, используемые в воспитании нравственных ценностей личности;
3. выявить роль педагогического
процесса в обучении и
4. приобщение личности к НХТ.
В курсовой работе использованы педагогические и психологические методы исследования в соответствии с целями и задачами, а также особенностями предмета исследования. Ведущими методами являются: изучение и теоретический анализ психологической и педагогической литературы по теме работы.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
Глава 1. Народно-художественное творчество в системе
духовно-нравственной
культуры личности
1.1
Исторические предпосылки
педагогической направленности
народного художественного
творчества
Истоки художественного творчества уходят в глубину веков. В период формирования у человека высших чувств, проявляются попытки выразить себя и окружающее в художественной форме. Сегодня на территории нашей страны обнаружено большое количество образцов народного творчества. Народное творчество самым тесным образом, естественно, связывалось с социальной, трудовой и бытовой практической деятельностью.
На всем протяжении истории человечества искусство являлось специфической формой деятельного освоения мира.
Время сохранило совершеннейшие памятники народного художественного творчества, содержание которых гармонически сочетается с красотой формы, а выражаемые идеи относятся к самым гуманистическим, общечеловеческим идеалам и представлениям о жизни, труде, любви, свободе, счастье. Народное художественное творчество донесло до нас чаяния и радости, тревоги и горе простых людей, тех, чьим трудом создавалась «вторая природа», возводились города, выращивался хлеб и т.д.
Народное творчество вбирало в себя самые гуманистические устремления и идеалы. Оно поднимало и развивало самосознание, выступало одной из самых демократических форм нравственного и эстетического обогащения народа. Народное художественное творчество наследовало и передавало от поколения к поколению, от эпохи к эпохе социально-культурный опыт и знания, нормы нравственности и поведения.
В народном творчестве заключался и огромный социально-воспитательный потенциал. Его существование определялось выполнением различных функции, в том числе и нравственно-воспитательных. Человек рассматривал художественное творчество, как хранилище педагогического опыта, вобравшего наиболее ценные идеалы и представления.
Педагогическая, воспитательная миссия, выполняемая народным творчеством, реализовывалась специфическими путями и методами. Передача педагогической информации осуществлялась в художественно-обобщенной идеализированной форме и как коллективное назидание. Рассматривая воспитательную роль современной художественной самодеятельности, важно представлять, как на протяжении тысячелетий
Важной характерной чертой существования народного творчества была его естественная подчиненность решению главнейших задач, стоящих перед человеком. В концентрированном виде эти задачи, так или иначе, были связаны с его формированием, воспитанием определенных качеств, передачей опыта и культуры. Творчество помогало решению трудовых и социальных задач, лучшей организации повседневной жизни; одухотворяло деятельность, придавало ей высокий эмоционально-нравственный настрой.
Народное творчество стало подлинной сокровищницей педагогической мудрости. Благодаря художественной сокровищнице народ сохранял свою культуру, свои нравственные устои, накапливал, социальный опыт. Народное творчество выражало здоровую народную дидактику, народную философию, смысл жизни. Воспитательное влияние осуществлялось благодаря тем нравственно-этическим, морализирующим сентенциям и требованиям, которые в художественно-образной форме отражались в народном творчестве. Народное творчество воспитывало примером, показом того, что, как, когда нужно делать. В этом заключалась его огромная нравственно направляющая сила.
Народное творчество имело самую тесную связь с конкретными видами практики человека. Не случайно каждое значительное событие в жизни людей находило своеобразный отклик в народном творчестве имелись, например, песни трудовые, свадебные, венчальные, хороводные. Такие произведения были весьма эффективны для сохранения и передачи традиций, закрепления накопленного опыта.
Народное творчество изначально концентрировало в себе крупицы коллективного опыта, коллективной мудрости. Опыт и мудрость выступали в данном случае как нравственно-коллективная сила, требующая следовать ей как общественной норме.
Так, например, педагогической особенностью фольклора является коллективность исполнения, втягивание в игрище, в действие большого количества людей, часто всех окружающих. Нередко публика принимала самое активное участие в исполнении, отвечала на реплики персонажей, исполняла по ходу песни, некоторая часть зрителей непосредственно вела игру. Примерно такая же картина наблюдалась и при выступлении любителей, а затем на первых порах - самодеятельных исполнителей. Каждый из зала мог выйти на сцену и по желанию исполнить песню, танец, сыграть на музыкальном инструменте.
Естественно, что вовлечение в «действо» имело огромное организующее влияние на личность. Человек, овладевая художественно-исполнительскими приемами, одновременно овладевал нравственным, духовным, воспитательным опытом и тут же проявлял свое отношение к нему.
Существующие в народе обобщенные социальные идеалы, отражаясь в художественном творчестве, в свою очередь претерпевали трансформацию, включали накопленный социальный и духовный опыт.
Смена исторических формаций также не могла не влиять на всю духовную, культурную жизнь народа. Происходили изменения, порой весьма значительные, в формах народного творчества, его социальной направленности и содержании, характере отражения действительности.
Таким, образом, на протяжении длительного времени народное художественное творчество выступало одной из важных форм сохранения и передачи накопленного социально-исторического и педагогического опыта, духовно-нравственной культуры от одного поколения к другому. С его помощью передавались и нормы морально-этического порядка, регулирующие отношения между людьми, наблюдения о закономерностях явлении природы, информация о наиболее значимых исторических событиях, войнах, праздниках и т. д.
В нашем обществе сейчас нет такой системы эстетического воспитания, какая была в XIX - начале XX в. в крестьянской среде. Нет системы, которая влияла бы средствами искусства, как на формирование (в раннем возрасте), так и на развитие (в других возрастных группах) нравственных критериев и духовности человека в целом.
В настоящее время приобщение населения к народным художественным традициям и использование этих традиций в нравственном воспитании представляется достаточно сложным. Отыскивая пути воспитания современника, следует обращаться к реалиям современного народно-художественного творчества и возможностей выбора той или иной модели индивидуального жизненного уклада в рамках комплекса стереотипов жизни общества.
Большую роль в формировании личности играет предметная среда, наличие в ней художественных памятников, разнообразной архитектуры, в том числе садово-парковой, предметов искусства и утилитарно-декоративных художественных изделий. При этом огромную роль играет отношение к художественным ценностям и в целом - к предметному миру. Особую роль и начинает играть в этом направлении восстановление храмов и монастырей.
Процесс приобщения детей и подростков к народному искусству, к традициям народной художественной культуры в целом протекает в школе, дошкольных, внешкольных учреждениях (клубах, детских домах творчества), а завершается в средних и высших учебных заведениях.
Чрезвычайно важно продумать систему мер, развивающих психологические установки приятия народной художественной культуры. Главной целью приобщения населения к народно-художественной культуре должно быть проникновение нравственно-эстетических начал народной художественной культуры в быт и главное - в сознание, в психологию. В связи с этим выделяют два направления: