Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:15, курсовая работа
Цель работы: состояла в теоретическом обосновании педагогических условий формирования нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества.
Объектом работы является личность и педагогические условия её воспитания.
Предметом работы являются педагогические условия, способствующие формированию нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества.
Глава 1. НХТ в системе духовно-нравственной культуры личности.
Исторические предпосылки педагогической направленности НХТ.
Гуманистический смысл воспитания.
Основные педагогические принципы, используемые в воспитании нравственных ценностей личности.
Глава 2. Духовно-нравственное развитие личности в процессе освоения народного творчества.
2.1. Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности.
2.2. Приобщение личности к НХТ.
Заключение
Список литературы
1. Диагностический этап.
Выявляет ценностные ориентации, интересы, потребности несовершеннолетних осужденных, предпочтительную направленность их деятельности.
2. Стартово-мотивационный этап.
Предполагает пробное включение осужденных в художественно-эстетическую деятельность с обязательным выполнением условий добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с осужденными.
3.
Содержательно-деятельностный
Обеспечивает возможности для самореализации подростков и юношей. В этот период существенным является органическое сочетание просветительской работы в области нравственно-эстетической культуры и художественно-творческой деятельности.
4. Рефлексивный этап.
Ориентирует
на оценку и осмысление изменений
в характере и поведении
• педагогическое наблюдение за несовершеннолетним;
• индивидуальные беседы;
• анализ результатов творческий деятельности;
• сознательное включение воспитанников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своих способностей;
• проведение открытых мероприятий, концертов, конкурсов для осужденных, сотрудников, родственников и др.
Данная программа предполагает определенную вариативность, она может реализовываться как самостоятельная, а также выступать составной частью комплексной программы. Проблема приобщения к нравственно-эстетическим ценностям может разрешиться в интегративных курсах, программах, факультативах, внеклассных занятиях, которые позволяют подросткам глубже воспринимать нравственные ценности, образную сущность искусств, постигать разнообразие их направлений.
Программа также предполагает возможность изменения объема материала, содержания, последовательности тем. Каждая тема включает в себя ряд отдельных мероприятий, проводимых в отряде, отделении или классе несовершеннолетних осужденных, а также общее мероприятие для воспитательной колонии.
Несмотря на то, что в основе программы лежит принцип поэтапности, каждая тема может являться в содержательном плане отдельной. Предлагаемые тематические блоки – это определенный ориентир организаторам воспитательной работы для осуществления нравственно-эстетического направления в исправлении осужденных. Необходим гибкий подход - можно исключить отдельные темы, внести новые, повторно обратиться к некоторым из них.
Темы и содержание занятий могут варьироваться, распределяться на несколько занятий в зависимости от степени подготовленности осужденных к восприятию художественно-эстетических ценностей, уровня эстетического развития, с учетом особенностей и традиций в коллективе. При этом работа должна проводиться систематически. Следует также подчеркнуть, что система художественно-эстетического воспитания значима и эффективна только в том случае, когда она осуществляется не изолировано, а органически включена в комплекс коррекционно-воспитательной работы исправительного учреждения.
В программе определены организационные формы работы с осужденными, осуществлен подбор специального художественного материала, разработан комплекс мероприятий, адресно направленных на нравственно-эстетическое развитие слушателей. Осужденный, вовлеченный в художественно-эстетическую деятельность, достигает определенной гармонии с миром и самим собой, осознает себя как личность, начинает понимать ценность культуры, искусства как основы более полной реализации своих возможностей и интересов.
Важным фактором, характеризующим программу, является интеграция различных методов художественно-эстетического образования между собой, их использование в тематических блоках, что способствует расширению знаний о предмете изучения, а также нравственно-эстетическому развитию несовершеннолетних осужденных.
В системе методов приобщения осужденных к художественно-эстетическим ценностям можно выделить пять основных:
-
эвристический (проблемно-
- объяснительно-иллюстративный (беседа, лекция, рассказ, ведущие к усвоению готовых знаний);
-
наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный)
метод используется для
- репродуктивный (организованное повторение на основе серии упражнений);
- эмпирический (метод подражания, помогающий быстрее воспроизвести нужное звучание, скопировать движения и т.д.).
Все методы тесно связаны между собой.
Существенной особенностью программы является содержательное единство творческого познания, ассоциативного мышления и эвристической деятельности, ориентация на социально-нравственные аспекты как при восприятии явлений искусства, так и в собственных оригинальных опытах.
Ожидаемый результат программы:
• личностное развитие воспитанников;
• повышение нравственно-эстетической культуры осужденных (формируется система нравственно-эстетических представлений, взглядов, убеждений, адекватного восприятия произведений искусства вырабатываются истинные критерии общечеловеческих ценностей);
• включение в разные формы социально-культурного творчества, возможность реализации творческого потенциала личности несовершеннолетнего (постепенно у несовершеннолетнего формируется представление о наиболее подходящем, соответствующем именно его способностям, склонностям, особенностям характера и темперамента увлечении);
• улучшение взаимоотношений с окружающими;
• коррекция отклонений в поведении, появление эмоциональной устойчивости.
Участие
в программе поможет
Ожидаемые
результаты освоения программы отражают
совокупную характеристику готовности
воспитанников к решению проблем самоопределения
и саморазвития в сферах ценностно-ориентационной,
художественно-эстетической, познавательной
и коммуникативной деятельности.
Глава 2. Духовно-нравственное развитие личности в процессе освоения народного творчества.
Педагогический процесс в любом коллективе - производственном, трудовом, научном, школьном (ученическом), студенческом - специфичен по организации, содержанию, методике проведения и используемым средствам. Специфика эта определяется также характером и основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива.
Не является исключением в этом отношении и художественный коллектив, основной предмет деятельности которого - искусство, а основная цель - формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей личности. В самодеятельном художественном коллективе эта цель трансформируется в область решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей. Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению их в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений.
Конечно,
нельзя придавать участию в работе
художественных, научно-технических, литературных,
прикладных самодеятельных, любительских
коллективов и объединений
Роль
искусства в процессе формирования
личности можно определять как корректирующую,
обогащающую, усиливающую нравственно-
Роль
художественного
В чем же заключается специфика искусства как предмета воспитания, средства всестороннего и гармонического развития личности?
Прежде всего, нужно подчеркнуть: искусство не является единственной формой общественного сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузку осуществляют наука, политика, идеология, мораль, право. Но воздействие каждой из этих форм общественного сознания носит локальный характер. Мораль определяет нравственное воспитание, право -- правовое, идеология, политика -- идейно-мировоззренческое.
Искусство влияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, (тем самым формирует его целостный облик; активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта.
Эстетическая игра, развлечение незаметно переводят богатство нравственного содержания искусства в личностное достояние. Формируется целостное отношение человека к миру, накладывается отпечаток на все стороны его жизни и деятельности, на отношения, понимание цели и смысла жизни. Искусство обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор. Он связан глубинными корнями с явлениями, происходящими в психике, духовном мире личности; на него оказывают непосредственное или опосредованное влияние факторы социального бытия, которые могут как усиливать, так и снижать эффективность процесса. [17]
Советскими психологами, в первую очередь Л. Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, Л. Якобсоном, достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и экспериментально подтверждено влияние искусства на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое; вскрыты природа художественных способностей и предрасположенность человека к искусству как форме деятельности.
Основной приметой взаимодействия искусства с человеком является глубокая эмоциональная, чувственная основа этого процесса. Однако эмоциональная интенсивность различных видов деятельности неодинакова. В научном познании эмоции носят подчиненный, фоновый характер. Здесь на первом плане мышление, сознание. В искусстве, художественной практике доминирующее значение имеют эмоции, эмоционально-чувственный опыт. На их основании возникает и сознательное, идейно-образное видение, и понимание содержания искусства.