Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:56, курсовая работа
Цель исследования — определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию толерантности у учащихся в образовательном процессе начальной школы.
Задачи исследования:
изучить состояние проблемы толерантности в педагогической теории и практике;
экспериментально определить эффективность педагогических условий формирования толерантности у учащихся начальной школы;
разработать методические рекомендации по реализации условий формирования толерантности.
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
толерантности …………………………………………………………..6
Теоретические основы исследования проблемы формирования
толерантности………………………………………………………………...
Особенности психического развития младших школьников.....................
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию
толерантности у учащихся начальной школы………………………
2.1. Содержание работы с младшими школьниками по формированию
толерантности………………………………………………………………
2.2. Способы и формы организации работы по воспитанию толерантности
у учащихся начальной школы……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………...
Педагогические
В качестве первого из принципов формирования толерантности можно обозначить принцип общественно-ценностной целевой направленности обучения и воспитания толерантности. В нем выражается необходимость формирования толерантности как личностного качества и связь проводимой работы с социально-экономической, политической и нравственно-духовной ситуацией в обществе. Данный принцип означает постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, добру, истине, красоте.
Вторым важным принципом выступает осуществление комплексного подхода и организации взаимодействия различных видов педагогической деятельности.
В нем выражается требование целостности процесса формирования толерантности.
Комплексный подход, обеспечивающий единство организации процесса формирования толерантности и его результатов, появляются в междисциплинарных связях.
Не менее важным является принцип целостного и гармоничного сочетания чувственно-интеллектуального, эмоционально-волевого и действенно-практического компонентов формирования толерантности.
Формирование
Одним из фундаментальных
принципов организации учебно-
В применении к процессу формирования толерантности данный принцип приобретает особую значимость. Его психолого-педагогическим обоснованием выступает требование накопления опыта активной деятельности индивида в малом коллективе для подготовки его жизни в обществе. Классный коллектив создает благоприятные условия для практического применения усваиваемых умений, знаний и ценностей толерантного взаимодействия с окружающими людьми. Только групповые формы работы развивают у учащихся умение вести дискуссию, прислушиваться к мнению своих оппонентов, аргументировать свои доводы, защищать собственную позицию, что является немаловажным компонентом толерантности и ярко демонстрирует уровень развития толерантности.
В педагогике традиционно выделение принципа сотрудничества, то есть сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества в обучении и воспитании.
Организация процесса формирования толерантности требует гармоничного совмещения руководства с самостоятельной работой обучающихся. Взаимодействие учителя с учащимися в рамках данного процесса приобретает характер сотрудничества. Основная функция педагога, сводится к координированию обсуждений, дискуссий, проведению бесед, диалогов по различным проблемам, имеющим непосредственную связь с проблемой толерантности. Важно также стремиться к тому, чтобы максимальное число учеников класса, по крайней мере, однажды побывали в роли такого координатора. Таким образом, учитель выступает первым среди равных, он является консультантом, экспертом, организатором обсуждений, подводящим итоги и формулирующим основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе дискуссии.
Одним из значимых педагогических принципов является принцип связи учебно-воспитательной работы с жизнью, практикой, ибо формирование толерантности не является самоцелью. Толерантность представляет сущностное свойство отношения к другому человеку не как средству, а как к цели и высшей ценности, которое реализуется во всех видах деятельности. В качестве принципа обучения, вытекающего из принципа связи учебной работы с жизнью, выступает и принцип наглядности.
Основания этого заложены в самой природе мышления и способах освоения объективной действительности. Поскольку человек мыслит не только логическими понятиями, но и чувственными образами, наглядность выводится на уровень самостоятельного мыслительного процесса. В формировании толерантности в роли образа выступает конкретная жизненная ситуация, в которой актуализирована данная проблема. Из этого следует, что учителю необходимо тщательно продумывать, какие из аспектов явления могут быть проиллюстрированы на примерах.
В качестве принципа следует выделить и принцип индивидуального подхода, учитывающего личностные особенности учащегося (его психику, систему ценностей, потребности и способности).
Из проведенного анализа данных общепедагогических принципов видно, что все они имеют большое значение для процесса формирования толерантности у детей и могут выступать в качестве собственных принципов.
Однако существует и понятие «интолерантной личности». Хотя деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно, все же последние так же имеют свои отличительные черты, и учитель должен обязательно учитывать эти особенности при воспитании толерантности в своих учениках.
Инотолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Психологи утверждают, что у интолерантного человека «-идеальное» Практически совпадает с «Я – реальным». Такому человеку трудно жить в согласии не только с окружающим миром, но и с самим собой. Он опасается своего окружения, всего нового, неизвестного, живет с чувством постоянной опасности для себя. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков по отношению к другим людям. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю людям вред, это они ненавидят и причиняют вред мне. Интолерантные ученики не должны оставаться вне поля зрения учителя, который в процессе всей воспитательной деятельности должен быть более внимательным к ним, чтобы помочь адаптироваться в обществе.
Принимая во внимание то, что толерантность всегда имеет в качестве своего обязательного признака уважение к «другому», стремление к сотрудничеству, содружеству, можно предположить, что воспитание толерантности в учениках учитель должен начинать с воспитания культуры общения.
Однако сфера же толерантности, по мнению исследователей, значительно шире гуманного, цивилизованного общения и поисков пути преодоления антагонизма. Толерантность обязательно включает в себя преодоление безразличия, нежелания идти на контакт, преодоление снисхождения по отношению к собеседнику, который в отличие от нас самих, младше по возрасту, менее образован либо менее опытен. В дополнение к этому, толерантность непременно должна предполагать максимально бережное отношение к другому, отказ от намерения изменить его согласно собственным представлениям.
Таким образом, начиная
воспитание толерантности в учениках
с воспитания умения общаться друг с другом,
учитель закладывает в детях способность
и готовность к сотрудничеству, признание
мнения другого человека, необходимость
учитывать его и считаться с ним.
Выводы по первой главе
Актуальность
Суммируя все выводы, сделанные на основе анализа философского, этического, психологического и педагогического аспектов толерантности, можно заключить, что такое многостороннее явление отличается комплексностью, сложностью и противоречивостью. Оно неразрывно связано социальной сущностью человека и действует в рамках определенной культуры. Толерантность одновременно существует в качестве отношения Я и Ты, общечеловеческой ценности, психологической основы общения, нравственного принципа межличностного взаимодействия, добродетели, способа достижения общности с «другим» в виде психологической диалогической установки на достижение этой общности. На основе выявленных вариантов трактовки толерантности мы можем сформулировать ее понимание как феномена педагогического процесса. В этом своем статусе толерантность предстает комплексным личностным качеством, подлежащим целенаправленному формированию в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания, состоящим в высоком уровне знаний, умений и навыков уважительного отношения к «другому» в ходе межличностного взаимодействия и общения; владении нравственными принципами и приемами общения; способности видеть в «другом» полноценную, равнодостойную личность; способности к целостному восприятию «другого» с пониманием его отличительных характеристик как проявлений его индивидуальности и неповторимости; в эмоционально-волевой готовности к критическому диалогу с другим; в отказе от претензий на собственную непогрешимость и исключительность; в способности к компромиссу и готовности частично поступиться с собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта; в способности к критическому отношению к себе как к «другому» для дальнейшего личностного самосовершенствования.
На основе данных аспектов понимания сущности толерантности мы предлагаем ее определение как педагогического явления. Согласно ему, толерантность предстает комплексным личностным качеством, подлежащим целенаправленному формированию в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания.
Педагогическими условиями
формирования толерантности у младших
школьников в учебно-воспитательном
процессе являются: создание установки
на толерантность, состоящую в готовности
и способности, учащихся к сотрудничеству;
создание единого толерантного пространства
в учебно-воспитательном процессе, направленного
на реализацию принципов педагогики толерантности;
соответствие образовательного процесса
функциональным и психологическим возможностям
и возрастным особенностям младшего школьника;
построение образовательного процесса
с приоритетом толерантного отношения
к детям; использование игровых технологий
в процессе толерантного воспитания; развитие
эмоционально-ценностной сферы ребенка;
создание комфортной образовательной
среды, способствующей сохранению индивидуальности
ребенка.
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности у учащихся начальной школы.
2.1 Содержание работы с младшими школьниками по формированию толерантности
Изучив теоретический материал по данной теме, мы на практике рассмотрели, как, в каких условиях, какими методами и способами формируется толерантное отношение друг к другу у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования:
определить и экспериментально проверить
педагогические условия, способствующие
формированию толерантности у учащихся
в образовательном процессе начальной
школы.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах'.
База исследования - учащиеся 1 класса «Б» школы 290 города Москвы.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: