Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:56, курсовая работа
Цель исследования — определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию толерантности у учащихся в образовательном процессе начальной школы.
Задачи исследования:
изучить состояние проблемы толерантности в педагогической теории и практике;
экспериментально определить эффективность педагогических условий формирования толерантности у учащихся начальной школы;
разработать методические рекомендации по реализации условий формирования толерантности.
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование процесса формирования
толерантности …………………………………………………………..6
Теоретические основы исследования проблемы формирования
толерантности………………………………………………………………...
Особенности психического развития младших школьников.....................
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию
толерантности у учащихся начальной школы………………………
2.1. Содержание работы с младшими школьниками по формированию
толерантности………………………………………………………………
2.2. Способы и формы организации работы по воспитанию толерантности
у учащихся начальной школы……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………...
Наблюдение проводилось с целью изучения особенностей толерантного поведения у учеников начальной школы. В качестве критериев наблюдения были взяты следующие параметры:
Для того чтобы управлять процессом становления толерантности младших школьников, необходимо знать уровни ее сформированности. Основной подход в их разработке состоит в определении степени развитости толерантности, отраженной в критериях и показателях.
Для определения уровня толерантности младших школьников нами был использован тест коммуникативной толерантности В.В.Бойко.Тестирование проводилось фронтально.
Ответы детей оцениваются по специально разработанной шкале в 3, 2, 1 и О баллов.
Итоговые результаты ответов соотносятся со шкалой уровней толерантности:
Высокий, при котором у учащихся определенно проявляется способность учитывать интересы и желания других людей, сформировано умение выслушивать людей, чье мнение не совпадает с личным. Полностью сформирована эмоциональная отзывчивость на общий успех. Явно проявляется стремление к поиску компромисса во взаимоотношениях с другими людьми. Развито стремление к общению с представителями других культур. Сформированы четкое представление о толерантности и способность к сдерживанию агрессивности в общении.
Средний - способность учитывать интересы и желания других людей сформирована частично, умение выслушивать людей, чье мнение не совпадает с личным, проявляется ситуативно, частично сформированы эмоциональная отзывчивость на общий успех, стремление к поиску компромисса во взаимоотношениях с другими людьми, стремление к общению с представителями других культур, знания о толерантности и способность к сдерживанию агрессивности в общении.
Низкий - перечисленные качества не сформированы у учащихся и не проявляются на этом уровне толерантности. Данные проведенного анкетирования представлены в следующей таблице:
Таблица №1
Уровни толерантности
№ вопросов | Совсем
неверно |
Чаще неверно | Чаще верно | Всегда верно |
Количество детей, ответивших на вопросы | ||||
1 | 4 | 2 | 2 | 5 |
2 | 5 | 1 | 6 | 2 |
3 | 5 | 2 | 1 | 6 |
4 | 5 | 3 | 2 | 4 |
5 | 3 | 3 | 4 | 4 |
6 | 2 | 4 | 3 | 4 |
7 | 2 | 4 | 3 | 5 |
8 | 6 | 1 | 2 | 5 |
9 | 4 | 4 | 1 | 5 |
10 | 5 | 1 | 0 | 6 |
11 | 3 | 2 | 4 | 5 |
12 | 3 | 1 | 1 | 6 |
13 | 5 | 3 | 1 | 1 |
14 | 3 | 1 | 2 | 5 |
Анализируя результаты тестирования, можно прийти к следующему выводу, представленному в Таблице № 2:
Таблица № 2
Сводная таблица уровней толерантности
Уровни толерантности | Количество учеников | % |
Высокий уровень | 2 | 19 |
Средний уровень | 10 | 16 |
Низкий уровень | 2 | 14 |
Большинство детей обладает средним уровнем толерантности, что составляет 16 %. Это говорит о том, что большинство учащихся понимает, что такое толерантное отношение, они стремятся избегать конфликтов в классе, терпимо относятся к одноклассникам другой национальности, эмоционально отзывчивы, стараются помогать друг другу и нуждающимся в помощи, но эти качества проявляются ситуативно.
Низкий уровень толерантности выявлен у 14 % учащихся. Им трудно найти общий язык с одноклассниками, они замкнуты в общении, с трудом идут на контакт, имеют поверхностное представление о толерантности, негативно относятся к лицам другой национальности.
В целом 19% класса, что составляет большинство учащихся владеют основами толерантного отношения друг к другу. Это говорит о планомерной работе учителя над этим аспектом в воспитательной работе и том, что в классе были созданы благоприятные условия для формирования толерантности в учебном - воспитательном процессе.
Установив уровень толерантности в данном классе, мы сконцентрировали свое внимание на педагогических условиях формирования толерантности младших школьников.
С целью их изучения проводилась игра – путешествие по карте мистера Толерантность, направленная на выявление уважительной толерантности.(Приложение 2.)
Для выявления уровня сформированности представлений толерантности в учебно-воспитательном процессе внеклассной деятельности использовались диагностические методики: методика незаконченных предложений, анкета, творческая работа - создание эмблемы толерантности (Приложение №3). В работе с учащимися 1 класса использовались следующие формы внеклассной деятельности: викторины, беседы, игры, праздники.
На этапе констатирующего эксперимента наблюдение за учащимися на внеклассных мероприятиях, уроках и внеучебной деятельности, направленных на изучение уровня сформированности толерантности, знания основ толерантного обучения показало, что ученики 1 класса ориентируются в таких понятиях, как терпимость, гуманность, сострадание и т.д.
Констатирующий этап опытной работы подтвердил хороший уровень толерантности учащихся. Таким образом, установлено, что на уровень сформированности толерантных понятий влияют воспитательная работа школы, работа родителей по воспитанию своих детей, а так же работа классного руководителя и других педагогов школы, что является необходимыми условиями формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, обобщая
результаты эксперимента, делаем вывод:
уровень толерантности учащихся - средний,
что говорит о целенаправленной работе
учителя, о создании в классе всех необходимых
педагогических условий формирования
толерантности в учебно-воспитательном
процессе.
2.2. Способы и формы организации работы по воспитанию толерантности учащихся начальной школы.
На основе результатов проведенного констатирующего этапа опытно-практической работы нами была разработана программа дальнейшего формирования толерантности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе, содержание формы и методов работы, прежде всего через урочно-внеклассную деятельность, где в рамках мероприятий, как мы предполагаем, сконцентрированы необходимые знания учащихся по вопросу толерантного отношения друг к другу.
В соответствии с выявленным в ходе исследования уровнем толерантности детей, а так же с учетом возрастных особенностей и предпосылок к развитию их нравственных качеств, с учащимися начальных классов проводилась следующая работа.
Была разработана тематика и содержание воспитательной работы в рассматриваемом направлении и согласована с учителями, детьми.
В ходе работы использовались
как традиционные формы (беседа, рассказ,
игра), так и формы, обусловленные спецификой
предмета (урок-путешествие, урок - ролевая
игра, урок-викторина).
Таблица№3
План работы
№ | Форма поведения | Тема | Цель |
1 | Внеклассное мероприятие | «Урок толерантности, или учимся сочувствовать» | Дать понятие о толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей. |
2 | Урок труда | «Говорящий орнамент» | Ознакомить с различными орнаментами, с понятием национальный орнамент, воспитание принятия разных культур. |
3. | Внеклассное мероприятие | «В гостях у Этикеши» | Напомнить ребятам о правилах поведения и о культуре отношения между людьми воспитывать осознанное стремление быть вежливым и культурным человеком научить ребят как правильно вести себя в конкретных жизненных ситуациях, развивать навыки общения друг с другом |
4. | Развивающие игры | «Это здорово!» | Повышать самооценку, получать поддержку одноклассников. |
5. | Беседа | «Друг познается в беде» | Способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и дружбы |
6. | Внеклассное мероприятие | «Душа народа к добру зовет…» | Дать понятие о народе, нравственности, национальности, душе народа, доброте. Способствовать воспитанию патриотических и гуманистических качеств и чувств. |
Нами был проведен урок толерантности по теме «Урок толерантности или учимся сочувствовать» (Приложение №5).