Пердметно-развивающая среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 21:45, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации предметно-развивающей среды как источника познания социальной действительности детей дошкольного возраста……………………………..7
1.1. Познание социальной действительности дошкольниками в процессе социализации………………………………………………………….7
1.2. Предметно-развивающая среда в условиях ДОУ………………17
Выводы по первой главе………………………………………………..29
Глава 2. Процесс познания социальной действительности детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ..……………………………………30
2.1. Уровни сформированности представлений социальной действительности дошкольников……………………………………………30
2.2. Организация познания социальной действительности посредством предметно-развивающей среды в ДОУ ...…………………...36
Выводы по второй главе………………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Предметно-развивающая среда как источник познания социальной действительности дошкольника.docx

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Для проведения диагностической методики мы использовали мозаику и картинки с изображением, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур. Диагностика проводилась в два этапа. На первом этапе мы предлагали детям поиграть в мозаику, показывали какие узоры из нее можно составить. Далее дети осваивали игру. После того как дети достаточно уверенно начинали манипулировать фигурками, мы переходили ко второму этапу.

На втором этапе мы раздавали каждому ребенку определенное количество фигурок, необходимых для составления узора. Далее детям предлагалось вместе собрать рисунок.

Во время выполнения задания детьми мы старались не вмешиваться в их работу. Не подсказывали, не делали замечаний, не комментировали их действия.

При анализе полученных данных мы выделили признаки, которые объединили в четыре комплексных параметра:

1. Отрицательная нравственная направленность личности;

2. Положительная нравственная  направленность личности;

3. Общительность, контактность  ребенка;

4. Заинтересованность в  предложенной деятельности.

Полученные результаты представлены на рисунке 3. (Приложение 7)

Рис. 3 Частота проявления признаков, при выполнении задания детьми

 

Нами было выявлено, что в ходе выполнения задания дети иногда пытались регулировать поведение партнера, оценивали его действия. Отмечены случаи самостоятельной работы.

Многие дети помогали партнеру, поправляли его фигурки. Сразу понимали слово «вместе», и пытались наладить сотрудничество. Работали вместе с партнером.

Большинство детей активно выполняли задание, следили за работой партнера, сопровождали ее репликами и советами.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

- большинство детей сразу  стремились наладить контакт с партнером;

- работу дети старались  выполнить правильно и аккуратно;

- не проявляли открытой  агрессии по отношению к партнеру;

- бережно относились к  результатам своей деятельности  и деятельности других;

- обобщая полученные данные  в ходе исследования деятельностно-практического  критерия познания социальной  действительности, мы можем сказать, что данные показатели находятся  на среднем уровне.

Анализируя полученные результаты по всем трем методикам, мы можем сделать вывод о том, что уровень сформированности знаний социальной действительности находится на среднем уровне. Так как дети зачастую знают основные нравственные нормы, адекватно выражают свое отношение к ним, но не всегда способны их выполнять. Проявляют грубость и недовольство к партнерам по игре, заданию, пытаются манипулировать их действиями, не всегда могут найти компромисс. В своем поведении могут допускать капризы, эгоистичность. Но, несмотря на это, у детей данной группы развит познавательный интерес, развито стремление доводить начатое дело до конца, при этом бережно относятся как к результатам своей деятельности, так и других ребят. Любую работу или задание стараются выполнить аккуратно. Могут оказать поддержку партнеру советом и делом.

Все вышеизложенное говорит о том, что для повышения уровня сформированности представлений социальной действительности необходимо организовать предметно-развивающую среду детского сада таким образом, чтобы дети могли самостоятельно заниматься творческой, трудовой деятельностью, могли самостоятельно приобретать опыт  переносить его в жизнь. Также мы считаем, что необходимо создать условия, с помощью которых каждый ребенок мог проявить себя, исполнить новую для себя роль, новую модель поведения, при этом воспитатель должен широко использовать возможности группового взаимодействия детей.

2.2. Организация познания социальной действительности посредством предметно-развивающей среды в ДОУ

В соответствии с полученными результатами на констатирующем этапе исследования нами были сформулированы цель и задачи формирующего этапа.

Цель – совершенствование предметно-развивающей среды в групповой комнате для полноценного развития личности каждого ребенка.

Задачи:

1. усовершенствовать тематические уголки в группе для организации ролевых игр детей;

2. разнообразить уголки  природы;

3. усовершенствовать в  группе уголки творчества, разнообразить материалы и оборудование;

4. привлекать родителей детей к созданию нового, яркого оформления предметно-развивающей среды в группе.

Вся групповая комната, в которой пребывают дети, условно была поделена нами на микрозоны (раздевалка, уголок «Маленькие строители», уголок по правилам дорожного движения, музыкальный уголок, уголок художественного творчества, уголок дидактических игр, книжный уголок, театральная зона, уголок сюжетно-ролевой игры, экологический уголок, туалетная комната, уголок уединения), решающие определенные задачи.

Совместно с родителями детей в раздевалке мы на шкафчики прикрепили фотографии детей в картинках. Оформили информационный стенд для детей, на котором разместили «алгоритм» процесса одевания.

Вместе с детьми красочно оформили также информационные стенды для родителей с информацией о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе и детском саду. Также преобразовали стенд с постоянно обновляющимися выставками творческих работ детей.

Дополнили и украсили информацию для родителей по организации досуга детей, материалы с играми и домашними занятиями. Обновили «календарь жизни группы» - где нами отмечаются дни рождения, праздники, экскурсии, родительские собрания, музыкальные и спортивные развлечения.

Преобразование зоны раздевалки позволило нам решать следующие задачи: 1. формирование навыков самообслуживания у детей; 2. формирование навыков общения; 3. привлечение к процессу воспитательной работы родителей.

В уголке «Маленькие строители» у нас располагается различный конструктор (крупный, средний, мелкий); нетрадиционный материал (подборка из бросового материала); игрушечный транспорт (крупный, мелкий); небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей, животных).

Для привлечения внимания детей к занятиям с конструктором мы проводили различные мероприятия с детьми (Приложение 8) [44], в ходе которых дети получили возможность воплотить в жизнь свои задумки, а также строить и фантазировать. Данная микрозона позволяет нам решать такие задачи, как развитие пространственных представлений, конструктивного мышления, мелкой моторики, творческого воображения.

Мы преобразовали уголок по правилам дорожного движения. В данной зоне у нас располагается полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать), мелкий транспорт, а также макеты домов, деревьев, дорожных знаков и светофора. Данная зона условно соединена с уголком «Маленькие строители». Для стимулирования познавательной активности детей мы организовывали непосредствнно образовательную деятельность детей на темы «Волшебная лестница», «Путешествие на цветочную поляну» (Приложение 9, 14) [19] [33]. Данная зона помогает формировать знания детей о правилах дорожного движения в игре и повседневной жизни.

В музыкальном  уголке находятся различные музыкальные инструменты (металлофон, барабан, бубен и т.д.), магнитофон, карточки с нотами и картинками. Данная зона помогает нам развивать у детей слуховое восприятие и внимание, а также формировать исполнительские навыки.

В уголке художественного творчества мы регулярно организовываем непосредственную образовательную деятельность творческого характера (Приложение 10) [22]. Для активизации познавательного интереса детей, активизации самостоятельной деятельности каждого ребенка мы обновляем различные материалы для творческой деятельности детей (восковые мелки, цветные карандаши, краски, пластилин, бумага, картон, палитра, кисти, ножницы и др.). Данная зона помогает развивать у детей пальчиковую моторику, тактильные ощущения, цветовосприятие и цветоразличение, а также развивать творческие способности.

В уголке дидактических игр у нас располагаются материалы по математике и сенсорике: мозаика, лото, различные настольные печатные игры, магнитная доска, комплект геометрических фигур, счетный материал, различные фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета, игрушки-головоломки, часы, счеты, набор кубиков с цифрами.

С помощью данных материалов мы организовываем непосредственную образовательную деятельность. (Приложение 16) [46] [25]. Использование данного материала позволяет нам решать следующие задачи: 1. Развитие мышления, совершенствование операций наложения, соединения частей в целое, 2. Развитие зрительного восприятия и внимания, совершенствования обследовательских навыков, 3. Обучение группировке предметов, 4. Развитие потребности в познании окружающего мира, 5. Обучение определению количества путем отсчитывания и пересчитывания (до 5), 6. Совершенствования операций сравнения, анализа, классификации, сериации, обобщения.

Также здесь находится материал по развитию речи и познавательной деятельности:  наборы картинок для группировки и обобщения (животные, рыбы, растения, насекомые, продукты питания и т.п.), наборы парных картинок на соотнесение, серии картинок на установление последовательности событий (сказки, ситуации, литературные сюжеты), серии картинок «времена года», разрезные сюжетные картинки, набор кубиков с буквами.

Мы регулярно организовываем непосредственную образовательную деятельность для активизации познавательного интереса, направленного на совершенствование речи, правильного произношения звуков речи и их дифференциации, что способствует развитию связной речи у дошкольников (Приложение 15).

Для совершенствования умения обращаться с книгой, расширения представлений об окружающем мире у детей нами был дополнены материалы, находящиеся в книжном уголке (стеллаж для книг, детские книги по программе, любимые книжки детей). Совместно с родителями нами были разработаны альбомы для рассматривания: «профессии», «семья» и др. Для стимулирования познавательной и самостоятельной деятельности детей нами была также организована непосредственная образовательная деятельность на тему «Ты обиду не держи, поскорее расскажи», где основным элементом было чтение сказки «О лисенке, который обиделся» (Приложение 11) [51].

В театральной зоне мы обновили атрибуты необходимые для театрализованных игр детей. Нами была переоформлена ширма, добавлены костюмы, маски (животные, сказочные персонажи) и другие атрибуты для разыгрывания сказок. Для поддержания у дошкольников интереса к театрализованной деятельности мы выразительно читаем произведения художественной литературы, беседуем с ребятами о прочитанном произведении, рассматриваем вместе иллюстрации, учим детей мимикой и жестами передавать характеры героев, для лучшего запоминания ролевых диалогов дополнительно проговариваем отдельные фрагменты произведения, привлекаем детей к изготовлению театральных билетов.

Совместно с родителями мы преобразовали уголки сюжетно-ролевой игры, дополнили их различными новыми яркими элементами. Нами были обновлены атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»; а также с бытовым сюжетом: «Семья», «Детский сад». Данная зона способствует формированию у детей ролевых действий, стимулирует сюжетно-ролевую игру. Способствует формированию коммуникативных навыков, развитию подражательности и творческих способностей.

Значительно была расширена экологическая зона. Условна была поделена две мини-зоны. В первой мини-зоне мы расположили полочки, «волшебные сундучки» с различным природным материалом: песком, глиной, камешками, ракушками, шишками, листочками и др. Также здесь мы расположили различные емкости, ложки, лопатки, палочки, сито, различные термометры. Используя материалы и оборудование, мы проводили с детьми различные опыты и наблюдения за неживой природой. (Приложение 12) [27].

Во второй мини-зоне мы разместили комнатные растения с учетом следующих требований разнообразия:

- поверхности и размеры листьев;

- способы очищения листьев: гладкие, мелкие, опушенные;

- величины и формы листьев  и стеблей (тонкие, толстые, округлые, продолговатые и др.);

- способы полива;

- видов одного рода.

Также здесь мы разместили аквариум с рыбками разной окраски и формы. В течение года неоднократно организовывали наблюдение детей за рыбками, знакомили со способами ухода за аквариумом. (Приложение 13) [1]. Для ухода за растениями и аквариумом мы разместили в данной зоне леечки, палочки для рыхления, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.

Организация экологической зоны, ее преобразование и усовершенствование позволило нам решать следующие задачи: 1. расширение чувственного опыта детей; 2. развитие умения экспериментировать; 3. обогащение знаний о свойствах природных материалов; 4. формирование знаний о комнатных растениях; 5. овладение несложными умениями: поддерживать растения в чистоте; правильно поливать, ухаживать за аквариумом; 6. воспитывать бережное отношение к животным и растениям. В туалетной комнате мы обновили и красочно оформили «алгоритм» процесса умывания, добавили интересные картинки на вешалки с полотенцами детей. Данная зона способствует развитию у детей опрятности, аккуратности, навыков самообслуживания.

После проведенных мероприятий по совершенствованию и обновлению предметно-развивающей среды в группе мы провели контрольный этап исследования, для выявления эффективности данных преобразований. Мы использовали тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе исследования.

Анализируя полученные данные, после проведения формирующего этапа исследования мы можем сказать, что:

1. При проведении диагностической методики «Изучение достижение цели в условиях помех» (Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко) дети стали более равнодушно относиться к различного рода раздражителям. Ставили во главе достижение цели своей деятельности. Старались аккуратно и правильно выполнять предложенное задание. Невыполнение задания отмечено не было. Все дети справились с заданием, не смотря на значимые раздражители. Полученные результаты представлены на рисунке 4. (Приложение 17)

2. При проведении диагностической методики «Сюжетные картинки», (И.Б. Дерманова) после формирующего этапа, дети стали более эмоционально ярко выражать свое отношения к нравственным и безнравственным поступкам. Старались обосновывать свой выбор, приводили примеры из жизни, сказок, рассказов. Старались отвечать полными предложениями. У детей значительно расширился кругозор, словарный запас. Многие более смело проявляли эмоции, которые отражались в мимике и жестах детей. Адекватно эмоционально реагировали на сюжеты, изображенные на картинках. Полученные результаты представлены на рисунке 5. (Приложение 18)

Информация о работе Пердметно-развивающая среда