Рис. 4 Реакции детей на раздражитель в ходе
проведения методики «Изучение достижение
цели в условиях помех» (Л.А. Головей, Е.Ф.
Рыбалко) после формирующего этапа исследования
Рис. 5 Уровень соформированности знаний нравственных
норм и адекватного эмоционального отношения
к ним после формирующего этапа исследования
(«Сюжетные картинки» (И.Б. Дерманова))
3. При проведении диагностической методики
«Сделаем вместе», (Р.Р. Калинина) мы отметили,
что уменьшилось количество случаев регулирование
поведения партнеров, оценки его действий.
Случаи самостоятельной работы отмечены
не были. Все дети помогали партнеру, поправляли
его фигурки. Сразу понимали слово «вместе»,
и пытались наладить сотрудничество. Работали
вместе с партнером. Дети активно выполняли
задание, следили за работой партнера,
сопровождали ее репликами и советами.
Полученные результаты представлены на
рисунке 6 (Приложение 19).
Рис. 6 Частота проявления признаков,
при выполнении задания детьми после формирующего
этапа исследования («Сделаем вместе»,
(Р.Р. Калинина))
Таким образом, мы видим, что
детей повысился уровень знаний социальной
действительности, усовершенствовались
навыки самоконтроля, сдержанности, в
то же время дети стали более открытыми,
контактными общительными. Повысился
познавательный интерес, инициативность,
самостоятельность. Дети стали более активно
использовать полученные знания на практике.
Все это свидетельствует об эффективности
преобразования, проведенного нами, предметно-развивающей
среды.
Выводы по второй
главе
На констатирующем этапе исследования
мы использовали такие диагностические
методики как: «Изучение достижение цели
в условиях помех» (Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко),
«Сюжетные картинки» (И.Б. Дерманова), «Сделаем
вместе» (Р.Р. Калинина). Мы выявили, что
уровень сформированности знаний социальной
действительности находится на среднем
уровне. Так как дети зачастую знают основные
нравственные нормы, адекватно выражают
свое отношение к ним, но не всегда способны
их выполнять. Проявляют грубость и недовольство
к партнерам по игре, заданию, пытаются
манипулировать их действиями, не всегда
могут найти компромисс. В своем поведении
могут допускать капризы, эгоистичность.
Мы пришли к выводу, что для
повышения уровня сформированности представлений
социальной действительности необходимо
организовать предметно-развивающую среду
детского сада таким образом, чтобы дети
могли самостоятельно заниматься творческой,
трудовой деятельностью, могли самостоятельно
приобретать опыт переносить его в
жизнь. Необходимо создать условия, с помощью
которых каждый ребенок мог проявить себя,
исполнить новую для себя роль, новую модель
поведения, при этом воспитатель должен
широко использовать возможности группового
взаимодействия детей.
Исходя из полученных на констатирующем
этапе результатов, мы преобразовали совместно
с родителями детей группу, в которой пребывают
дети. Добавили информационные стенды,
обновили книги, материалы и оборудование
для творчества, художественного и музыкально
развития детей, экологического воспитания.
Данные преобразования оказались успешными,
так как у детей повысился уровень знаний
социальной действительности, в то же
время дети стали более открытыми, контактными
общительными. Повысился познавательный
интерес, инициативность, самостоятельность.
Дети стали более активно использовать
полученные знания на практике.
Заключение
Дошкольное детство – короткий,
но важный, уникальный период жизни человека.
В эти годы ребенок приобретает первоначальные
знания об окружающей жизни, у него начинает
формироваться определенное отношение
к людям, к труду, вырабатываются навыки
и привычки правильного поведения, складывается
характер. Реальная действительность,
в условиях которой происходит развитие
человека, называется средой.
Среда развития ребенка – это
пространство его жизнедеятельности.
Это те условия, в которых протекает его
жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия
следует рассматривать как фундамент,
на котором закладывается строительство
личности ребенка. В отечественной и
зарубежной педагогике прошлого и настоящего
«среда» рассматривается как один из генеральных
факторов, воздействием которого детерминируется
процесс и результаты человеческого развития.
Направление деятельности
и развитие ребенка во многом
зависит от того, как устроена
предметно-пространственная организация
их жизни, из каких игрушек
и дидактических пособий она
состоит, каков их развивающий
потенциал и даже от того, как
они расположены. Все, что окружает
ребенка, формирует его психику,
является источником его знаний
и социального опыта.
Дошкольный возраст, как никакой
другой насыщен очень важными достижениями
в социализации детей. Дети учатся овладевать
собственными эмоциями и приобретают
опыт практического мышления в образном
и предметном плане именно в дошкольном
возрасте. У детей появляется произвольное
владение их поведением и собственными
действиями. В возрасте шести лет у дошкольников социального
познания прочно закрепляется такая позиция
как «Я и общество».
Результаты своего
приобщения к культурно-историческому
опыту человечества, а именно социальные
представления о связях между предметами
и явлениями, о самом себе, о человеческих
взаимоотношениях, ребенок активно отражает
в деятельности – игре (моделирование
отношений), изобразительной деятельности
(образы окружающего мира), конструировании
(образы предметов), общении и др. Анализируя систему критериев
и показателей уровня сформированности
о социальной действительности дошкольников
в современной практике, Ю.Н. Соловьева
выделила следующие критерии: мотивационно-потребностный,
когнитивный, деятельностно-практический.
Детская деятельность
не может быть полноценной на чисто вербальном
уровне, вне предметной среды, в противном
случае у ребенка исчезнет стремление
узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Основная задача педагогических
работников в ДОУ состоит в умении моделировать
пространственно-предметную развивающую
среду, которая бы позволила ребенку проявить
творческие способности, реализовывать
познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные
потребности в свободном выборе.
Предметно развивающая
среда должна носить развивающий характер,
создавать условия для творчества детей,
совершенствовать зону ближайшего развития
и его перспективу. Давая ребенку определенные
знания и представления об окружающем,
побуждая его к деятельности и творческому
применению знаний и умений, предметная
среда становится ведущим средством передачи
социального опыта, всестороннего развития
ребенка.
Основная задача педагогических
работников в ДОУ состоит в умении моделировать
пространственно-предметную развивающую
среду, которая бы позволила ребенку проявить
творческие способности, познавать способы
образного воссоздания мира и языка искусств,
реализовывать познавательно-эстетические
и культурно-коммуникативные потребности
в свободном выборе. Развивающая предметная среда
является основным средством формирования
личности ребенка и является источником
его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском
саду, должна обеспечивать безопасность
их жизни, способствовать укреплению здоровья
и закаливанию организма каждого их них.
В соответствии с воспитательной
функцией наполнение и построение развивающей
среды должны быть ориентированы на создание
ситуаций, когда дети стоят перед нравственным
выбором: уступить или взять себе, поделиться
или действовать самому, предложить помощь
или пройти мимо проблем сверстника. Среда
является центром, где зарождается основа
для сотрудничества, положительных взаимоотношений,
организованного поведения, бережного
отношения.
Развивающая
функция предполагает, что содержание среды каждой
деятельности должно соответствовать
«зоне актуального развития» самого слабого
и находиться в «зоне ближайшего развития»
самого сильного в группе ребенка.
На констатирующем этапе исследования
мы использовали такие диагностические
методики как: «Изучение достижение цели
в условиях помех» (Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко),
«Сюжетные картинки» (И.Б. Дерманова), «Сделаем
вместе» (Р.Р. Калинина). Мы выявили, что
уровень сформированности знаний социальной
действительности находится на среднем
уровне. Так как дети зачастую знают основные
нравственные нормы, адекватно выражают
свое отношение к ним, но не всегда способны
их выполнять. Проявляют грубость и недовольство
к партнерам по игре, заданию, пытаются
манипулировать их действиями, не всегда
могут найти компромисс. В своем поведении
могут допускать капризы, эгоистичность.
Мы пришли к выводу, что для
повышения уровня сформированности представлений
социальной действительности необходимо
организовать предметно-развивающую среду
детского сада таким образом, чтобы дети
могли самостоятельно заниматься творческой,
трудовой деятельностью, могли самостоятельно
приобретать опыт переносить его в
жизнь. Необходимо создать условия, с помощью
которых каждый ребенок мог проявить себя,
исполнить новую для себя роль, новую модель
поведения, при этом воспитатель должен
широко использовать возможности группового
взаимодействия детей.
Исходя из полученных на констатирующем
этапе результатов, мы преобразовали совместно
с родителями детей группу, в которой пребывают
дети. Добавили информационные стенды,
обновили книги, материалы и оборудование
для творчества, художественного и музыкально
развития детей, экологического воспитания.
Данные преобразования оказались
успешными, так как у детей повысился уровень
знаний социальной действительности,
в то же время дети стали более открытыми,
контактными общительными. Повысился
познавательный интерес, инициативность,
самостоятельность. Дети стали более активно
использовать полученные знания на практике.
Таким образом, наша гипотеза
о том, что влияние предметно-развивающей
среды в познании социальной действительности
дошкольников будет эффективнее, если
воспитатель будет:
- учитывать возрастные и индивидуальные
особенности ребенка;
- обеспечивать право ребенка
на свободу выбора деятельности;
- использовать личностно-ориентированный
подход в своей деятельности;
- привлечение к процессу
воспитательной работы родителей,
была подтверждена.
Список литературы
http://www.resobr.ru
- Андреева Г.М. Социальная психология. [Текст]/ Г.М. Андреева- М.: Аспект Пресс, 2002.
- Асмолов, А.Г. Психология личности. [Текст]/ А.Г. Асмолов– М.: МГУ. 2002.
- Бабунова Т.М. Создание предметно-развивающей
среды. //Сб.Полякова М.Н. Построение развивающей
среды в дошкольном учреждении. /Готовимся к аттестации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. [Текст]/ Т.М. Бабунова — СПб.: Детство-ПРЕСС, 2000.
- Бараненко, О.С. Конспект непосредственной
образовательной деятельности по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми 4-5 лет «Описание фруктов» [Электронный ресурс] \ О.С. Бараненко, Режим доступа: http://nsportal.ru
- Белая, К.Ю., Зимонина, В.Н. / Как
обеспечить дошкольников: конспекты занятий
по основам безопасности детей дошк. возраста:
кн. для восп. дет. Сада [Текст]/ К.Ю. Зимняя,
В.Н. Зимонина /. – М.: Просвещение, 2006 г.
- Беличева, С.А. Основы превентивной
психологии. [Текст]/ С.А. Беличева – М.: Знание, 2003.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование
в детском возрасте. [Текст]/ Л.И. Божович – М.: Просвещение, 2008.
- Брушлицский, А.В. Социальность
субъекта и субъект социальности.// Субъект
и социальная компетентность личности. [Текст]/Под.ред. Брушлицкого А.В. –М.: Инст-т психологии, 2005.
- Всероссийская газета «ДДД»
(Добрая Дорога Детства), [Текст]/ №21 (135),
ноябрь 2006 г.
- Выготский, Л.С. Педагогическая
психология. [Текст]\ Л.С. Выготский- М: Педагогика-Пресс, 2006.
- Глушкова, И.Г. Социальное познание
и социализация дошкольника [Электронный ресурс]\ И.Г. Глушкова, Режим доступа: http://nsportal.ru
- Головей, Л.А., Рыбалко, Е.Ф. Практикум
по возрастной психологии [Текст]/ Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко, СПб., 2002.
- Гоппе, Л.А. Инновационный подход
к созданию предметно-развивающей среды
в доу [Электронный ресурс] \ Л.А. Гоппе, Режим доступа: http://www.pandia.ru
- Давыдов, В.В. Генезис и развитие
личности в детском возрасте [Электронный
ресурс]\ В.В. Давыдов, Режим доступа: http://www.voppsy.ru/
- Диагностика эмоционально-нравственного
развития. [Текст]/Ред. и сост. Дерманова И.Б. –
СПб., 2002.
Ибрагимова,
А.З., Костылева С.В. Проект создания предметно-развивающей
среды «Маленькая страна чудес» [Электронный
ресурс] \ А.З Ибрагимова, С.В. Костылева,
Режим доступа: http://www.resobr.ru
- Казакова, Т.Г. «Детское изобразительное
творчество» [Текст]/ Т.Г. Казакова, Москва, Карапуз – Дидактика, 2006.
- Климова Ж.Н. Формирование элементарных
математических представлений с помощью
лего-конструктора у детей дошкольного
возраста [Электронный ресурс] \ Ж.Н. Климова,
Режим доступа: http://festival.1september.ru
- Ключникова, Н.Н. Предметно-развивающая
среда в детском саду как средство развития
ребенка [Электронный ресурс] \ Н.Н. Ключникова,
Режим доступа: http://www.o-detstve.ru
Козлова,
С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников
с социальной действительностью [Текст]\
С.А. Козлова, М.: Издательский
центр «Академия», 2008.
- Колдина, Д.Н. Рисование с детьми 4–5 лет.
Конспекты занятий [Электронный ресурс] \ Д.Н. Колдина, Режим доступа: http://coollib.net
- Лебединский, В.В. Нарушения
психического развития у детей [Текст]/ В.В. Лебединский – М.: МГУ, 2004
- Микляева, Н.В. Как организовать современную
предметно-развивающую среду [Электронный ресурс] \ Н.В. Микляева, Режим доступа: http://pik100.ucoz.ru
- Михайлова, З.А., Игровые занимательные
задачи для дошкольников. [Текст]/ З.А. Михайлова,
М., 2001г.
- Мудрик, А.В. Социализация в
смутное время. [Текст]/ А.В. Мудрик – М.: Знание, 2001
- Наблюдение за рыбками: конспект
НОД [Электронный ресурс] \ Режим доступа: http://ped-kopilka.ru
- Новоселова С.Л. Развивающая
предметная среда: Рекомендации по проектированию
вариативных дизайн-проектов развивающей
предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных
комплексах. [Текст]/ С.Л. Новоселова— М.: Знание, 2005
- Обучение детей рисованию [Текст]/ Под ред. С. В. Парафеевой. – М., 2002.
- Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей
группе: Журнал «Справочник старшего
воспитателя дошкольного учреждения»
№ 7, 2011 [Электронный ресурс] \ Режим доступа: http://www.resobr.ru/materials/48/5733/
- Парыгин, Б.Г. Научно-технический
прогресс и проблема самореализаци личности//
Психология личности и образ жизни. 1998.
-№4.
- Петровский В.А., и др. Построение
развивающей среды в дошкольном учреждении. [Текст]/ В.А. Петровский и др.— М.: Знание , 2003
- Поддубная, Л.Б. Правила дорожного
движения. Средняя группа [Текст]/ Л.Б. Поддубная
– Волгоград: ИТД «Корифей», 2009 г.
- Подольская, О.А Организация
предметно-развивающей среды в ДОУ [Электронный ресурс] \ О.А Подольская, Режим доступа: http://www.vdou.ru
- Построение предметно-развивающей
среды в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] \ Режим доступа: doshkolnuk.com/postroenie-predmetno
- Предметно развивающая среда
[Электронный ресурс] \ Режим доступа: http://dou73.rybadm.ru
- Предметно-развивающая
среда ДОУ [Электронный ресурс] \ Режим доступа: http://detsad12.dagschool.com
- Примерная программа воспитания
и обучения детей раннего и дошкольного
возраста. [Текст]/– М.: Новая школа, 2003.
- Программа «Истоки». [Текст]– М.: Карапуз, 2001.
- Прокина, Е. Развивающая среда
в ДОУ [Электронный ресурс] \ Е. Прокина,
Режим доступа: http://dohcolonoc.ru
- Психология развития. Под ред.
А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М:
ЧеРо, 2005
- Развивающая среда [Электронный ресурс] \ Режим доступа: ds22-ros.edu.yar.ru
- Развивающая среда доу [Электронный
ресурс] \ Режим доступа: http://russian-logvinenko.ru
- Рекомендации родителям по
организации семейного отдыха в дни каникул [Электронный ресурс] \ Режим доступа: http://sad1.solkamsk.ru
- Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном
детстве. [Текст]/ Н.П. Сакулина- М.: Педагогика, 2005.
- Смоленцева, А.А., Пустовой,
О.В., Математика до школы [Текст]/ А.А. Смоленцева. О.В. Пустовой, Н.Новгород, 2000г.
- Соловьева, Ю.Н. Продуктивная
деятельность как фактор социализаии
детей старшего дошкольного возраста:
автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата наук 13.00.05 [Электронный
ресурс] \ Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com
- Социальное познание дошкольника:
совещание [Электронный ресурс]\ Режим
доступа: http://s18022.edu35.ru
- Султананахметова, И.Г. Предметно-развивающая среда
в ДОУ в соответствии с ФГТ. [Электронный ресурс] \ И.Г. Султананахметова, Режим доступа: http://planetadetstva.net
- Теоретические проблемы воспитания
и обучения дошкольников: Сб. науч. Трудов, [Текст]/- М. 2001
- Хухлаева, О.В., Хухлаева О.Е. «Тропинка к своему
Я: как сохранить психологическое здоровье
дошкольников». [Текст]/ О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева– М.: Генезис, 2009.