Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 20:42, реферат
В нынешнее время существует очень много методик по изучению русского языка, но не следует хаотично применять их, считая, что это ноу-хау. Я считаю, что только системность и рациональное использование позволит достичь желаемого результата в изучении предмета. Учащиеся теряются в гуще современных информаций. Детям очень многое нужно запомнить и использовать свои знания при сдаче ЕГЭ, ведь знания оцениваются у всех одинаково, критерии для всех равны. Это проблема, и она актуальна, так как сдача ЕГЭ по русскому языку обязательна. Хочется как-то упростить материал, дать учащимся в более доступной форме. Для этого мною выбрана методика изучения языка при помощи пиктографии(рисуночного письма).
I.Введение.
II.Основная часть:
Рисуночное письмо.
Функции рисунков на уроках русского языка.
Использование рисунка в школьных учебниках по русскому языку для 5-7 класса.
Работа по развитию речи учащихся на основе рисунков.
Применение раздаточного изобразительного материала.
Использование плакатного рисунка при объяснении нового материала.
Пиктографический альбом.
Собственный ассоциативный рисунок ученика.
Собственный рисунок учителя.
Применение рисунка с помощью ИКТ.
Применение пиктографии при изучении орфографии. Примерные темы.
Урок «Буква о и е после шипящих и Ц».
III.Заключение
Выполнила учитель русского языка и литературы Кондратьева С.Н. |
Пиктография – вид письма, в котором предметы, события, действия, понятия их связи передаются с помощью зрительных образов, фигур, схем, упрощенных и обобщенных изображений (пиктограмм).
Возникновение письменности относится к глубокой древности. Люди долгое время объяснялись рисунками или предметами. Собственно письмо началось с рисунков. В пиктографии рисунки и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности.
Пример. Эскимосы Аляски оставили рисунок, предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды. Был нарисован человек, который поднес руки ко рту – это означало «еда». Человек развел руки в стороны – знак отрицания: «нет еды».
На скалах и в пещерах сохранились рисунки первобытных людей. В «темных подземных залах» на стенах тянутся изображения оленей, кабанов, бизонов, буйволов. Животные бегут, стоят, лежат. Первобытные художники выразительно рисовали животных. Они были очень наблюдательны.
Франко-голландский ученый Тимоти Инген-Хусца (Timothee Ingen-Housz), придумал интересную систему пиктографической письменности Elephant's Memory, название которой происходит от французской идиомы memoire d'elephant ("способность ничего не забывать"). Научиться писать с помощью этой системы очень просто и, кроме того, она предоставляет ряд замечательных возможностей. Сейчас Elephant's Memory распространяется на компакт-дисках и используется для развития речи и воображения у детей.
Основные идеи системы изложены в статье Инген-Хусца для Apple's Learning Technology Review (1999), в которой он довольно подробно описывает принципы и философию своего языка.
О грамматике Elephant's Memory можно сказать следующее. Все значки системы можно разделить на два типа. К первому относятся визуальные концепции предметов или действий. Они не связаны с какой-то конкретной частью речи: рисунок "огонь" может обозначать и собственно пламя, и глагол "гореть", и прилагательное "огненный". Ко второму типу относятся символы идей и даже грамматических категорий: существования, множественности, времени. Значки второго типа иногда могут выступать и как самостоятельные лексические единицы, но чаще это выразители грамматических связей в высказывании.
Используя эту методику можно обучить учащихся некоторым орфографическим правилам и повысить грамотность. При этой методике активизируется образное мышление детей, так как каждый ребёнок сам рисует правило и запоминает свой рисунок. Зачастую учащиеся не помнят самого правила, помнят только образ.
Эту методику желательно использовать с начальных классов. Мной она используется в 5 – 7 классах, у учащихся наблюдается заметные улучшения в грамотности, даже у слабоуспевающих детей.
При сдаче ЕГЭ в основном не требуется объяснение правил, поэтому эта методика готовит слабого ученика к экзамену.
При рисовании правил активизируется зрительная память, происходит мыслительный процесс.
1)научить самостоятельности, ответственности.
Функции рисунков на уроках русского языка
Рисунки в учебнике выполняют следующие функции: комментирование значения слов и фразеологических оборотов. Рисунок - это стимул, обеспечивающий употребление различных языковых единиц, обогащающий словарь, предупреждающий ошибки.
Стимулирующая функция рисунков используется в учебниках при работе над самыми различными темами программы. Рисунок служит стимулом для употребления отдельных слов, построения словосочетаний и предложений, а также для составления связных текстов. Называние того, что изображено на рисунке, облегчает организацию фонетических наблюдений над звуковым строем, составом слова, позволяет привлечь внимание к звукам и к буквенной передаче их на письме.
Именно так организована работа в учебнике для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской [27, с.130]. Составление словосочетаний на основе рисунка позволяет пояснить особенности номинативной функции, которую они выполняют более точно, чем слово, называя предметы, действия, признаки). Таково назначение иллюстраций, которые включены в параграфы, посвященные синтаксическим темам, в учебниках 7, 8 и 9 классов под редакцией Н.М Шанского и С.Г. Бархударова и др. [27,с.28]. Но составление словосочетаний и предложений по данным в учебниках рисункам, используется и с другой целью: грамматического строя речи учащихся, предупреждения ошибок, связанных с употреблением тех или иных форм и конструкций. Эта задача предусмотрена, например, в упражнениях ко многим ситуативным рисункам, включенным в раздел “Синтаксис и пунктуация” учебника для 5 класса под редакцией ТА Ладыженской и под редакцией Панова, Бунеева. [30, с.31]
Наконец, сюжетные рисунки служат зрительной опорой для понимания теоретических сведений, для составления текстов, главным образом повествовательного характера. В отдельных случаях учебник знакомит лишь с внешним обликом действующих героев рассказа, который должны составить учащиеся. (Учебник для 7 класса под редакцией Н.М. Шанского) [23, с.30].
Раздаточный изобразительный материал расширяет возможности для реализации основных функций рисунка. Прежде вceгo, карточки позволяют предусмотреть вариантность рисунков по одной и той же теме. Например, в учебнике для 5 классов под редакцией Т.А. Ладыженской [27, с.130] проиллюстрированы лишь 2 многозначных слова; кисть и полотно, а в раздаточном изобразительном материале сколько потребуется учителю для тренировки учащихся в разграничении многозначных слов и анонимов.
Использование рисунка в школьных учебниках по русскому языку для 5–7 классов
В учебниках по русскому языку широко представлены предметные рисунки, поясняющие многозначность слова, значение диалектной, профессиональной, заимствованной лексики. Некоторые иллюстрации учебников дают буквальное понимание отдельных слов и словосочетаний, тем самым предупреждая ошибки, связанные с непониманием образной природы переносного значения слова и фразеологизмов, неправильным толкованием устаревших слов.
Например, “гореть” — поясняется как “краснеть от прилива крови”. Аналогичным образом поясняются выражения “светиться от счастья” и “мороз сковал реку”.
Работа по развитию речи учащихся на основе рисунков
Следует особо отметить эффективность заданий, направленных на развитие речи учащихся на основе рисунков учебника. В качестве примера можно обратиться к положению, выдвигаемому Косолапкиной А.А. [. Суть выдвигаемого ею тезиса заключается в делении “предлагаемых учащихся творческих заданий (на основе изобразительной наглядности) на несколько этапов:
Надо сказать, что предлагаемая схема была использована мной при подготовке к уроку изложения на основе собственных рисунков. В целях экономии времени первый этап был представлен в виде опережающего домашнего задания, второй, третий и четвертый были верно и быстро поняты учениками, несмотря на необычность и новизну предлагаемого задания. Пятый же этап был сокращен до минимума. В основной массе работы оценивались только учителем. В целом, такой вид работы оказался продуктивным: цели и задачи урока были достигнуты.
В рамках работы я обратилась еще к одному методическому положению, выдвинутому А.А. Косолапкиной в связи с работой по развитию речи на основе рисунков — это деление творческих заданий на типы. Один из рассматриваемых типов заданий направлен на творческое оживление рисунка в учебнике, а другой представляет собой восстановление пропущенной части текста на основе рисунка.
Несмотря на разнообразие методов и приемов работы с рисунком в учебнике на уроках развития речи, следует учитывать традиционный вариант — создание рассказа по юмористическим рисункам. Вот примep школьного сочинения:
Хитрый кот
Однажды вечером ко мне пришли друзья поговорить и посмотреть моего нового красивого кота. Мы начали его искать, но не могли найти. Даже собака обнюхала всю квартиру, но кота нигде не было. Вдруг с верхней полки в прихожей упала шапка. Я посмотрел наверх. Оказалось, что тот лежит там, свесив вниз лапы и хитро смотрит на нас. Я снял его оттуда, но он вырвался у меня из рук и побежал к своей чашке с едой. Тут его перехватила собака и начала “жулькать” носом. Мы весело посмеялись, а потом я показал кота своим друзьям.
Таким образом, задание на основе изобразительной наглядности учебника не только обеспечивают мотивацию высказывания, но и развивают творческое воображение, наблюдательность, являются средством нравственного и эстетического воспитания.
Вследствие этого, надо приветствовать использование рисунков в учебнике русского языка, поскольку они несут не только момент занимательности, но и помогают решению важных методических задач.
Применение раздаточного изобразительного материала
При использовании раздаточного изобразительного материала я установила ряд методических нюансов, которые помогли рационально организовать работы с карточками. Прежде всего, работу с рисунком на карточке следует выполнять на этапе закрепления материала, а не при объяснении новой темы, т.к. в начале урока внимание школьников наиболее устойчиво и не требует привлечений каких-либо заданий, включающих в себя рисунок. А в заключении такие задания целесообразны, т.к. делают урок эмоционально насыщенным и в то же время полифункциональным. Далее следует обязательное пояснение учителем способа работы; желательно поощрять тех учеников, которые максимально “обыгрывают рисунок”, извлекают из него наибольшее количество орфограмм.
Обычно работа с раздаточным материалом составляет 6-8 минут, потом организовывается коллективная проверка. Как оказалось, это наиболее оптимальный способ работы с раздаточным изобразительным материалом на уроке русского языка.
Использование плакатного рисунка при изучении новой темы
Цель и назначение плаката, в том, чтобы:
Информация о работе Пиктография как эффективный метод в обучении русского языка