Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 20:42, реферат
В нынешнее время существует очень много методик по изучению русского языка, но не следует хаотично применять их, считая, что это ноу-хау. Я считаю, что только системность и рациональное использование позволит достичь желаемого результата в изучении предмета. Учащиеся теряются в гуще современных информаций. Детям очень многое нужно запомнить и использовать свои знания при сдаче ЕГЭ, ведь знания оцениваются у всех одинаково, критерии для всех равны. Это проблема, и она актуальна, так как сдача ЕГЭ по русскому языку обязательна. Хочется как-то упростить материал, дать учащимся в более доступной форме. Для этого мною выбрана методика изучения языка при помощи пиктографии(рисуночного письма).
I.Введение.
II.Основная часть:
Рисуночное письмо.
Функции рисунков на уроках русского языка.
Использование рисунка в школьных учебниках по русскому языку для 5-7 класса.
Работа по развитию речи учащихся на основе рисунков.
Применение раздаточного изобразительного материала.
Использование плакатного рисунка при объяснении нового материала.
Пиктографический альбом.
Собственный ассоциативный рисунок ученика.
Собственный рисунок учителя.
Применение рисунка с помощью ИКТ.
Применение пиктографии при изучении орфографии. Примерные темы.
Урок «Буква о и е после шипящих и Ц».
III.Заключение
Плакаты используются во время тренировочных письменных работ, когда зрительные и рукодвигательные упражнения являются одной из основных опор запоминания написаний. Как показывают наблюдения, плакатами чаще всего пользуются, когда написание орфограммы трудно объяснить правилами. (Слова с двойными согласными, чередующимися гласными корня, непроверяемыми безударными гласными.)
Преимущественно плакаты представляют собой типографское издание, но вполне возможно их самостоятельное изготовление (при условии выполнения требований, предъявляются к качеству наглядного пособия). Плакаты, раскрывающие значение слов, дают возможность сопоставить изучаемые орфограммы и помогают осознанному восприятию правильных написаний.
Эти пособия могyт быть использованы при объяснении нового материала, закреплении, повторении, а также при выполнении учащимися самостоятельных работ.
Применение пиктографического альбома на уроках pyccкогo языка
Пиктографический альбом — это эффективное средство использования рисунка на уроках русского языка. Цель составления такого альбома — повторение материала. Составляется он на основе преемственности. Создается коллективно. Учитель, заметив ошибки на какое-либо правило (чаще всего альбом посвящен одному правилу), записывает слова на отдельные страницы, выделяет ошибку и предлагает учащимся наклеить картинки в рамки, отведенные для этой цели. Каждый ученик готовит только по одной странице. В целом получается большой иллюстрированный альбом. В приложении представлены фрагменты из пиктографического альбома по орфографии (рисунки предлагаются учителем из раздаточного изобразительного материала) на тему “Непроверяемые безударные гласные”. Кроме того, рисунки объединены тематически; предусмотрены темы “Люди”, “Сельское хозяйство” и др.
Эффективность данного метода позволяет утверждать, что проведенный эксперимент по созданию альбома в 5 классе средней школы — форма работы над собственными ошибками — принес результат. Сократилось количество орфографических ошибок. Однако следует отметить, была немного изменена форма работы: учащиеся самостоятельно выполняли рисунки и придумывали к ним небольшие рассказы, связанные с исключениями. Тематика альбома четко не была определена, как тематика правил. Преимущественно это было исправление ошибок по орфографии и словообразованию.
Собственный ассоциативный рисунок ученика как средство формирования коммуникативных умений школьников
Как отмечает Л.С. Выготский, рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества.
Люкенс ,исследовавший рисунки детей, отмечает интерес ребенка к рисунку (от 10 до 15 лет) и векторное снижение интереса , т.е. большинство детей испытывает перелом интереса к рисованию в 13–14 лет.
Поэтому работу нужно проводить с детьми, проявляющими сильный интерес к рисованию, и нужно опирались на положение, выдвинутое исследователями Л.А. Ходяковой и И.М. Михайловой [40, с.45] о том, что текст создается ребенком еще в процессе рисования, что положительно влияет на процесс планирования высказывания, а значит, “обеспечивает процесс реализации словесного оформления”. При этом исследователи также ссылаются на известного методиста К.Б. Бархина [21, с.7], который полагал, что “занятие рисованием... - необходимая подготовка к научному творчеству”.
Детский рисунок способствует развитию наблюдательности, т.к. когда ребенок рисует что-либо, он стремится выбрать размер, форму, цвет, наиболее характеризующие предмет, следовательно, в процессе рисования внимание концентрируется и на качественной стороне предмета, значит, в сознании закрепляются слова, обозначающие признак предмета.
Рисуя, школьник учится видеть, наблюдать и анализировать, находить реальную форму для воплощения своего переживания. Следовательно, рисунок помогает сосредоточить внимание на рассматриваемой проблеме (правиле). Это служит доказательством того, что необходимо разнообразить работу на уроках русского языка, т.е. чередовать умственную работу с заданием, где следует выполнять внешние действия (в данном случае — рисовать). Ребенок в рисунке выделяет самое главное на данный момент. Методист Н.К. Беседина [23, с.14] предлагает использование ассоциативных рисунков на ypoках русского языка. “Эти рисунки не для развлечения — поясняет автор данной методики. — Они помогают запомнить правила, вызывающие зрительные ассоциации, способствующие быстрому запоминанию. В результате правила запоминаются легко, быстро и надолго”.
Предлагаемый метод довольно прост: сначала дети используют рисунки, предложенные учителем, а затем придумывают сами, как “оживить” то или иное правило, следовательно, учитель тоже создаёт рисунок. В результате пpoвeдённoгo эксперимента в 5 классе, эффективность данного метода подтвердилась.
Можно задачу усложнить при выполнении ассоциативных рисунков: ученикам не был предоставлен рисунок учителя; в качестве образца один из учеников с помощью учителя выполнял работу на доске.
Такие задания, направленные на иллюстрацию правил, увлекают учащихся, вызывают у них живейший интерес, стимулируют их творческие способности.
Подобные задания помогают в самостоятельном употреблении слов с определенной орфограммой, в осмысленном употреблении правила. Учащиеся сами описывали свои рисунки, что послужило развитию связной речи.
Л.М. 3ельманова рекомендует наиболее удачные рисунки использовать для пополнения фонда самодельных пособий. Разрабатывая задания, связанные с ассоциативным рисунком, мы учли рекомендации и примеры, предлагаемые Н.К..Бесединой.
Таким образом, мы отмечаем эффективность собственного рисунка ребенка при формировании и развитии коммуникативных возможностей учащихся на уроках развития речи.
Собственный рисунок учителя
Рисунок учителя имеет ocoбое значение в осознании и усвоении материала. Во многих случаях это комический рисунок. Например, рассматриваются условия выбора букв е и и в приставках пре и при. Учитель отмечает: “Если приставка обозначает приближение, то в ней пишется буква и”. На доске появляется рисунок с надписью “станция” и изображением приближающегocя к ним поезда.
Подобная работа содержит некоторое ограничение в качестве метода обучения. Им является умение самого учителя рисовать.Это необходимое и обязательное условие, так как пример учителя играет огромную роль. Поэтому рисунок должен быть выполнен перед глазами учащихся.
Наиболее целесообразно выделить для этого последние 15–20 минут урока, когда восприятие учебного материала понижается. Потом ребята самостоятельно дома создают текст с опорой на рисунок. Это может быть и история, и сказка, и рассуждение, и описание. Текст может стать основой для грамматической работы (изучение определенной орфограммы и т.д.). Наличие грамматического задания необходимо, пoтoмy что главным все же является закрепление материала, а рисование — эффективный прием, учитывающий психологические особенности учащихся и дающий повышенные результаты.
Нельзя не отметить то, что при создании собственного рисунка учителя необходимо пользоваться методической литературой. Например, брошюрой Л. Шкатовой “Подумай и ответь” или брошюрой С. Бурмако “Русский язык в рисунках”.
Таким образом, рисование — не только средство эстетического воспитания и развития речи школьников, но и прием снятия напряжения, эмоциональное воздействие, побуждающее к самовыражению, к свободному обращению с учителем.
Работа по развитию речи на основе ассоциативных рисунков
Развитию словесно-логического мышления способствует, прежде всего, анализ текста. Исследователи ЛА Ходякова и И.К. Михайлова [40. с.141] предлагают использовать одновременно текст и рисунок — анализ “чужого” текста и создание собственного на основе рисунка. Необходимые при этом этапы работы над текстом (составление связного текста, подготовка плана, выделение главного и второстепенного) тренируют школьников в использовании “сложных форм умственной деятельности” — анализа, синтеза, обобщения и т.д..
По мнению вышеназванных исследователей многие учащиеся воссоздают картины и образы прочитанного неточно и неверно. А рисунки, выполненные детьми на основе прочитанного текста, способствуют выявлению того, как ребенок принял и осознал текст. Продолжая эту мысль, я пришла к выводу, что рисунок помогает учителю узнать, верно ли истолкован текст учеником, а также узнать об отношении к изо6ражаемому, следовательно, предлагаемому тексту. Это возможно при психолого-педагогическом исследовании и анализе цвета, формы, отдельных изобразительных деталей рисунка.
Таким образом, рисунок, созданный к тексту, развивает наглядно-словесную форму мышления, действует положительно на развитие познавательных процессов и “имеет немаловажное значение для совершенствования речевых механизмов, которые являются основой формирования коммуникативных умений учащихся”. Отсюда берет свое начало развитие двойной мотивации, исходящей из соединения словесных и изобразительных средств.
Л.А. Ходякова и И. К. Михайлова [40, с.16] отмечают высокую результативность “использования текста-образца в сочетании с собственным pисунком” в так называемых классах компенсирующего обучения, т.к. ученикам этих классов более всего свойственны слабые возможности развития связной речи, памяти, внимания [23, с.15] и как следствие, неверное толкование текста.
Человеку необходимы коммуникативные умения. Значит, заботиться об их формировании и развитии следует постоянно, особенно в школе. Понятно что для развития речевых навыков у младших школьников будут использоваться одни тексты, у средних — другие. а у старших — особый речевой материал.
Но наиболее пристальное внимание нужно обратить на формирование коммуникативных умений в 5–6 классах, т.к. именно в этом возрасте, по мнению Л.С. Выготского [6, с.30], закладываются основные возможности. При работе на уроке по развитию речи, на котором используется собственный рисунок, можно использовать следующую схему:
1. Восприятие и анализ
текста-образца определенного
2. Словесное иллюстрирование данного текста-образца,
З. Создание учеником рисунка к тексту-образцу.
4. Анализ созданного рисунка.
5. Составление высказывания определенного типа.
Такая схема синтезирует художественную речевую деятельность, что является одним из принципов совершенствования речи учащихся.
Надо отметить, что вопрос о приемах словесного и художественного рисования широко представлен в современных научных трудах по методике преподавания литературы. Однако в методике преподавания литературы создание рисунка несет в себе цель - понимание текста ребенком. В методике преподавания русского языка собственный рисунок ученика способствует словесному оформлению мыслей.
Исходя из дидактической цели нужно использовать тексты-миниатюры, которые позволили бы экономить время на уроке. Вместе с тем они достаточно информативны, содержательны и предоставляли возможность их изображения учениками на бумаге. Тексты имеют экологическую направленность.
Такие задания повышают эффективность работы по формированию коммуникативных умений — соотношение высказывания с темой, раскрытие основной мысли, связное и последовательное изложение содержания, правильное оформление его в композиционном и языковом содержании и умение выражать собственное отношение к излагаемому.
Полезным оказалось рисование и при подготовке к выпускным изложениям в 9 классе. Ребята, которым сложно было воспринимать на слух читаемый текст (визуалисты) и те, кто не успевал записывать опорные слова — рисовали. Одни изображали текст статично, другие — в динамике (комиксы).
Применение рисунка с помощью ИКТ
Рисунок зарекомендовал себя отличным помощником при создании обучающих и контролирующих программ, используемых на ПК. (Их можно скачать с Интернета). Пример использования рисунка на компьютере в 6 классе на этапе закрепления темы “Лексика”. Изображены несколько человек, которых необходимо одеть. Здесь же находится одежда с надписями “шлем”, кафтан, кольчуга, фрак и т.д. С помощью мыши ученик “одевает” людей. При правильном выполнении задания картинка оживает и люди аплодируют, а при ошибке — льют слёзы. Данные методики применимы и в старших классах при более сложном уровне заданий.
Пиктография при изучении орфографии.
Примерные темы.
1.Чередование гласных Е и И в корнях
Мер/мир
Дер/дир
Тер/тир
Пер/пир
Бер/бир
Стел/стил
Правило: В корне пишется И, если после корня стоит суффикс А.Это правило можно изобразить так:
-Что говорит ослик ИА? Конечно, ИА. Учащимся нужно объяснить, что ИА здесь выступает как неделимое сочетание.
Для проверки эффективности можно провести словарный диктант до и после применения этой методики.
Словарный диктант: сдирать, перебирать, замирать, стереть, постелить, расстилать, заберу.
2.Гласные О и Е после
шипящих в суффиксах и
Правило:
Под ударением в суффиксах существительных после шипящих и Ц, и в окончаниях прилагательных пишется О, без ударения- Е.
На что похожи суффикс и окончание вместе взятые. Не надо забывать и об ударении.
Возможный рисунок
Информация о работе Пиктография как эффективный метод в обучении русского языка