Пиктография как эффективный метод в обучении русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 20:42, реферат

Краткое описание

В нынешнее время существует очень много методик по изучению русского языка, но не следует хаотично применять их, считая, что это ноу-хау. Я считаю, что только системность и рациональное использование позволит достичь желаемого результата в изучении предмета. Учащиеся теряются в гуще современных информаций. Детям очень многое нужно запомнить и использовать свои знания при сдаче ЕГЭ, ведь знания оцениваются у всех одинаково, критерии для всех равны. Это проблема, и она актуальна, так как сдача ЕГЭ по русскому языку обязательна. Хочется как-то упростить материал, дать учащимся в более доступной форме. Для этого мною выбрана методика изучения языка при помощи пиктографии(рисуночного письма).

Содержание

I.Введение.
II.Основная часть:
Рисуночное письмо.
Функции рисунков на уроках русского языка.
Использование рисунка в школьных учебниках по русскому языку для 5-7 класса.
Работа по развитию речи учащихся на основе рисунков.
Применение раздаточного изобразительного материала.
Использование плакатного рисунка при объяснении нового материала.
Пиктографический альбом.
Собственный ассоциативный рисунок ученика.
Собственный рисунок учителя.
Применение рисунка с помощью ИКТ.
Применение пиктографии при изучении орфографии. Примерные темы.
Урок «Буква о и е после шипящих и Ц».
III.Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

пиктографич.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

 Учащиеся объясняют рисунок: на домик падает капля дождя(это ударение), или какой-нибудь предмет, и в доме люди испугались и кричат: «О-о!»

А на этот дом ничего не падает, погода отличная и люди радуются и говорят: «ЕЗ!», как по- английски.

 

 

Словарный диктант.

Маленькая собачонка, увидел борцов, реченька, под крышей, играю с товарищем, девчонка, шалашом, доволен пищей, под крыльцом, синицей.

 

 

3. Правописание суффиксов  ОВА/ЕВА и ЫВА\ИВА в глаголах.

Правило: в глаголах пишется суффикс ОВА/ЕВА ,когда он выпадает при постановке глагола в 1 лицо настоящее время. Например: командовать- командую, завидовать – завидую, обрадоваться- обрадуюсь.

Когда при изменении суффикс не выпадает, то пишется ЫВА/ИВА. Например: обманывать- обманываю, разговаривать- разговариваю.

Это правило можно запомнить при помощи ассоциации и пиктографии.

 

 

 

ОВА /ЕВА улетают в Облака, А ЫВА\ИВА остаются

Словарный диктант.

 Командовать, заигрывать, забывать, подбадривать, рапортовать, смешивать, похлопывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Урок в 5 классе

 

Тема: Гласные О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Цели:

Образовательные

Научить правописанию о и е после шипящих  и Ц в  окончаниях существительных;

Воспитательные

  1. формировать терпимость к чужому мнению, умение работать в группах, ответственность за выполнение задания;
  2. воспитывать любовь к русскому языку

 

Развивающие

  1. развивать образное мышление;
  2. развивать логику, устную и письменную речь.

 

 

 

 

Ход урока.

I.Стадия вызова интереса.

Тема сегодняшнего урока «О и Е после шипящих и Ц в   окончаниях существительных».  (Слайд 1).

Открываем тетрадь и пишем сегодняшнее число и тему урока.

Урок у нас будет необычным, так как мы будем не только учить правило, но и будем рисовать его для лучшего запоминания. Ведь раньше, когда люди не умели писать, они передавали информацию используя рисунки. (Слайд 2).Прочитайте вот этот рисунок, о чём в нём говорится.

Вопросы:

  1. На экране написаны буквы. Назовите их? Что это за звуки?(шипящие и Ц).

(Слайд 3)

 

 

  1. Почему они называются шипящими? (Когда их произносишь, кажется что ты шипишь).
  2. Кто может издавать такие звуки? (змея, вода, когда проливается на горячее место и т.д.)(Слайд 4)

 

 

Мы вспомнили шипящие звуки и теперь можем приступить к изучению темы.

Открываем учебник на страницу 221 и обращаем внимание на слова, которые стоят после звёздочки. Это материал для самостоятельного наблюдения.

Читаем задание.

Работа у доски. Это слова подсказки к нашей сегодняшней теме.

Почему в одних словах после шипящих пишется о, а в других – е.

Давайте представим, что мы маленькие учёные и мы должны придумать правило для учащихся.

(Придумываем правила. Фронтальный  опрос)

Если не получается, то обратимся к книге.

(Читаем правило)

Легко ли запомнить это правило?

(Нет).

Мы попробуем нарисовать это правило.

Сейчас вы должны проявить фантазию.

 

 

 

II.Стадия осмысления.

 Класс делится на 3 группы. Ваша  задача :  рисовать данное правило  на листке так, чтобы по рисунку  можно было прочитать правило. Лучший рисунок мы будем использовать как подсказку.

С первого раза может быть трудно, поэтому вас ждёт подсказка.

Подсказка для вас: на что похожи знаки квадрат и ударение. Не забудьте и про шипящие и Ц. Постарайтесь связать вместе эти знаки.( 7 мин.)

(Если у учащихся не получается  рисуем вместе).

 

Теперь каждая группа представляет свои рисунки и объясняет их.(5 мин.)Рисуют на доске.

Возможные варианты(Слайд 5).

 

 

III.Стадия рефлексии.

Теперь используя данные рисунки- подсказки попробуем написать небольшой словарный диктант.

При этом указываем в какой части слова находится данная орфограмма и ставим ударение. Шипящие буквы подчёркиваем двумя чёрточками.

Показываю на доске: говорю с врачом, стою под крышей.

 

(Слайд 6)На  экране записаны слова с пропусками букв. Выпишите их подставляя нужные буквы. Пользуйтесь рисунками, которые вы рисовали.

 

Физкультминутка:

Вышла мышка

Вышла мышка как –то раз(ходьба на месте)

Поглядеть, который час(повороты влево и вправо)

Раз, два, три, четыре(хлопки над головой в ладоши)

Мышки дёрнули за гири(руки вверх и приседание с опусканием рук)

Вдруг раздался страшный звон(хлопки перед собой)

Убежали мышки вон(бег на месте).

 

 

 

 

(При нехватке  времени тетради собираем. Если  время позволяет, поверяем и объясняем правописание.) За хорошую работу ставлю оценки:

 

 

 

 

 

Заключение

Как показывают проведенные исследования, прекрасным средством создания на уроке речевых ситуаций, обеспечения мотивации высказывания, обогащения словаря и развития орфографических и пунктуационных, грамматических и синтаксических навыков является рисунок. Задания, включающие в себя рисунок, развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, содействуют нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Рисунок положительно действует на развитие познательных процессов у школьников.

Способы применения рисунка разнообразны и полифункциональны. Наиболее эффективным, на мой взгляд, является собствeнный рисунок ребенка: ассоциативный и репродуктивный., Такие задания помогают сосредоточить внимание детей, на рассматриваемой проблеме. Кроме того, внимание и память наиболее устойчивы при выполнении внешних действий.

Таким образом, рисунок на уроке русского языка является одним из важнейших средств обучения, т.к. эффективно решает задачи, которые ставятся при изучении русского языка в средней школе.

 

В этой работе разработаны лишь некоторые правила, это начало работы. По этой методике можно обучить почти все правила русской орфографии. Всё зависит от творческих способностей самих учащихся.

Итак, на основе этой методики можно развивать грамотность учащихся и готовить их к ЕГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Г.Г.Малышев. «Кто? Где? Когда?». Издательство «Златоуст», 2009 г.

2.lib.1september.ru/2004/

 

3.mirslovarei.com/.../Piktografija-

 

4.www.wikiznanie.ru/

 

5.dic.academic.ru

 

6.slovari.yandex.ru

 

7.festival.1september.ru

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Пиктография как эффективный метод в обучении русского языка