Планирование воспитательной работы в учебных заведениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:03, реферат

Краткое описание

ЦЕЛИ:
1. Обучающая: сформировать знания по планированию воспитательной работе в учебном заведении;
2. К содержанию материала: раскрыть сущность планирования воспитательной работы в учебном заведении.

Содержание

Введение;
1. Планирование воспитательной работы;
2. Виды и структура планов;
3. Организация планирования воспитательной работы в учебном
заведении;
4. Этапы планирования работы в классном коллективе;
Заключение;
Список использованной литературы;
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (Мордовцев М., гр. ИП 10-01).docx

— 72.01 Кб (Скачать файл)

Общий ход  любого планирования можно представить  тремя этапами:

  • составление педагогами проекта плана (его контуров);
  • коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);
  • внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.

При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:

    • результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
    • воспитательные и организационно-педагогические задачи;
    • материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
    • передовой опыт страны, города, школы;
    • возможности родителей, общественности;
    • воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
    • события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
    • события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
    • традиции школы, традиционные праздники учебного года;
    • дела проводимые ближайшими культурными учреждениями;
    • предложения педагогов, учащихся, родителей. [3]

2. ВИДЫ И СТРУКТУРА ПЛАНОВ

Планы по содержанию, структура, форме очень  разнообразны. Главное — они должны помогать в организации воспитательной работы, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными  документами,

В практике составляются самые различные  планы, их можно классифицировать по разным основаниям.

    1. По охвату содержания:

— комплексный (общий) план: планируется  деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитательной работы план работы педагога с детским  коллективом;

— тематический план: планируется одно направление или вид деятельности, К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие,

— предметный (конкретный) план: планируется  одно конкретное дело. План конференции,; план подготовки и проведения классного часа и т. д,

    1. По длительности планируемого периода:

— долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и  более). План работы учреждения на год, план профессионально-ориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года);

— этапный (периодический; план: это план средней перспективы, когда планируется  какой-то определенный этап дальней  перспективы (четверть, полугодие);

— краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода), К примеру, план работы на месяц, на неделю, ее декаду;

— оперативный: планируются конкретные ближайшие действия. Наиболее распространен план дня.

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.

 

    1. В зависимости от субъекта планирования

— индивидуальный: планирует один человек;

— коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана. Практика же показывает, что одним из частых противоречий в педагогическом процессе является несоответствие между тем, кто планировал, и тем, кто будет участвовать в реализации плана,

    1. По масштабу планирования

— общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);

— планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).

На  основании этого можно наглядно показать виды планов, составив структурно-логическую схему. (Приложение №2)

Необходимо  различать планы работы педагогического  коллектива, совместные планы педагогов  и учащихся, а также планы самих  детей» Естественно, что все планы  взаимосвязаны. Так, план работы педагогов  составляется с учетом тех дел, которые  определены детьми, В плане педагогического  коллектива отражена позиция учителей по отношению к этим делам или  роль в их подготовке: помощь, консультация для организаторов дела, методическая работа с активом детей». [5]

 

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ  ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ 

РАБОТЫ  В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

 

Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить следующим  образом:

1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать? (деятельность, какое-то направление, конкретное дело).

2 шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть, месяц и т. д.).

3 шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. как бы представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все возможные направления и виды: учебный процесс, внеучебную деятельность, диагностику результатов и коллектива, работу с родителями, взаимодействие с другими педагогами и коллективами и т. д. Если необходимо спланировать занятие, тогда нужно представить, из каких общих блоков может состоять любое занятие, т. е. составить набор (как можно более широкий) всевозможных блоков. Структурирование помогает сделать план реалистичным, отобрать наиболее эффективные средства и способы работы, избежать глобальности и расплывчатости.

4 шаг  — анализ результатов и имеющегося состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.).

Структурирование  поможет ответить на вопрос: какая  информация, какие знания необходимы, чтобы спланировать свою работу? К  примеру, чтобы спланировать воспитательный процесс, необходимо знать возраст  учащихся, их уровень, социальное положение, интересы, способности, индивидуальные особенности. Необходимо знать условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса; кроме того, педагог должен осознавать свой собственный профессиональный уровень. На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его.

По  сути, анализ не является шагом в  планировании, это самостоятельный  вид педагогической деятельности, который  также специально планируется и  организуется, как и другие. Анализ готовит базу для планирования всей деятельности и предвосхищает планирование.

5 шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности.

6 шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге.

7 шаг — коллективное планирование, которое предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе.

8 шаг — выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решить поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки.

9 шаг — распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

10 шаг —  оформление (написание) плана. Опытные педагоги и руководители планируют сразу на бумаге и «начисто». Но детально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия на бумаге только тогда, когда они осмыслены. Поэтому не следует с легкостью выбирать форму и тут же ее заполнять.

Общий алгоритм планирования подходит для  любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда  изложенный алгоритм повторится несколько  раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом  планировании (на четверть, полугодие), при краткосрочном (на месяц и  менее), при оперативном, текущем (планировании дня, конкретного дела).

Для этого необходимо определить систематичность  анализа и планирования конкретно  по срокам и заложить эти виды деятельности в план (как бы «планирование планирования»).

По  сути, планирование есть процесс моделирования  своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог  представляет мысленно модель своей  работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно  объединить в несколько этапов планирования:

1)  подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;

2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;

3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;

4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.

Конечно же, в различных ситуациях общий  алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. Это  зависит, прежде всего, от того, кто планирует (опыт, знания, умения, уровень), и от условий, в которых протекает процесс планирования (например, есть жесткие административные требования к формам планов, к их содержанию и т. д.). К примеру, педагог-новичок: он до конца не знает специфики учреждения, образовательного процесса в нем; не знает, какие учащиеся к нему придут заниматься, и т. д. Естественно, что ему трудно будет структурировать предмет планирования, даже сложно его определить. Следовательно, вначале значительное время у него займут подготовительный и аналитический этапы, а затем все остальные, когда он изучит специфику учреждения и деятельности, их условия, соберет всю необходимую информацию.

План  – важная предпосылка успеха в воспитании учащихся в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска педагогов и учащихся, когда в основе процесса планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество воспитателей и воспитанников, старших и младших.

В процессе планирования педагогический и ученический коллективы находятся  в неравных положениях. На их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта, неодинаковый уровень подготовленности к планированию. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме).

Педагогический  коллектив обеспечивает реализацию вышеизложенных требований к планированию, без которых не может правильно  и целенаправленно осуществляться планирование и учесть которые не всегда могут сами учащиеся. Педагоги способны предвидеть дальние перспективы и магистральные пути развития системы воспитательной работы, учесть возможности родителей и общественности, изменения, которые ожидаются в окружении учебном заведении. Они продумывают координацию усилий педагогического и ученического коллективов в достижении поставленных задач. Педагоги помогают студентам ознакомиться с передовым опытом работы учебного заведения, района, города, страны, предусматривают сохранение и развитие традиций в коллективе, придают плану и планированию идейную направленность.

Руководящая роль педагогов в процессе планирования не означает, что детям отведена пассивная роль исполнителей. По мере развития коллектива и учащихся часть  организаторских функций передается активу учащихся, органам самоуправления; информация, полученная от студентов, часто является определяющей при выдвижении перспектив, выборе содержания и форм работы, вносит существенные коррективы в замыслы педагогов, так как все воспитательные воздействия должны быть сориентированы на детей — учитывать и развивать их потребности и интересы.

Информация о работе Планирование воспитательной работы в учебных заведениях