Планирование воспитательной работы в учебных заведениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:03, реферат

Краткое описание

ЦЕЛИ:
1. Обучающая: сформировать знания по планированию воспитательной работе в учебном заведении;
2. К содержанию материала: раскрыть сущность планирования воспитательной работы в учебном заведении.

Содержание

Введение;
1. Планирование воспитательной работы;
2. Виды и структура планов;
3. Организация планирования воспитательной работы в учебном
заведении;
4. Этапы планирования работы в классном коллективе;
Заключение;
Список использованной литературы;
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (Мордовцев М., гр. ИП 10-01).docx

— 72.01 Кб (Скачать файл)

4.1. Знакомство учащихся с событиями в стране в очередном году, опытом и формами участия детей в различных делах, обзор событий школьной жизни.

4.2. Сбор предложений в план работы:

  • поиск полезных дел творческими группами (дела для нас самих, для сплочения коллектива; дела для младших, в содружестве с младшими; дела на пользу окружающим людям, для школы; совместные дела с родителями);
  • конкурс на лучшее предложение дела на пользу и радость окружающим людям по результатам «разведки» полезных дел;
  • анкетирование (какие дела прошлого года особенно понравились и почему? Какие дела сплотят, сдружат наш коллектив? Кому и как может принести пользу, радость наш коллектив?);
  • предложения ответственных за конкретные участки работы коллектива.

 

 4.3. Определение или уточнение тематики классных воспитательных часов, предложенных классным руководителем (анкета, коллективное обсуждение).

4.4. Игра «Интерес». Этапы игры:

а) предлагается написать на листочках перечень своих увлечений, любимых занятий;

б) дети поочередно выходят к доске и фиксируют свои увлечения; составляется список любимых занятий учащихся класса;

в) учащиеся добровольно объединяются в группы с учетом этих увлечений и готовят представление группы (реклама своего любимого занятия);

г) каждая группа составляет план дел? действий с целью пропаганды своего увлечения и привлечения к этому виду занятия одноклассников, учащихся других классов и младших школьников;

д) группы защищают свои проекты, планы, идет обсуждение предложений группы и отбор идей в план работы классного коллектива.

4.5. Обсуждение содержания, форм работы  с родителями и детьми на  родительском собрании.

4.6.Обработка  предложений детей и родителей  классным руководителем, активом  школьников и родителей,

4.7. Обсуждение воспитательных задач, составление проекта плана на сборе актива родителей и учащихся.

4.8. Знакомство с проектом плана всего коллектива.

4.9. Сбор-старт по планированию работы коллектива:

  • сообщение о проделанной работе по сбору предложений в план, об участии школьников в поиске дел? отборе этих дел активом класса;
  • коллективное обсуждение воспитательных задач на новый год (актив обосновывает свой вариант задач коллектива, идет обсуждение этого варианта по группам и вырабатывается решение);
  • обсуждение проекта плана на четверть (полугодие): заслушиваются мнения групп о целесообразности планов в целом, о главных делах коллектива, уточняется соответствие их задачам коллектива, обсуждается участие в общешкольных делах, вырабатывается решение;
  • выбор ответственных за проведение дел;

выборы совета дела для подготовки ближайшего коллективного дела.

Рекомендации  по коллективному планированию представлены в обобщенном варианте. Соблюдение этапов, постановка вопросов, сферы  поиска, методические приемы существенно зависят от возраста и опыта учащихся.

Целесообразно организовать совместную работу детей  и родителей на этапе планирования, поэтому возможно проведение общего сбора родителей и учащихся по обсуждению совместного плана.

5. Составление плана классного  руководителя, конкретизация его  предварительного варианта, внесение  корректив с учетом материалов  коллективного планирования, плана  ученического коллектива.

Схематично  процесс планирования в школе  и классных коллективах представлен  в таблице 2. (Приложение №3) [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Воспитательная  работа педагога в любом учебном  заведении - работа творческая. Успех  ее зависит от педагогического мастерства преподавателя, от знания им индивидуальных особенностей своих учеников, студентов, от воспитательных и педагогических задач коллектива. План – это средство повышения качества воспитательной работы преподавателя или учителя. Он должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Его деятельность не должна сводиться к работе «ради плана». Главная цель деятельности – оказать оперативную помощь учащимся учебных заведений в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии правил в образовательных учреждениях, с их самоопределением в жизни.

Работа  над планом начинается с определения  основных задач воспитательного  процесса; он составляется с учетом возраста учащихся и отражает различные  направления деятельности педагога.

Форма плана может быть самой различной, составить ее можно на четверть, полугодие или семестр, год... Чтобы  план был «живым», «действенным», желательно делать отметки о выполнении намеченного, вносить изменения и дополнения.

Проведённое исследование технологий планирования воспитательной работы в учебных  заведениях приводит нас к следующим  выводам:

Планирование  позволяет значительно уменьшить  долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, обеспечить преемственность  сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания.

Технология  планирования должна учитывать, что  любой ученический, или студенческий коллектив – это «живой» организм, в котором изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и  взрослых, корректируются межличностные  эмоционально-психологические и  деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Поэтому основным условием составления плана является его ориентация на возрастные и психические особенности учащихся того или иного класса, а также на желания и возможности детей и студентов.

Сложность и многогранность работы педагога обусловливают  необходимость ее глубокого анализа  и продуманного планирования.

При планировании воспитательной работы педагог  должен исходить из следующих положений:

- предусмотреть разнообразные мероприятия  и виды работ, которые способствовали  бы всестороннему развитию учащихся;

- включать воспитанников в деятельность (познавательную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную);

- система внеклассной воспитательной  работы должна быть подчинена  организации, воспитанию и развитию  ученического коллектива;

- выделить ту или иную ведущую  воспитательную задачу и наметить  меры по ее решению;

- план должен содержать положения,  направленные на согласованность  воспитательных усилий классного  руководителя, учителей, преподавателей  которые работают в классе, в  группе и родителей.

Выбор варианта плана зависит:

- от теоретических представлений  учителя о сущности, закономерностях  и роли воспитания в развитии  личности ребенка;

- от сложившихся в педагогическом  коллективе школы традиций планирования  и организации воспитательной  деятельности;

- от личного и чужого педагогического  опыта классного наставника.

- от возрастных и психологических  особенностей учащихся.

Указанные положения учитываются при определении  цели и задач, этапов и предполагаемых результатов планируемой воспитательной деятельности.

Развитие  полноценной личности невозможно без  вовлечения её в различные виды деятельности, поэтому воспитательная работа в  школе должна быть направлена на формирование взаимоотношений с обществом, окружающими  людьми, сверстниками, природой и с  самим собой. Следовательно, при  планировании воспитательной работы основными  направлениями должны быть посещения  музеев, памятников архитектуры, различные  формы взаимодействия между детьми (конкурсы, соревнования, игры).

Коллективная  форма воспитательной работы должна складываться из желаний и возможностей каждого члена класса. Это определило основное требование к технологии планирования воспитательной работы – ориентация на индивидуальные особенности ребёнка, что обусловило включение в технологии планирования таких действий педагога, как анализ, диагностику, моделирование, прогнозирование.

Воспитательная  работа в школе, в классе осуществляется через содержание образования, но не менее важное значение имеет внеклассная  и внешкольная педагогическая работа. Анализ педагогической практики свидетельствует  о том, что во многих учебных заведениях руководители и учителя испытывают трудности в планировании воспитательной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Демакова, И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» Профессиональное образование №10 2002.
  2. Маленкова, Л.И. «Методика и техника планирования воспитательной работы» Народное образование №1 2006.
  3. Ильина Т. В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. — Ярославль, 1995.
  4. Курсовая работа «Сущность организации воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования», автор, дата публикации неизвестно.
  5. Щуркова Н. Е. Новое воспитание - М: Педагогическое общество России, 2000.
  6. Байкова Л.А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Система деятельности педагога - воспитателя // Классный руководитель, 2004. № 4
  7. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. Ярославль, 2003.
  8. Щуркова Н.Е. Классное руководство теория, методика, технология - М: Педагогическое общество России, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение №1

В учебном  заведении следует соблюдать  следующие условия, способствующие самовоспитанию:

  1. проводить диспуты, беседы, конференции по вопросам
  2. самовоспитания, пропагандировать образцы работы над собой передовиков производства;
  3. обсуждать проблемы самовоспитания при подведении итогов дня и определение задач на следующий день;
  4. развивать критику и самокритику, поддерживать взаимную требовательность учащихся к друг другу;
  5. вовлекать учащихся в различные кружки, секции, т.е. в конкретные виды деятельности;
  6. организовывать выставки, стенды и прочие наглядные средства, раскрывающие сущность самовоспитания.

 

 

 

Приложение №2

 

Структурно-логическая схема классификации  планов воспитательной работы (ВР)

ПЛАН ВР


По охвату

 

содержания

Комплексный

(общий)

Тематический

Предметный

(конкретный)

По длительности

 

планируемого

периода

Долгосрочный (перспективный)

Этапный

Краткосрочный

В зависимости 

 

от субъекта планирования

Индивидуальный

Коллективный

По масштабу

 

планирования

Общие

План  первичных коллективов

Оперативный


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №3

 

Таблица 2

Примерная циклограмма анализа в планировании на учебный год

Сроки

Содержание работы

Март 

 

 

 

Апрель

1-я неделя

2-я неделя 

 

3-я неделя

4-я неделя 

 

Май

1 -я неделя

2-я неделя

3 я неделя

4-я неделя

Июнь 

 

Август

Сентябрь

1-я неделя

2-я неделя 

 

3-я неделя

4-я неделя

Семинары классных руководителей  по проведению анализа и планированию работы на следующий учебный год. Создание творческой группы и планирование ее работы. 

 

Учеба актива учащихся по организации  анализа и планирования работы в  школе и первичных объединениях.

Изучение результатов  воспитательной работы в школе. «Срезовые» методики по выпускным классам. Изучение результатов воспитательной работы в классных коллективах

Коллективный анализ воспитательной работы за учебный год в классах.

Коллективный анализ воспитательной работы за учебный год в школе. Выдвижение проблем и задач для  решения на следующий год

Коллективный анализ воспитательной работы в школе и классе на родительских собраниях 

 

Коллективное планирование в классах — выдвижение общешкольных дел.

Коллективное планирование в классах — выдвижение общешкольных дел.

Написание анализа работы за учебный год классными руководителями

Составление плана работы ученического коллектива. Написание  анализа воспитательной работы за учебный  год.

Составление плана контроля методической работы. Обсуждение плана  работы ученического коллектива в педагогическом коллективе.

Утверждение плана работы ученического коллектива на ученической  конференции. 

 

 

Коллективный поиск дел  в классах и клубных объединениях. Сборы-старты по планированию в классах  и объединениях 

 

Сборы – старты по планированию в классе и объединениях

Составление плана воспитательной работы классными руководителями и  руководителями клубных объединений.  

Информация о работе Планирование воспитательной работы в учебных заведениях