Планирование воспитательной работы в учебных заведениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:03, реферат

Краткое описание

ЦЕЛИ:
1. Обучающая: сформировать знания по планированию воспитательной работе в учебном заведении;
2. К содержанию материала: раскрыть сущность планирования воспитательной работы в учебном заведении.

Содержание

Введение;
1. Планирование воспитательной работы;
2. Виды и структура планов;
3. Организация планирования воспитательной работы в учебном
заведении;
4. Этапы планирования работы в классном коллективе;
Заключение;
Список использованной литературы;
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (Мордовцев М., гр. ИП 10-01).docx

— 72.01 Кб (Скачать файл)

В процессе планирования педагоги и учащиеся проявляют и совершенствуют свое представление о содержании деятельности, лучше узнают друг друга, что является важнейшим условием их дальнейшего  взаимодействия и сотрудничества. Взрослым труднее строить взаимоотношения  с детьми, если отсутствует или  неправильно организуется их совместная работа при планировании. При педагогически  грамотном взаимодействии создаются  благоприятные условия для проявления и формирования у учащихся активной позиции в реализации намеченного. Ученики приобретают аналитические, конструктивные организаторские умения и навыки, учатся ответственности и самостоятельности в принятии и выполнении планов.

Необходимость и важность взаимодействия педагогов  и учащихся в процессе планирования обусловлены также тем, что знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью, оригинальностью решений детей.

В зависимости от условий взаимодействие педагогического и ученического коллективов в процессе планирования воспитательной работы может проходить  на нескольких уровнях:

1 уровень — педагоги привлекают учащихся к планированию;

2 уровень — совместное планирование педагогов и учеников:

3 уровень — педагоги помогают ученикам в планировании. На всех уровнях взаимодействие предполагает их участие (с различной степенью активности) в анализе воспитательной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм работы, обсуждении планов.

Характер  и уровень взаимодействия педагогов  и учащихся зависят от многих обстоятельств. Отметим наиболее существенные из них.

Прежде  всего, позиции педагогов, возможности  участия студентов в планировании изменяются с возрастом учащихся. Опыт показывает, что в планировании коллективной деятельности могут участвовать дети с первого года обучения в школе. Владение правильной методикой позволяет учителю вначале привлечь учеников к обсуждению плана понятного и увлекательного дела, а к третьему классу под руководством педагога школьники способны спланировать комплекс взаимосвязанных дел на определенный период. Главная задача педагогов начальной школы — развить у детей интерес и потребность к коллективному поиску, обучить их совместной работе в процессе планирования. Постепенно от класса к классу влияние педагогов становится более скрытым. Организатором планирования становится актив школьников, сначала подготовленный и направляемый учителем, а затем действующий самостоятельно, В старших классах педагоги в основном являются участниками работы или советчиками» Старшеклассники становятся организаторами планирования в разновозрастных младших классах.

Однако  в практике возможны ситуации, когда  учащиеся старших классов неспособны организовать планирование даже конкретных дел. Следовательно, характер и уровень  взаимодействия педагогов и школьников в процессе планирования существенно  зависят не только от возрастных возможностей детей, но и от предыдущего опыта  школьников, уровня их подготовленности к самостоятельным действиям, сложности, степени новизны предстоящего дела или проблемы, которую предстоит  решать. Так, один из эффективных приемов  включения детей в планирование, когда у учащихся нет опыта  работы на каком-либо направлении или  для них характерен низкий уровень  самостоятельности, — выбор решения из нескольких вариантов, предложенных взрослыми. С накоплением опыта работы школьникам не потребуются образцы педагогов, так как дети их находят или создают сами. Следовательно, изменяется и роль педагога: от автора, создателя возможных вариантов, до оппонента планов, появившихся в процессе коллективного поиска детей.

На  взаимоотношения педагогов и  детей в процессе планирования влияет морально-психологический климат коллектива, общественное мнение, нормы поведения, принятые в коллективе, эмоциональный  настрой детей.

В школьном коллективе функционируют  различные коллективы и объединения  детей: классы, советы, клубы, кружки. Каждый коллектив отличается характером вхождения  в него школьников. По-разному строятся отношения взрослых и детей в  этих коллективах, взаимодействие педагогов  и учащихся в процессе планирования. Так, при планировании работы, дел  в ученическом коллективе педагог  может являться непосредственным организатором, активным участником, ведущим этой коллективной деятельности, то есть в  зависимости от условий допустимы  все уровни взаимодействия педагогов  и детей в процессе планирования. В клубе школьники сами планируют  свою работу и дела, а педагоги скрыто, незаметно направляют этот процесс: выступают в качестве советчиков, помощников, а в период подготовки к планированию ненавязчиво проводят свои идеи через актив. В этом случае правомерно ориентироваться на третий уровень взаимодействия педагогов  и детей в процессе планирования.

Содержание, формы, методы, характер взаимодействия взрослых и школьников зависят от вида планирования. Возможности массового  и активного участия детей, роль педагогов, уровень взаимодействия педагогов и школьников отличаются при планировании перспективном (в  основном 1-й уровень взаимодействия) и текущем (возможны все уровни), в школьном коллективе и первичном  при планировании работы на каком-либо направлении или конкретного  дела.

Если  говорить об общешкольном коллективе, то на уровень и характер взаимодействия взрослых и детей в процессе планирования влияет наполняемость и количество классов в школе. Так, развитие взаимодействия успешнее осуществляется в условиях малочисленной школы. Здесь легче, как показывает практика, обеспечить сотрудничество всех взрослых и детей, старших и младших в процессе перспективного и текущего планирования работы школы, конкретных общешкольных дел.

Многообразие  ситуаций, возникающих при планировании, условий, обстоятельств, влияющих на характер взаимодействия взрослых и детей, требует  от педагогов высокого уровня педагогического  мастерства, а также знания и владения методикой организации взаимодействия педагогов и школьников в процессе планирования.

Итог, показатель эффективности успеха этого  взаимодействия можно кратко выразить следующим образом: школьники включили в план то, что им хотелось, но захотели они именно того, что считали целесообразным педагоги.

Можно предложить педагогам следующие  способы проведения своих замыслов, идей в процессе планирования:

а) предварительная разъяснительная и подготовительная работа с лидерами, авторитетными в коллективе учащимися, с которыми проговариваются возможные варианты идей и замыслов;

б) выступление перед участниками планирования учащегося или взрослого, который был участником или очевидцем важной для коллектива идеи, формы работы;

в) организация посещения, встречи с коллективом, где апробирована, реализуется необходимая и педагогически целесообразная идея;

г) создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллектива идею;

д) выбор варианта, идеи, формы, средства из нескольких предложенных и обоснованных педагогом;

е) включение (внедрение) педагога в работу творческих поисковых групп «на равных»;

ж) конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей», когда педагог может внести и свою идею как рядовой участник поиска;

з) обобщение и интеграция педагогом идей, высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает и свою идею в обобщенный вариант;

и) подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсуждения плана;

к) проведение «акта добровольцев» по организации какого-либо дела, после чего добровольцы становятся проводниками идей в коллективе;

л) чтение и обсуждение литературы, которая может подсказать нужную идею, замысел;

м) анализ дела, в ходе которого при соответствующих акцентах и специально поставленных вопросах учащиеся и родители выходят на нужную идею.

Процесс коллективного планирования воспитательной работы в школе на учебный год  можно представить следующими этапами.

1 этап — анализ опыта работы, осмысление его результатов, того, что достигнуто в развитии личности и коллектива. На этом этапе можно выделить две стадии: сбор информации и ее обработка.

2 этап — определение и формулировка воспитательных задач. Он неразрывно связан с первым, так как в ходе аналитической работы определяются и окончательно формулируются задачи. В ряде школ на сборе представителей классных коллективов организуется коллективная «мозговая атака» по анализу работы и формулировке задач школьного коллектива на следующий год. Очень важно на данном этапе, чтобы задачи воспитательной работы, стоящие перед педагогами, трансформировались в задачи всего ученического коллектива.

3 этап — коллективный поиск полезных дел, правильных действий, которые могут обеспечить достижение положительных результатов, выполнение намеченного. Поиск дел проводится на разных уровнях и направлениях: общешкольные (ключевые) дела; содержание и формы работы клубов, штабов, кружков; школьные праздники и объекты повседневной заботы; дела на радость себе и другим. Используют следующие приемы привлечения всех членов коллектива к поиску: «разведка» полезных дел, конкурс на лучшее предложение в план, «копилка» предложений, аукцион идей, знакомство с опытом других школ, обзор интересных дел коллективов, анкетирование и др.

Главная забота — направить школьников на поиск нужных и полезных дел, которые  соответствуют поставленным задачам, подсказать такие дела. В ходе поиска педагоги помогают детям отобрать самые  важные дела, побуждают школьников к осмыслению целесообразности своих  предложений для коллектива, других людей, задавая вопросы: почему? что  это даст? кому принесем пользу?

Взрослые  регулируют отношения между поисковыми группами, помогают каждому школьнику  проявить себя, ощутить свой вклад  в рождение коллективного плана.

Учащиеся, педагоги, родители участвуют прежде всего в определении главных, ключевых дел, в поиске которых объединяются усилия всех. Эти дела выявляются в  ходе коллективного планирования на сборе актива, где учащиеся выдвигают  не только свои предложения, но и выражают интересы первичных коллективов  и объединений, являясь их представителями.

Обсуждаются также перспективы на различных  направлениях работы школы, в клубах, штабах, кружках. Примерные вопросы  для такого коллективного обсуждения: главные задачи в работе на следующий  год; предложения по участию объединения  в ключевых делах школьного коллектива; сотрудничество с другими коллективами и объединениями; дела для младших  школьников, на пользу окружающим людям; содержание и формы работы в объединении.

Первые  три этапа коллективного планирования могут быть организованы в форме  Дня творчества и поиска.

4 этап — отбор содержания и форм работы, обобщение предложений членов коллектива и составление проекта плана воспитательной работы. Целесообразно оформить проект в виде план-сетки, чтобы легче было представить загруженность плана, распределение дел по времени. Такая форма удобна и для ознакомления с проектом других членов коллектива. Составляют план педагоги под руководством заместителя директора школы, привлекая актив учащихся, согласовывая с ними организационные вопросы.

5 этап — обсуждение и утверждение плана воспитательной работы с ученическим коллективом на педсовете.

6 этап — составление планов, обеспечивающих выполнение поставленных задач в области воспитания школьников и реализации намеченной работы с ученическим коллективом. Это план методической работы с учителями, учебы ученического актива, план контроля за воспитательной работой, планы совещаний, собраний, педсоветов и т. д, В создании таких планов участвуют все члены педагогического коллектива, актива учащихся.

7 этап — обсуждение и утверждение плана работы ученического коллектива на сборе (собрании) всех детей или конференции с участием представителей первичных коллективов.

8 этап — планирование в первичных коллективах с учетом общешкольного плана.

Отметим, что выделение этих этапов весьма условно. В реальной практике некоторые  из них совпадают, тесно взаимосвязаны  и сопровождают друг друга. Процесс  планирования воспитательной работы на учебный год протекает в период с марта — апреля до конца сентября. Планирование воспитательной работы в  школе тесно взаимосвязано с  планированием в классных коллективах. [6] [7]

 

 

 

 

4. ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ

В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 

Примерные этапы планирования воспитательной работы в классном коллективе на учебный  год можно представить следующим  образом.

1. Коллективный анализ воспитательной деятельности класса с привлечением родителей, всех учащихся и определение задач на следующий год — апрель — май.

2. Составление анализа воспитательной работы классным руководителем и формулировка задач воспитания — начало июня.

3. Составление предварительного варианта плана воспитательной работы с учетом воспитательных и организационно-педагогических задач — июнь.

4. Коллективное планирование воспитательной работы в ученическом и родительском коллективе, организованное классным руководителем, — 1—3-я недели сентября. 

Информация о работе Планирование воспитательной работы в учебных заведениях