Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 10:01, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать программу профилактики подросткового воровства.
Объект исследования: профилактика подросткового воровства.
Предмет: характеристика социально-педагогической программы профилактики подросткового воровства.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «воровство».
2. Проанализировать причины подросткового воровства.
3. Выявить формы, методы профилактики подросткового воровства.
4. Обобщить имеющийся педагогический опыт профилактики подросткового воровства.
5. Разработать социально-педагогическую программу профилактики подросткового воровства.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Подростковое воровство как социально педагогическая проблема.
Подростковое воровство как социальное явление.………………………….5
. Социально-психологические особенности проявления подросткового воровства………………………………………………………………………..…8
1.3 Формы и методы профилактики подросткового воровства…………….……11
Глава II. Практические аспекты профилактики подросткового воровства.
2.1. Педагогический опыт профилактики воровства………………………………..
2.2. Программа профилактики воровства у подростков…………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
Педагогический факультет
Кафедра
социальной педагогики
Подростковое воровство
(Курсовая
работа)
Выполнил студент
3 курса, 674 группы,
очного
отделения
педагогического факультета
Глаголев
О.И.
Научный руководитель
Яковлева А.Г., к.п.н., доцент
каф. СП
Томск 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Подростковое воровство как социально педагогическая проблема.
Подростковое воровство как социальное явление.………………………….5
.
Социально-психологические особенности
проявления подросткового воровства………………………………………………………
1.3 Формы и методы профилактики подросткового воровства…………….……11
Глава II. Практические аспекты профилактики подросткового воровства.
2.1. Педагогический опыт профилактики воровства………………………………..
2.2.
Программа профилактики воровства у подростков…………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Изучение и профилактика негативных явлений в поведении людей в любом обществе является проблемой первостепенной важности. Особую значимость эта проблема приобретает в государствах, находящихся в состоянии социально-экономического кризиса. В связи с этим актуальность исследования определяется широтой распространенности в последнее время нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста: побегов из дома, воровства, намеренной лживости, прогулов школы, актов вандализма, разрушений чужой собственности, нападений на людей, случаев физического и сексуального насилия, жестокости по отношению к людям или животным, суицидального поведения.
Общим в происхождении названных нарушений главным образом является агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально-психологические факторы. К первым относятся нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, ко вторым - негармоничное семейное воспитание.
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции. Однако, при исследованиях и проведении коррекционной работы, основное внимание обращается на нарушения личностных структур ребенка, которые принято относить к функциональным отклонениям в развитии. Названные отклонения могут быть самыми разнообразными, но обычно это нарушения содержательного (личностно-смыслового) компонента деятельности и общения. В то же время основному, базальному компоненту - динамическому, уделяется неоправданно мало внимания.
С одной стороны, известно, что в подростковом возрасте наблюдается явление воровства, а с другой стороны, неизвестно как педагогические программы способствуют профилактике воровства.
Проблема исследования: какие педагогические программы нужно создать для профилактики воровства среди подростков.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать программу профилактики подросткового воровства.
Объект исследования: профилактика подросткового воровства.
Предмет: характеристика социально-педагогической программы профилактики подросткового воровства.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «воровство».
2. Проанализировать причины подросткового воровства.
3. Выявить формы, методы профилактики подросткового воровства.
4. Обобщить имеющийся педагогический опыт профилактики подросткового воровства.
5. Разработать
социально-педагогическую программу профилактики
подросткового воровства.
Глава I. Подростковое воровство как социально педагогическая проблема.
Подростковое воровство как социальное явление.
Воровство с точки зрения психологических основ -- явление комплексное. Воровали всегда и, наверное, будут воровать еще очень долго, если, конечно, когда-нибудь человечество не проникнет в тайны человеческой психики и не сможет раз и навсегда заблокировать базальные участки головного мозга, ответственные за инстинктивное поведение. Но это уже больше из области фантастики, чем из научной сферы. Не поняв психологических механизмов воровства, нельзя эффективно бороться с ним.
Воровство, как скрытое присвоение чужого, относится к тем формам социального поведения человека, которые являются прорывом инстинктов сквозь заграждения общественных запретов в человеке: права, морали, религии. Это как агрессивность и насилие в разнообразных формах и проявлениях, полигамия в сексуальных отношениях, инцест, эгоизм и некоторые другие. [23]
В подростковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Стремление влиться в компанию, быть принятым в ней и одновременно отстаивать свою индивидуальность, "свои права" перед родителями - наиболее характерные черты поведения для подростков. Общение со сверстниками, принадлежность к выбранной группе, соответствие ее нормам и правилам важны для подростка больше всего. Это может выражаться в стремлении одеваться в определенную одежду, следовать определенному музыкальному направлению, если такая мода у сверстников. Читать литературу определенного плана, если это интеллектуальная тусовка. То есть выражать себя выбранным, доступным ему способом, заручившись поддержкой референтной (значимой для него группы). Здесь материальный фактор выступает как способ соответствия, средство для легкого вхождения в коллектив сверстников. [5]
Бывают моменты, когда у подростка сложности с нахождением общего языка со сверстниками, когда нет возможности быстро и гармонично влиться в компанию. Причинами могут послужить природная застенчивость, неумение общаться и налаживать контакт с людьми, роль "отверженного" или "козла отпущения" в классе, переход в новую школу и мн.др. Если при данных условиях у подростка занижена самооценка, низкий уровень развития ответственности за свои действия, нет умения отстаивать свою точку зрения, а желание во что бы то ни стало попасть в выбранную компанию велико - это может привести к тому, что подросток будет пытаться купить расположение сверстников.
Еще одним фактором, "заставляющим" подростка воровать, является внутренний конфликт между надо и хочу. Когда личные интересы ставятся на первый план, а интересы семьи практически не учитываются.
У подростка не сформировано должного отношения к деньгам и собственности. Например, если в детстве сформировался стереотип "деньги падают с неба".
Другой вопрос, если в семье периодически возникают трудности с деньгами, если часто не хватает средств на новое или модные вещи. В этой ситуации может развиться тенденция брать и носить чужие вещи, брать и не отдавать.
Необходимо воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, акцентировать внимание на его талантах и способностях, показывать важность других, доступных ему сфер жизни. Важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку и любовь (хотя бы со стороны родителей) вне зависимости от того, как он выглядит. Ведь чем больше человек обделен материальными благами в детстве, тем выше потенциал и стремление добиться успеха.[22]
Каждому обществу свойственны определенные формы социальных отклонений в тех масштабах, которые вытекают из конкретно-исторических условий его существования -- социальных, экономических, политических, нравственных и других. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка; степени сплоченности социальных групп: Фундаментальные изменения социальной реальности привели к пониманию необходимости смены парадигмы общественных наук. Современные концепции в социологии, психологии утверждают: сама социальная «реальность является девиантной» феномен девиации - интегральное будущее общества», «девиантность,- будущее современности». Сегодня все больше говорят о подростковой преступности. Коренные социально-экономические изменения в стране, падение уровня-жизни многих россиян, разделение общества на «бедных» и «богатых», ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием подрастающего поколения, породили «криминальную революцию»; частью которой является девиантное поведение несовершеннолетних.
Значимость исследований данной проблемы подтверждается следующими статистическими данными: в органах внутренних дел на социально-профилактическом учете состоит свыше 200 тысяч неблагополучных семей, в стране наблюдается увеличение числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которое проявляется в жестокости, повышенной агрессии, воровстве, хулиганстве, алкоголизме. Ежегодно несовершеннолетними совершается 100 тысяч правонарушений (материалы итоговой коллегии МВД РФ, 2007 г.). [24]
Проблема «подросткового воровства» в современном обществе очень актуальна. «Ворами» обычно становятся дети из неблагополучных семей, которые с раннего возраста видят девиантное поведение со стороны взрослых. Возникает девиантное и делинквентное поведение у детей не случайно, а в силу ряда причин - психологических, физических и социальных. К ним относятся и врождённые генетические заболевания, и проблемы психики, но чаще всего - проблемы воспитания семьёй и обществом.
Многие
подростки начинают воровать потому, что
они уверены, что их никто не любит, и они
никому не нужны. В этой ситуации подросток,
обычно, думает, что ничего страшного,
если я причиню боль другим людям, ведь
все равно «остальным до них нет никакого
дела». Так они компенсируют боль, которую
чувствуют. Этот феномен называют «круговоротом
мести».
Социально-психологические особенности проявления подросткового воровства.
Причиной подросткового воровства может быть проявление недостаточного развития моральной и волевой сферы. Подростковое воровство часто бывает связано с разного рода психологическими проблемами ребенка или говорит о психологическом неблагополучии.
Недостаток развития нравственных представлений (например, ребенок не различает понятия «свое, чужое, хорошо, плохо»).
Это может быть серьезная психологическая неудовлетворенность (внутренние переживания ребенка, психологическая неустойчивость и нестабильность, поэтому понаблюдайте за сыном и вспомните, с чего и после чего начались проблемы воровства).
Недостаток развития воли (это сильное желание владеть понравившейся вещью, деньгами вопреки «голосу совести»). [19]
Возраст или пробелы в воспитании: ребенок не знает в силу возраста, что такое собственность, ребенок не может поставить себя на место жертвы или на место родителей.