Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 10:01, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать программу профилактики подросткового воровства.
Объект исследования: профилактика подросткового воровства.
Предмет: характеристика социально-педагогической программы профилактики подросткового воровства.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «воровство».
2. Проанализировать причины подросткового воровства.
3. Выявить формы, методы профилактики подросткового воровства.
4. Обобщить имеющийся педагогический опыт профилактики подросткового воровства.
5. Разработать социально-педагогическую программу профилактики подросткового воровства.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Подростковое воровство как социально педагогическая проблема.
Подростковое воровство как социальное явление.………………………….5
. Социально-психологические особенности проявления подросткового воровства………………………………………………………………………..…8
1.3 Формы и методы профилактики подросткового воровства…………….……11
Глава II. Практические аспекты профилактики подросткового воровства.
2.1. Педагогический опыт профилактики воровства………………………………..
2.2. Программа профилактики воровства у подростков…………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
Ситуации, связанные с психологическим неблагополучием ребенка, неудовлетворенность жизненно-важных потребностей: кража в знак протеста в семье, где, например, холодные отношения между родителями, раздача знакомым украденных вещей (это сигнал того, что в семье неравномерно распределена любовь в семье, недостача любви к ребенку), подсознательное желание нанести ущерб материальным ценностям (когда в семье говорят, что главное в жизни - это деньги), так называемая кража символической любви (через дорогие вещи), кража в результате жесткого контроля (так как все запрещено - ребенок крадет, чтобы показать свою свободу).
Есть болезненное проявление подобного поведения - клептомания. Это психическое заболевание, связанное с удовлетворением (навязчивым) от кражи. Может быть следствием невроза.
Есть и такое понятие, как мотивированное воровство. На первый взгляд мотивы отсутствуют, на самом деле мотивы совершения краж в таких случаях не осознаются и глубоко спрятаны в подсознании. Попробуем с этим разобраться.
Каждый человек, особенно ребёнок, нуждается в удовлетворении своих основных жизненных потребностях:
крыша над головой - убежище в виде квартиры или дома;
еда и питье, чтобы утолить голод и жажду;
одежда и обувь, чтобы было в чем ходить.
Нам необходимо удовлетворять эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности. А детям необходимы игрушки, книжки, краски и много еще чего. Например, секции, кружки, уроки творчества. За всё это надо платить деньги. [10]
Факторы, способствующие формированию психологической поведенческой запрограммированности в форме немотивированного воровства, повторяются во множестве эпизодах взросления ребёнка, каждый из которых несет в себе определённые смысловые единицы со знаком плюс или со знаком минус, другими словами формируется определённое отношение к самому поступку - украсть. Что перевешивает: негативное отношение к нему или моральный допуск, что «это возможно, хотя и нельзя, но очень хочется». Такая поведенческая зависимость в виде немотивированного воровства может сформироваться уже к 12 -13 годам, а родители воспринимают эти новые наклонности как «гром среди ясного неба», когда дети начинают у папы, мамы или у дедушки, у бабушки воровать деньги.
Одни дети как будто явного негативного внешнего влияния не имеют. Они растут и воспитываются во внешне благополучных семьях. Но только - внешне. Люди удивляются - откуда взялась такая наклонность: воровать? (скрытое негативное влияние).
Другие дети испытывают на себе прессинг дурной компании, под влиянием которой так же идёт формирование в поведении такого отклонения, например, как воровство (явное негативное влияние).
В первой группе внешнее благополучие семьи прикрывает тот эмоциональный дефицит чувств и детская духовная неудовлетворённость начинает разрастаться. В жизни ребёнка появляется всё больше и больше «обезвоживание» любви, внимания, ласки, признания, принятия. Они переносят свой «голод по чувствам» на материальный мир и знаки своей значимости: одежду, вещи, игрушки, еду (особенно сладости), игрушки и т. Д. Они знают, что воровать - это не хорошо, но пытаются восполнить дефицит положительных чувств - негативным эквивалентом эмоций (осознание своего проступка порождает чувство вины, обиды, страха перед наказанием, желание отомстить родителям за свой «эмоциональный голод», желанием привлечь внимание к себе, хотя и знают, что получат за кражу наказание. На улицах они не воруют, когда бывают в гостях - тоже воровство исключается. Такие дети воруют только у себя дома. [20]
Итак.
Девиантные поступки увеличивают привлекательность
совершающего их подростка для других,
которые принимают такой стиль поведения;
совершая антинормативные поступки, подросток
привлекает к себе внимание. Вместе с тем
девиантные поступки усиливают потребность
подростка в социальном одобрении группы.
Наконец, девиантные действия вызывают
отрицательное отношение к санкции со
стороны «нормальных» других, вплоть до
исключения девиантного подростка из
общения с ним. Это способствует активизации
общения подростка с девиантной средой,
уменьшает возможности социального контроля
и способствует дальнейшему усилению
девиантного поведения и склонности к
нему. Для этой ситуации характерно формирование
обратной зависимости между отношениями
подростка в семье и степенью его вовлечённости
в девиантные группы. В результате девиантные
поступки из немотивированных становятся
мотивированными.
Формы и методы профилактики подросткового воровства.
Воздержание от кражи.
Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.
Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.
На мой взгляд, человек, боящийся санкций, скорее совершит кражу, чем тот, кто не понимает, зачем ему это нужно. Ведь рано или поздно человек может попасть в ситуацию, которая гарантирует ему стопроцентную уверенность в собственной безнаказанности, и тогда уже не будет сдерживающих факторов.
В течение жизни нравственные представления человека подвергаются испытанию на прочность. Взрослый человек говорит: «Я не ворую, потому что мне это не надо». Это его моральный принцип.
В сказке «Айболит» попугай Карудо выкрал у Бармалея ключ от темницы, чтобы спасти своих друзей. На мой взгляд -- поступок, сопряженный с риском и вызывающий восхищение. Став взрослее, мы можем понять и оправдать того, кто совершает кражу от безысходности, ради спасения своих близких (например, от голода).
Но ни обследование чужих сумок и карманов, ни попытки нажиться за чужой счет оправданы нами быть не могут. Все это надо быть готовым объяснить своим детям.[2]
Но самое важное -- какой пример мы подаем своим поведением. Первые и самые главные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких. Об этом всегда надо помнить.
Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.
Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности.
Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.[7]
Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.
Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить...
Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните -- это должно быть совместное решение, а не ваш приказ. Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку. Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу». Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению. Психолог Ле Шан советует: обнаружив у ребенка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но утверждает, что она была ему подарена, нужно сказать ему следующее: «Я могу представить, как сильно тебе захотелось куклу, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили».
Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию».
В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми.
В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и ваши уверения, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположенное действие. Подросток отдалится от вас и начнет скрывать, с кем и как он проводит время.
Кроме того, совершение краж в определенных компаниях повышает авторитет в глазах товарищей.
Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Приглашайте их домой, по возможности познакомьтесь с их родителями.
Самое главное -- ненавязчиво создайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой-то клуб, кружок, секция -- словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу. [5]
Напоследок мне хотелось бы затронуть еще один немаловажный момент, связанный с проблемой воровства.
Воровство -- это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от подобных неприятностей. Либо его обсчитают в магазине, либо стащат что-нибудь из кармана, либо позовут в соседский сад за яблоками.
И каждый родитель должен быть готов к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают -- и ничего?»
Став жертвой воришек впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя виноватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как основной реакции на то, что с ними произошло).
Ребенок может даже перестать доверять людям, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры. Он может захотеть отплатить окружающим тем же, для него это станет своеобразной местью. [21]
Профилактика воровства.
Доверительная беседа -- лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.
Его активность хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появится хоть один друг.[18]
Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.