Поликультурное воспитание на уроках казахской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:35, реферат

Краткое описание

Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является весьма адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр 3-6
ГЛАВА 1. Поликультурное воспитание стр 7-8
ГЛАВА 2. 2.1 Исторические системы воспитания стр 9-13
2.2 Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко стр 14-15
2.3 Система воспитания человека в коллективе и через коллектив стр 16-18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр 19-22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр 23

Вложенные файлы: 1 файл

поликультурное воспитание реферат.docx

— 22.08 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Филиал Акционерного общества «Национальный центр повышения  квалификации «ӨРЛЕУ»

«Институт повышения  квалификации педагогических работников по Северо-Казахстанской области»

 

 

 

 

 

 

Реферат

Поликультурное  воспитание на уроках казахской литературы

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ИкбаеваТ.М.

учитель казахского языка  и литературы

школы №10

Проверила: Мунжасарова Г.Ж.

ст.преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск

2013

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ стр 3-6

ГЛАВА 1. Поликультурное воспитание стр 7-8

ГЛАВА 2. 2.1 Исторические системы воспитания стр 9-13

2.2 Важнейшие принципы  педагогической теории и практики  А. С. Макаренко стр 14-15

2.3 Система воспитания  человека в коллективе и через  коллектив стр 16-18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр 19-22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль  научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и  широких слоев общественности, так  как является весьма адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные    дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.

Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ многокультурных  и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией.

Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный  инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных  цивилизаций и культур.

В условиях экономической  и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.

Интерес к поликультурному  воспитанию обусловлен расширением  международного сотрудничества, усилением  борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с  полиэтническим составом.

Страны, где в той или  иной степени предусмотрена политика поликультурного воспитания, можно  разделить на несколько групп:

  • с исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания);
  • сделавшиеся поликультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Голландия);
  • ставшие поликультурными в результате массовой добровольной иммиграции (США, Канада, Австралия).

Основными направлениями, в русле которых развивается  поликультурное воспитание в ведущих  странах мира, являются:

  • педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств;
  • билингвальное обучение;
  • многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма.

Все эти направления  отражаются в специальных учебных  программах.

Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:

  • воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
  • воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;
  • воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

К числу функций поликультурного  воспитания можно отнести:

  • формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
  • осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
  • воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
  • развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые  можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение»:

  • уважение и сохранение культурного многообразия;
  • поддержка равных прав на образование и воспитание;
  • формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.

Таким образом, содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров:

    • социокультурной идентификации личности;
    • освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде;
  • воспитания положительного отношения к культурному окружению;
  • развития навыков социального общения.

Существенной становится проблема организации поликультурного  воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее  изучение тех или иных учебных  дисциплин. Наличие поликультурного  компонента в учебных дисциплинах  позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся  к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.

ГЛАВА 1. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Поликультурное воспитание предлагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и  этнических меньшинств и предусматривает:

  1. адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями;
  2. ориентацию на диалог культур;
  3. отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций народов.

Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и  воспитанию человека на протяжении всей жизни. Она означает:

  1. преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреждениями и вузом в решении воспитательных задач;
  2. процесс непрерывного самовоспитания человека в течение жизни;
  3. реализацию потребности человека в постоянном обогащении опыта социальных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техникой, природой, Вселенной.

Такое воспитание ориентировано  на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в  прошлом, настоящем и будущем.

Система воспитания — это  совокупность взаимосвязанных целей  и принципов организации воспитательного  процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального  заказа.

Любая система воспитания востребована конкретным обществом  и существует до тех пор, пока сохраняет  свою значимость. Поэтому она имеет  конкретно-исторический характер.

 


Информация о работе Поликультурное воспитание на уроках казахской литературы