Экономическое воспитание на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: реализация экономического воспитания на уроках технологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной области "Технология" в 8 классе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты экономического воспитания у школьников…………… . ……………………………………………………………5
1.1. Сущность, понятия «экономическое воспитание»…….............................5
1.2. Экономическое воспитание учащихся во внеклассной и внешкольной работе…………………………………………………………………………………11
1.3. Учет возрастных особенностей подростков.. …………………………….13
1.4. Выводы по первой главе ………………………………..............................17

Глава II. Экономическое развитие школьников 8 класса на уроках
технологии………………………………………………………………………19
2.1. Роль и место раздела «Элементы домашней экономики» в технологической подготовке учащихся в 8 классе……………………………….19
2.2. Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………22
2.3 Разработка плана-конспекта урока раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………….……...............35

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО  «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» 

 

Кафедра технологии

КУРСОВАЯ  РАБОТА

  по теории и  методике обучения  технологии и предпринимательству

Тема:  Экономическое воспитание на уроках технологии

 
 
 
 
 

Выполнила студентка  4 курса группы ТП-5 

Слякаева  Лилия Харисовна 

( фамилия,  имя, отчество)

Руководитель: Шлейкова Н.Ю.

( Ф.И.О., ученое звание)

                                                        

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ульяновск 2011

 

    ОГЛАВЛЕНИЕ

 

    Стр.

    Введение…………………………………………………………………………3

    Глава I. Теоретические аспекты экономического воспитания у школьников…………… . ……………………………………………………………5

        1.1. Сущность, понятия «экономическое  воспитание»…….............................5

       1.2. Экономическое воспитание учащихся  во внеклассной и внешкольной  работе…………………………………………………………………………………11

       1.3. Учет возрастных особенностей  подростков.. …………………………….13

       1.4. Выводы по первой главе ………………………………..............................17

                   

    Глава II. Экономическое развитие школьников 8 класса на уроках

    технологии………………………………………………………………………19

       2.1. Роль и место раздела «Элементы  домашней экономики» в технологической  подготовке учащихся в 8  классе……………………………….19

2.2. Разработка  учебно-тематического плана раздела  «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………22

2.3 Разработка  плана-конспекта урока раздела  «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………26

    Список  использованной литературы………………………….……...............35

    Приложения…………………………………………………….……………...43

 
 
 
 
 

 

      Введение                                                                                                           

 

    Актуальность  выбранной темы обусловлена меняющимися  внутригосударственными социально-экономическими условиями, которые определяют необходимость подготовки российской молодежи к предстоящей трудовой деятельности. При этом возрастает значимость навыков и умений ориентироваться в новых жизненных ситуациях, быстро приспосабливаться к ним и принимать решения. Рыночные отношения объективно порождают потребность в экономическом образовании всего населения и, в первую очередь, школьников.

    Значительное  место при формировании знаний и  умений организационно-хозяйственной  деятельности, лежащих в основе предприимчивости, готовности к самостоятельному принятию решений в рыночных условиях, принадлежит общеобразовательной школе. Особую актуальность вопросы экономической подготовки приобретают в настоящие время.

Реформа школы предполагает коренное улучшение трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников на содержания обучения с производительным трудом, дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным образованием.

  Экономическое  воспитание учащихся общеобразовательной школы направлено на

раскрытие личностных возможностей подрастающего  поколения, а именно; трудолюбия, бережливости, экономности, предприимчивости и др. Различные преобразования в экономической и социокультурной сферах жизнедеятельности современной России требуют инноваций в области образования и воспитания, которые основаны на современных научных представлениях, идеях и знаниях.

          Новая экономическая  реальность стала причиной изменений  в школьном экономическом образовании, которое переживает сейчас период становления: разрабатываются теоретические основы, уточняются содержание, формы и методы работы, идет процесс переосмысления системы организации экономического воспитания.

 

            Цель исследования: реализация экономического воспитания на уроках технологии.

Объект  исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной области "Технология" в 8 классе.

Предмет исследования: экономическое воспитание учащихся на уроках технологии.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:

1. Обзор и анализ психолого-педагогической  и специальной литературы по  исследуемой теме.

2. Разработка занятий по разделу  «Элементы домашней экономики»  в 8 классе.

3. Формулирование методической рекомендации  по совершенствованию учебного процесса при изучении раздела «Элементы домашней экономики» в 8 классе.

В данной работе использованы следующие  методы исследования:

- теоретическое исследование (анализ, обобщение, классификация);

- эмпирическое исследование (анализ  экономического воспитания и практических

  работ учащихся).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава I. Теоретические  аспекты экономического воспитания у школьников

1.1.Сущность  и понятия экономического  воспитания

 

   В последние годы в России  появилось большое количество  программ и учебных пособий по экономике, как отдельному предмету в общеобразовательной школе.

 В  этих учебных материалах отражены  наиболее общие закономерности  экономического развития общества  в условиях рыночной экономики  (А.В.Алесеев [6.с.33], И.В. Липсиц [61.с.134], Л.Л.Любимов, Н.А. Раннева [65 с.342] и др.)  Внедрение разработанных программ в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы позволяет повысить уровень экономической грамотности учащихся. Однако в настоящее время возможности изучения экономики в школе ограничены рамками школьного компонента, при этом занятия проводятся не во всех классах. В ряде случаев изучение экономики осуществляется на факультативных занятиях.

Возможность изучения некоторых экономических  понятий заложена в образовательной области «Технология», в структуру которой включены вопросы экономического образования и воспитания.

Основной  целью образовательной области  «Технология», является подготовка учащейся молодежи к самостоятельной трудовой деятельности в новых экономических  условиях, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, способной определять потребности и возможности своей деятельности; адаптироваться к постоянным изменениям окружающей экономической среды; находить и использовать необходимую информацию; выдвигать идеи решения возникающих задач; самостоятельно решать экономические вопросы повседневной жизни; наиболее эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества.

Вопросы технологической подготовки и экономической  грамотности учащихся в трудовой и профессиональной подготовке рассматривались такими

 

                                                                                                                                              

исследователями, как П.Р.Атутов [10 с.73],А.Ф. Аменд [8.с.103], Ю.К.Васильев [20.с.83], В.А. Кальней [43.с.28], К.Н.Катханов [46.с.238]  и др.

Значимость  экономического воспитания отражена в  трудах А.Ф.Аменда [8.с.15], С.В. Малина [69.с.186], С.А. Малинина [70.с.130]  и др.

Следует отметить, что при решении вопросов экономического воспитания учащихся в целом, овладение основами домашней экономики, как составной части экономики, приобретает важную роль в условиях рыночных отношений.

Исторически сложившаяся практика ведения домашнего  хозяйства показала, что этим видом деятельности преимущественно занимаются женщины, поэтому в процессе обучения экономике домашнего хозяйства в основном внимание акцентируется на девушках

Анализ  социально-педагогических предпосылок  необходимости обучения рациональному ведению домашнего хозяйства проведен в работах Е.И.Дукановой [39.с.84], В.Д.Симоненко [74.с.23] .

Роль  семьи в формировании разумного  уровня потребления и правильного  отношения к деньгам рассматривались  Т.М. Матвеевой [71.с.93].

Тем не менее, исследователи в своих работах не отразили вопросы, связанные с экономическим воспитанием учащихся в основной школе, изучением экономики домашнего хозяйства на уроках экономики и технологии.

В результате происходящих экономических преобразований сформировались противоречия:

- между  потребностью общества в экономической  подготовке молодежи к самостоятельной  жизни в основной школе, которая  в том числе обеспечивается  изучением экономики домашнего  хозяйства, и отсутствием в  теории педагогики и практике  школьного обучения научных разработок и экспериментально проверенных подходов к изучению экономики домашнего хозяйства;

- между  необходимостью осуществления экономического  воспитания учащихся основной школы и отсутствием в базисном учебном плане общеобразовательных школ времени, выделенного на изучение экономики в                                                              целом и экономики домашнего хозяйства в частности, а также недостаточной разработанностью в современной научно-методической литературе содержания экономической подготовки девушек к ведению домашнего хозяйства.

          Указанные противоречия порождают проблему исследования: каким  должно быть экономическое воспитание учащихся основной школы в современных  условиях.

    Отмеченные  противоречия и порождаемая ими  проблема явились основанием для выбора темы исследования: "Экономическое воспитание учащихся школы на уроках технологии.

    Первое  практическое знакомство детей с  экономикой начинается в семье. Однако бытовых экономических знаний недостаточно, к тому же они иногда оказываются ошибочными и искаженными. В этой связи усиливается значимость проблемы экономического образования детей в школе.

    Необходимо  отметить, что экономическое воспитание - лишь часть целостного воспитательного  процесса.

      Экономическая культура характеризуется развитым экономическим мышлением, свободным владением экономическими понятиями и категориями, умением прогнозировать развитие объективных экономических процессов, предприимчивостью в деятельности и включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности.

При определении  сущности понятия «Экономическая воспитанность» ученые [61.с.134],   исходят из структуры  личности и выделяют следующие компоненты: интеллект (сознание), нравственность (поведение), воля и чувства (механизм саморегуляции).

    Интегративное качество личности - нравственность. Это  предопределяет целостность воспитательного  процесса.

      В тоже время такой подход  не исключает изучения отдельных  направлений воспитания, например, экономического и экономической воспитанности как результата.

                                                                                                                                    

       Экономическая воспитанность отражает  степень усвоения ребенком экономической культуры. Учитывая аспекты экономической культуры (гносеологический, процессуально-деятельностный, субъективно-личностный) и структуру личности, правомерно утверждать, что экономическая воспитанность включает следующие компоненты: экономические знания, экономические умения, нравственные качества личности.

       Как правило, есть три уровня  экономических знаний: общенаучный,  отраслевой и профессиональный [2.с.13].

    Понятия отражают существенные признаки (свойства, стороны) вещей, явлений окружающей действительности, фиксируют результат обобщения этих признаков. Поэтому понятие - важнейший элемент системы научных знаний. 

Информация о работе Экономическое воспитание на уроках технологии