Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 06:30, дипломная работа
Объект исследования - процесс изучения литературы как средство формирования истинных семейных ценностей.
Предмет исследования - формы, методы формирования истинных семейных ценностей.
Цель исследования - апробировать формы, методы преподавания литературы, влияющие на формирование истинных семейных ценностей у учащихся.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ………………………………...5-24
1.1 Понятие ценностей… ………………………………………………..5-7
1.2 Влияние возрастных и индивидуальных особенностей
на процесс формирования семейных ценностей у подростков …………...7- 11
1.3.Анализ школьной программы по литературе В.Я.Коровиной…..11-18
1.4 Методические пути, приемы освоения семейных ценностей
учащимися………………………………………………………………………18-22
1.5Критерии оценивания результатов………………………………….22-23
Выводы по первой главе……….………………………………………………23-24
2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
У УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………………….25-43
2.1 Выявление представлений о семейных ценностях у учащихся…………………………………………………………………………..25-29
2.2 описание уроков по формированию семейных ценностей
у учащихся 7 класса…………………………………………………………….29-40
2.3 Динамика результатов работы учащихся по итогам проведенных
уроков по формированию семейных ценностей……………………40-42
Выводы по второй главе……….……………………………………………….42-42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………43-44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………45-47
39
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ………………………………...5-24
1.1 Понятие ценностей… ………………………………………………..5-7
1.2 Влияние возрастных и индивидуальных особенностей
на процесс формирования семейных ценностей у подростков …………...7- 11
1.3.Анализ школьной программы по литературе В.Я.Коровиной…..11-18
1.4 Методические пути, приемы освоения семейных ценностей
учащимися………………………………………………………
1.5Критерии оценивания результатов………………………………….22-23
Выводы по первой главе……….………………………………………………23-
2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
У УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………
2.1 Выявление представлений о семейных ценностях у учащихся…………………………………………………………
2.2 описание уроков по формированию семейных ценностей
у учащихся 7 класса…………………………………………………………….
2.3 Динамика результатов работы учащихся по итогам проведенных
уроков по формированию семейных ценностей……………………40-42
Выводы по второй главе……….……………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время под влиянием социально-экономических факторов складывается критическая ситуация в брачно-семейной сфере, происходит переориентация нравственных ценностей, в число которых входит ценность семьи и семейных отношений. Многие социологи констатируют: в современной России налицо кризис семейных ценностей. Ослабляется роль семьи как посредника между личностью и обществом. Социологи В.А. Борисов, В.М. Медков рассматривают семейные изменения в основном как выражение глобального кризиса семейного образа жизни, упадка семьи как социального института.
Современная семья не способна в полной мере обеспечить формирование положительных брачно-семейных установок вследствие своей дезорганизации, необходимо проводить дополнительную коррекцию этого процесса и способствовать формированию определенных социальных ценностей индивидов.
В связи с этим перед обществом возникает задача по созданию условий для возвращения семье статуса ведущей ценности, потому что негативные явления внутри семейного института влекут за собой утрату в общественном сознании семейных ценностей. Школа в данном процессе занимает центральное место, именно школа должна восполнить то, что упустила семья. Особое значение имеют предметы гуманитарного цикла, в том числе и литература.
Поэтому тема нашей работы – формирование семейных ценностей у подростков на уроках литературы.
Объект исследования - процесс изучения литературы как средство формирования истинных семейных ценностей.
Предмет исследования - формы, методы формирования истинных семейных ценностей.
Цель исследования - апробировать формы, методы преподавания литературы, влияющие на формирование истинных семейных ценностей у учащихся.
Определены следующие задачи:
1. Изучить литературу для выявления понятия ценностей
2. Изучить литературу по психологии с целью выявления психологических особенностей школьников подросткового возраста;
3. Проанализировать произведения школьной программы, которые способствуют формированию семейных ценностей у школьников;
4. Отобрать формы и методы, позволяющие продуктивно развивать семейные ценности;
5. Определить критерии оценивания полученных результатов;
6. Апробировать формы и методы и выявить положительный и отрицательный эффект.
При выполнении работы мы использовали следующие методы:
1. анализ психолого-педагогической литературы по формированию семейных ценностей у учащихся;
2. наблюдение за деятельностью учащихся в процессе работы;
3. метод незаконченных предложений;
4. беседа с учащимися;
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ
1.1 Понятие ценностей
Ценности, их система являются очень важным аспектом развития личности. Ценности изучают многие науки. Само понятие ценностей имеет многогранное выражение. Например, философский словарь трактует понятие ценностей так: ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). [31]. Психологический словарь: ценности – понятие, служащее для обозначения объектов, явлений, их свойств, абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих как эталоны должного. Именно это определение мы возьмем за основу. [20, С.398]. Ценности – тот стержень, который образует лицо нации, это тот компас, который предопределяет историческую судьбу нации. На ценностях вырастает и национальная культура.
Система ценностей как составляющая Я-концепции определяет мировоззренческие аспекты самосознания. Понятие индивидуальных ценностей во многом сродни мотивам, потому что ценности могут быть движущей силой поведения. При этом наиболее значимые ценности фактически являются самыми сильными мотивами, во всяком случае, их сознательной части.
Для большинства людей система ценностей - это тот камень преткновения, о который они чаще всего спотыкаются в жизни, получая различные проблемы. Именно система ценностей определяет, куда направить усилия, что поставить во главу угла в каждый момент времени, какой путь выбрать на жизненном перекрёстке и т. д. Это важнейший элемент мировоззрения для собственного развития и здоровья, построения счастливой семьи и успешной профессиональной деятельности.
Без преувеличения можно сказать, что во всех сферах жизни система ценностей является фундаментом в становлении и развитии личности.
Каждая эпоха по-своему отражала систему ценностей, но в истории человечества сложились общечеловеческие ценности, которые не менялись в представлении людей независимо от исторической эпохи.
Общечеловеческие ценности - система ценностей, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Многообразие подходов к исследованию общечеловеческих ценностей порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности.
Из общечеловеческих ценностей мы можем выделить семейные, которые рассмотрим подробнее.
Семья является социальной группой, наименьшей ячейкой общества, ведущая деятельность которой - сохранение, развитие и передача из поколения в поколение традиций и системы семейных ценностей. И неоспорим тот факт, что первым и важнейшим источником формирования ценностей для каждого человека становятся его родители и окружающая среда, воздействие которых в детстве сказывается на системе ценностей в течение всей жизни.
Система семейных ценностей вытекает из системы духовных ценностей и непосредственно с ними связана. Духовными ценностями являются такие человеческие качества как доброта, милосердие, уважение к старшим, честь, справедливость и т.д. В нашей работе мы будем рассматривать такие семейные ценности, как любовь к близким, уважение к окружающим, милосердие и доброта.
Так как именно семья заложила основу семейных ценностей у подростков, то роль школы и непосредственно учителя в этом процессе - дополнять, развивать, формировать систему семейных ценностей, а также развить личность ребенка, способную на осознанный и ответственный выбор поведения и поступков в жизненных ситуациях, не нарушая духовных ценностей.
1.2 Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на процесс формирования семейных ценностей у подростков
Формирование системы ценностей процесс длительный, он проходит определенные этапы. Его результат зависит от возраста ребенка. Уже в глубокой древности понимали, что как физическое, так и умственное развитие тесно связаны с возрастом.
Нас интересует подростковый возраст, т.к. исследование мы предполагаем проводить на базе 7 класса, а это младший подростковый возраст
Американский психолог С. Холл назвал подростковый возраст периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростков - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Психолог Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование…». [30]
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяется формирующееся у него чувство взрослости и «Я-концепция». В этот период подросток стремится к взрослой жизни и претендует на равные со взрослыми права.
Д.Б. Элькониным рассматривает подростковую тенденцию к взрослости в стремлении быть, казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих. Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста.
Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга - характерны для подросткового возраста. Именно в этот период у детей появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Она может быть реализована и в учебной деятельности. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст сенситивен к переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести для ребенка новый личностный смысл – стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость. Самый примитивный вид увлечений – информативно- коммуникативные увлечения. В них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки.
В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится шире, чем ранее. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит. В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Еще одна значимая сфера отношений подростков - отношения с взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят, в первую очередь, от позиции родителей.
Информация о работе Развитие семейных ценностей на уроках литературы