Полисенсорное воспитание детей с функциональным слабовидением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:46, контрольная работа

Краткое описание

Зрение это самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течение всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90% информации об окружающем мире. Хрупкость и ранимость зрения особенно заметны в детском возрасте – юный организм еще не достаточно укреплен, а значит, подвержен различным вредным влияниям. Факторов ведущих к значительному снижению или даже потере зрения великое множество. Это и инфекции, и травмы, и чрезмерные нагрузки.

Содержание

Введение……………………………3
1.Психолого-педагогические особенности детей с нарушением зрения...........5
1.1 Характеристика зрительных нарушений у детей…….5
1.2.Причины нарушения зрения………..10
2.Система работы детского сада с детьми с нарушением зрения…13
2.1.Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения в детском саду…..13
2.3.Основные направления работы тифлопедагога…..17
Заключение…………………………20
Список литературы………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 1.93 Мб (Скачать файл)

       В зависимости от степени понижения  остроты зрения различают амблиопию  слабой (острота зрения 0,8 - 0,4), средней  (острота зрения 0,3 - 0,2), высокой (острота  зрения 0,1-0,05) и очень высокой (острота  зрения 0,04 и ниже) степени.

       Различают следующие виды амблиопии:  дисбинокулярная, обскурационная, рефракционная,  истерическая.

        Дисбинокулярная амблиопия возникает  вследствие расстройства бинокулярного  зрения. Понижение зрения развивается  вследствие косоглазия.

Дисбинокулярная амблиопия может быть двух видов: амблиопия с правильной (центральной) фиксацией (фиксирующий участок - центральная  ямка сетчатки) и 

амблиопия с  неправильной (нецентральной) фиксацией (фиксирующим становится любой другой участок сетчатки).

   Рефракционная  амблиопия возникает вследствие  аномалий рефракции, которые в  данный момент не поддаются  коррекции. При ношении правильно подобранных очков постепенно острота зрения может повыситься, вплоть до нормальной.

     Причиной возникновения этого  вида амблиопии является постоянное  и длительное проецирование на  сетчатку глаза неясного изображения  предметов внешнего мира при  высокой дальнозоркости и астигматизме. Анизометропия - неодинаковая рефракция  обоих глаз, в результате которой  наблюдается неодинаковая величина  изображения предметов на сетчатках  обоих глаз. Это препятствует  слиянию обоих изображений в  один зрительный образ.

         Обскурационная амблиопия развивается  в результате помутнении оптических  сред глаза (катаракты, помутнении  роговицы), преимущественно врожденных  или рано приобретенных. Диагноз  ставится, если низкое зрение  сохраняется, несмотря на устранение  помутнений и отсутствие анатомических  изменений в заднем отделе  глаза (после экстракции катаракты).

           Истерическая амблиопия возникает  внезапно, чаще всего после какого-либо  аффекта. Функциональные расстройства  на почве истерии могут принимать  характер ослабления или потери  зрения. Эта форма амблиопии встречается  довольно редко.

 

       Таким образом, понимание структуры  зрительного дефекта позволяет  организовать не только соответствующую  медицинскую помощь, но правильно  осуществлять психолого-педагогическую  коррекционную работу. Но при  этом необходимо знать и систему  лечения зрения детей, с тем,  чтобы способствовать активизации  и упражнению нарушенных функций  зрения. Зрительный дефект обусловливает  ход психического развития ребенка  при отсутствии специального  обучения и воспитания, то есть  коррекционных методов и средств  помощи. Без этого дефект у  ребенка может привести к целому  ряду вторичных отклонений, сдерживающих  процесс социальной адаптации  и интеграции детей с нарушением  зрения.

 

 

 

 

 

 

1.2.Причины  нарушения зрения.

         При этом среди причин детской  слепоты четко прослеживается  возрастание частоты врожденных  аномалий развития органа зрения.

Так, врожденная зрительная патология отмечается в  работах М.И.Земцовой и Л.И.Солнцевой  в 60,9 % случаев, в исследованиях А. И. Каплан — в 75 %, Л. И. Кирилловой —  в 91,3 %, А. В.Хватовой — в 92 % случаев  у слабовидящих и в 88 % — у слепых, И. Л. Ферфильфайн с соавт. — в 84,2 % случаев.

       В исследованиях Л. И. Кирилловой  отмечаются наследственные нарушения  обмена веществ в виде альбинизма; наследственные заболевания, приводящие  к нарушению развития глазного  яблока, — врожденный анофтальм,  микрофтальм; заболевания роговой  оболочки — дистрофии роговицы; наследственная патология сосудистой  оболочки — аниридия, колобома  сосудистой оболочки; врожденные  катаракты (имелись также врожденные  катаракты генетического происхождения);

Кроме наследственных факторов у слепых и частично видящих  детей имеются аномалии развития органа зрения как следствие внешних  и внутренних отрицательных факторов, действовавших в период эмбрионального развития плода, — патологического  течения беременности, перенесенных матерью вирусных заболеваний, токсоплазмоза, краснухи и т.д.

Зрительная  система младенца обладает определенными  врожденными навыками, но все равно  ребенка нужно учить видеть - так  же, как необходимо учить его говорить. Первые два года жизни ребенка  являются периодом наиболее интенсивного развития зрения у детей, так что  внимательное наблюдение за прохождением вашим ребенком этих этапов и своевременная  диагностика у детского офтальмолога убережет вас от возможных нарушений  зрения у вашего ребенка.

Любое заболевание  глаз требует к себе пристального внимания.

Если, например, ребенок рождается с врожденной катарактой, она должна быть устранена  как можно скорее - чтобы свет мог стимулировать развитие

сетчатки. К другим моментам, которые могут  сказаться на зрении ребенка относятся: преждевременные роды, сахарный диабет и некоторые другие заболевания  матери, амблиопия, расходящееся или  сходящееся косоглазие.

Зрительное  нарушение – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 угл. град. Определяя, что такое зрительное нарушение, мы одновременно определяем и круг лиц, нуждающихся в специальном  образовании.3

Зрительные  нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими  видами деятельности.

          В последние годы мы встречаемся  с все большим числом врожденных  нарушений зрения у детей. 

          Возможными причинами появления  детей с множественными врожденными  пороками развития остаются заболевания  родителей диабетом, токсоплазмозом, и многими другими болезнями. 

Врожденные: вызванные различными вирусными  и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями  обмена веществ матери во время беременности; наследственная передача некоторых  дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.); иногда обусловленные  врожденными доброкачественными мозговыми  опухолями (такие нарушения проявляются  не сразу 

 

       Причинами врожденных заболеваний  и аномалий развития органа  зрения могут быть изменения  внешней и внутренней среды:  различные заболевания матери  во время беременности: грипп,  другие вирусные заболевания,  обострение хронических болезней.

 

     Определенное место среди причин  глубокого нарушения зрения занимают  алкогольные, никотиновые интоксикации, авитаминозы. Среди детей с нарушением зрения следует выделить группу недоношенных детей с ретинопатией, при которой чаще всего наступает тотальная слепота.

Уже в родильном  доме при осмотрах новорожденного можно выявить признаки некоторых врожденных заболеваний глаз.

 Приобретенные:  внутричерепные и внутриглазные  кровоизлияния, травмы головы  во время родов и в раннем  возрасте ребенка; в связи с  повышением внутриглазного давления; на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка; недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.

Причиной  атрофии зрительного нерва могут  быть как наследственные, так и  приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может  быть несколько.

 Все чаще  в последнее время множественные  дефекты у новорожденного объясняют  глубокой недоношенностью, которая  наступила в результате преждевременных  родов по неясной для врачей  причине. Одной из распространенных причин снижения зрения являются аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие.

Косоглазие  и возникающая на его фоне амблиопия, являются часто встречающимися заболеваниями

 

     Своевременное выявление и лечение  косоглазия позволяет сохранить,  восстановить и улучшить зрение  у детей еще в период раннего  и дошкольного возраста.

При подозрении неблагополучия в состоянии зрения у ребенка родители должны обратиться в кабинет охран зрения при  детской поликлинике или же в  глазной диспансер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Система работы дошкольного учреждения детей с нарушением зрения

 

    1. Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения в детском саду,

        

 В настоящее время существует сеть специальных дошкольных учреждений смешанного вида, куда поступают в основном дети с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабовидящих и незначительное количество слепых детей.

       Целью данных учреждений является  обеспечение лечения, возможного  восстановления зрения и предупреждение  ухудщения его состояния, а  также создание коррекционно-компенсаторных  условий в процессе обучения  и воспитания с целью предупреждения  появления вторичных отклонений  при раннем выявлении глазной  паталогии, и преодоление, ослабление  или устранение недостатков познавательной  деятельности, физических отклонений.

         Дошкольное учреждение для детей  с нарушением зрения работают  по специальной программе, построенной  с учетом своеобразия развития  детей и особенностей формирования  их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств  личности. Обучение детей направлено  на  всестороннее развитие. Обучение  осуществляется на занятиях с  группй 10 человек. Занятия носят  фронтальный подгрупповой или  индивидуальный характер,

      Эффективная работа детского  сада возможна при обязательном  обеспечении условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания  и обучения детей раннего дошкольного   возраста.

       Основными принципами организации  и коррекционно-педагогического  и образовательного процессов  являются:

    • Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
    • Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
    • Модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение прохождения на основе школьного курса с дошклльным;
    • Дифференицированный подход к детям в зависимости от состояния зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальнях методов и форм работы с детьми;
    • Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности дошкольно-школьного обучения и лечения детей с нарушениями зрения;
    • Система работы по специально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушениями зрения;
    • Создание офтальмологических условий в групповых комнатах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.
    • Детис нарышением зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они плохо видят отдаленные объекты: дома, движующиеся предметы, птиц на деревьях, самолет в небе и т.д.

            Чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучение  необходимо:

1.создать  соответстующие условия для зрательного  восприятия;

2. оптимально  использовать наглядные пособия;

3. применять  специальные методы обучения  и вести коррекционно-педагогическую  работу с учетом особенностей  нарушения зрения каждого ребенка;

4. подходить  к обучению индивидуально, учитывая  психофизиологические особенности  детей.

      

    Для  зрительного восприятия благоприятны  такие условия: достаточная освещенность  помещения, удобное размещение  детей за столами, расположение  наглядного материала на уровне  глаз детей и на доступном  расстоянии, соответствующая длительность  зрительных нагрузок, организация  во время занятий разнообразных  коррекционных упражнений для  зрения.

В детском  саду для детей с нарушением зренияупражнения для глаз должны быть включены в  структуру каждого занятия.

       В игровой форме осуществляется  самомассаж и снятие физического  психического и зрительного напряжения, активизация глазодвигательных функций, формируется рациональные способы зрительного воспрития. Деятельность детей осуществляется так сободное время уделить снятию напряжения с глаз с помощью различных гимнастик, способствующих снятию зрительных нагрузок с глаз

 

     Зачем нужно развивать осязание  и мелкую моторику у детей  со зрительной патологией?

 Учеными  давно доказано, что осязание  имеет тот же механизм, что  и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени.

Рука чувствует  плотность тела, его гладкость  или шероховатость и степень  нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки.

В детском  саду используются игры на развитие мелкой моторики .

Таким образом, мелкая моторика

- помогают  ребенку с нарушением зрения  исследовать, сравнивать, классифицировать  окружающие его предметы, позволяя  тем самым лучше познать мир,  в котором он живет;

Информация о работе Полисенсорное воспитание детей с функциональным слабовидением