Полисенсорное воспитание детей с функциональным слабовидением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:46, контрольная работа

Краткое описание

Зрение это самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течение всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90% информации об окружающем мире. Хрупкость и ранимость зрения особенно заметны в детском возрасте – юный организм еще не достаточно укреплен, а значит, подвержен различным вредным влияниям. Факторов ведущих к значительному снижению или даже потере зрения великое множество. Это и инфекции, и травмы, и чрезмерные нагрузки.

Содержание

Введение……………………………3
1.Психолого-педагогические особенности детей с нарушением зрения...........5
1.1 Характеристика зрительных нарушений у детей…….5
1.2.Причины нарушения зрения………..10
2.Система работы детского сада с детьми с нарушением зрения…13
2.1.Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения в детском саду…..13
2.3.Основные направления работы тифлопедагога…..17
Заключение…………………………20
Список литературы………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 1.93 Мб (Скачать файл)

 

Филин. Детям предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3–4 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5–6 секунд.

 

Вызывает восторг у детей  упражнение «Веселые рожицы». Изображаем мордочки различных животных или  сказочных персонажей. Гримаса ежика: губки вытянуты вперед – влево  – вправо – вверх – вниз, потом  по кругу в левую, в правую сторону. Затем изображаем кикимору, бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.

 

Рисование носом. Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово  или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом  выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может  конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

 

Далеко – близко. Упражнение проводится учителем, который называет вначале  удаленный предмет, а через 2–3 секунды  – предмет, расположенный близко. Учащимся необходимо быстро отыскать предметы, которые называет учитель. Гимнастика для глаз (по методике йогов)

 

• указательным пальцем правой руки дотронуться до кончика носа так, чтобы палец находился параллельно  полу. Сфокусировать взгляд на кончике  пальца, смотреть не моргая, до усталости, до слёз, фиксировать взгляд на кончике  пальца в течение полного дыхания (сделать полный вдох, затем полный выдох). Расслабить глаза. Повторить  упражнение, приставив палец межбровью;

 

 

• запрокинуть голову назад до упора. Сфокусировать взгляд на области межбровья. Сделать полный вдох, затем полный выдох;

 

• выполнять круговые вращения глазами  сначала по часовой стрелке, затем  — против. Делать то же, закрыв глаза. Темп вращения переменный, от медленного до максимально быстрого;

 

• закрыть глаза ладонями так, чтобы  через ладони не проникал свет. Посидеть так немного, давая глазам расслабиться.

 

 

 

ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ  ДЛЯ ГЛАЗ

 

Чтобы проделать это, выставьте  руку вперед, поднимите большой палец  на уровне переносицы в переднем зрительном поле, примерно на расстоянии локтя  и начните движение по форме «Восьмерки». Движения должны быть медленными и  осознанными для достижения максимальной мышечной концентрации. Держите голову прямо и расслабленно. Следите  при этом за движением большого пальца только глазами. Большой палец начинает движение от центра зрительного поля и идет вверх по краю поля видения, далее следует против часовой  стрелки вниз и возвращается в  центр. Затем аналогично по часовой  стрелке — вправо и вверх, и  обратно в центр.

 

Движение необходимо повторить  как минимум по три раза каждой рукой, плавными и непрерывными движениями. После этого сцепите руки в  замок: болыиие пальцы направлены вверх  и образовывают перекрестие («Х»), Сосредоточившись на центре перекрестия, проделайте «Ленивую Восьмерку», теперь уже двумя сцепленными  руками.

 

Упражнение эффективно усиливает  наружные глазные мышцы. Люди, которые  носят очки, могут, если хотят, снять  их, чтобы поле зрения не было ограничено оправой. При правильном выполнении упражнения вы должны чувствовать максимальное движение мышц обоих глаз. Если у  вас мышцы глаз слабые, то вы должны испыппь ощущения, словно после гимнастики для глаз.

 

«Ленивые восьмерка - важное коррекционное  упражнение. Оно снимает усталость  глаз, напряжение в мышцах шеи и  боль в спине.

 

 

 Гимнастика  для усталых глаз

1. Глубоко вдохните, зажмурив глаза  как можно сильнее. Напрягите  мышцы шеи, лица, головы. Задержите  дыхание на 2-3 секунды, потом быстро  выдохните, широко раскрыв на  выдохе глаза. Повторить 5 раз.

2. Закройте глаза, помассируйте  надбровные дуги и нижние части  глазниц круговыми движениями - от  носа к вискам.

3. Закройте глаза, расслабьте  брови. Повращайте глазными яблоками  слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.

4. Поставьте большой палец руки  на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите  двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз  на 3-5 секунд, затем снова смотрите  двумя глазами, закройте другой  глаз. Повторить 10 раз.

5. Положите кончики пальцев на  виски, слегка сжав их. 10 раз  быстро и легко моргните. Закройте  глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких  вдоха. Повторить 3 р 

  Гимнастика для глаз  в стихах

 

«Дождик»

Капля первая упала

И вторая прибежала  — кап!

Мы на небо посмотрели,

Капельки  кап-кап запели,

Намочились  лица. Мы их вытирали.

Туфли —  посмотрите — Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем. И все капельки стряхнем.

От дождя  убежим, Под кусточком посидим.

 

«Зарядка»

А сейчас все  по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в  стороны

Согнули,

Вверх подняли,

Помахали,

Спрятали  за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое  еще.

Дружно присели

Пяточки задели,

На носочки  поднялись,

Опустили  руки вниз.

«Самолет»

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

Правое крыло  отвел,

Посмотрел.

Левое крыло  отвел,

Поглядел.

Я мотор завожу. И внимательно гляжу.

Поднимаюсь  ввысь, лечу. Возвращаться не хочу.

 

“Зайка”.

Зайка вправо поскакал

Зайка влево  поскакал

Зайка –  вправо, зайка влево

Ах, какой  зайчонок смелый

Зайка скачет вверх и вниз

Ты на зайку  оглянись

Зайчик спрятался  от нас

Открывать не надо глаз.

Прогулка  в зимнем лесу 
Мы пришли в зимний лес. 
Сколько здесь вокруг чудес! 
Справа — березка в шубке 
Стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки  в небе кружатся,

На землю  красиво ложатся.

Вот и зайка  проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый  волк рыщет,

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся  сейчас,

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь  в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири. Как красивы они!

В лесу красота  и покой, А нам пора уже домой.

 

Световые  ванны

На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте голову то в одну, то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу. "Здравствуй!" - солнышку скажу».

Моргание

Закройте  глаза, подумайте о чем-нибудь приятном. Откройте глаза, поморгайте ими - «бабочка крыльями машет».

 

Цветы» (для младшей группы)

(Дети присели,  имитируя нераскрывшиеся бутоны  цветов.) Педагог говорит: «Раз-л.ва-три,  выросли цветы!!! » (Дети медленно  приподнимаются, поднимают руки  вверх и раскрывают ладони  с растопыренными пальцами, имитируя  цветы.)

К солнцу потянулись

Высоко:

Стало им приятно  и тепло!

Ветерок пролетал,

Стебелечки  качал.

Влево качнулись,

Низко пригнулись.

Вправо качнулись,

Низко пригнулись.

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они  цветут, растут,

Детям радость  несут!

 

 

 

 

Заяц

Вверх морковку подними,

На нее  ты посмотри. Смотрят вверх

. Вниз морковку  опусти. Смотрят вниз.

Только глазками смотри: Вверх-вниз, вправо-влево.

Глазами смотрят  вверх-вниз, вправо-влево.

Ай да, заинька, умелый! Глазками моргает.

Моргают глазками. Глазки закрывает.

Глазки закрывают.

Зайчики морковки взяли, С ними весело плясали.

 

Ветер

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают  веками.

Закачалось  деревцо.

Не поворачивая  головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно  приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все  выше, выше.

Встают и  глаза поднимают вверх.

 

Лучик солнца

Лучик, лучик  озорной,

Поиграй-ка ты со мной. Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза  мне покажись. Делают  круговые  движения глазами.

Взгляд я  влево отведу, Лучик солнца я найду. Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. Отводят взгляд вправо

 

Теремок

Терем-терем-теремок!

Движение  глазами вправо-влево

Он не низок, не высок,

Движения  глазами вверх-вниз

Наверху петух  сидит, Кукареку он кричит.

Моргают глазами.

 

 

 

 

«Жук»

 

Дети садятся  на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.

 

К журавлю  жук подлетел,

Зажужжал  и запел «Ж-ж-ж...»

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево  полетел,

Каждый влево  посмотрел.

Жук на нос  хочет сесть,

Не дадим  ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал  и закружился. «Ж-ж-ж...»

Жук, вот  правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот  левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

 

Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую  руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская  руки.

 

Жук наверх полетел

И на потолок  присел.

На носочки  мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно—

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь  он смог.

«Ж-ж-ж...»

Раз - налево,

два — направо,

Три — наверх,

четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше  видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя  мышцу глаз.

Видеть скоро  будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле  своих глаз.

Сил дадим  им много-много,

Чтоб усилить  в тыщу раз! 

С детьми, имеющими расходящееся косоглазие, используется упражнение на усиление аккомодации (взор вниз и  в близь).

Зрительная гимнастика в стихах

 

Раз – налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше  видеть мир.

 

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя  мышцу глаз.

Видеть скоро  будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

 

А теперь нажмем немного

Точки возле  своих глаз.

Сил дадим  им много-много,


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Веселая неделька, корригирующая гимнастика в стихах.

В понедельник, как проснутся

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(Посмотреть вверх,  вниз влево; голова остается  неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение.)

Во вторник часики-глаза

Отводят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

(Посмотреть вправо, влево;  голова остается неподвижной,  упражнение снимает глазное напряжение.)

В среду в жмурки мы играем.

Плотно глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Время глазки открывать.

Жмуримся и открываем -

Так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза,  досчитать до пяти и широко  открыть глаза; упражнение снимает  глазное напряжение.)

А в четверг мы смотрим  вдаль,

На это времени  не жаль.

Что вблизи и что вдали -

Глазки рассмотреть  должны.

(Смотреть прямо перед собой,  поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку; упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию.)

В пятницу мы не зевали,

Глаза по кругу побежали.

Остановка! Им опять

В другую сторону бежать. 

(Смотреть вверх, вправо, вниз, влево и вверх и в об - " ратном порядке: влево, вниз, вправо и снова вверх;упражнение совершенствует сложные движения глаз.)

Хоть в субботу  выходной,

Информация о работе Полисенсорное воспитание детей с функциональным слабовидением