Полисенсорное воспитание детей с функциональным слабовидением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:46, контрольная работа

Краткое описание

Зрение это самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течение всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90% информации об окружающем мире. Хрупкость и ранимость зрения особенно заметны в детском возрасте – юный организм еще не достаточно укреплен, а значит, подвержен различным вредным влияниям. Факторов ведущих к значительному снижению или даже потере зрения великое множество. Это и инфекции, и травмы, и чрезмерные нагрузки.

Содержание

Введение……………………………3
1.Психолого-педагогические особенности детей с нарушением зрения...........5
1.1 Характеристика зрительных нарушений у детей…….5
1.2.Причины нарушения зрения………..10
2.Система работы детского сада с детьми с нарушением зрения…13
2.1.Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения в детском саду…..13
2.3.Основные направления работы тифлопедагога…..17
Заключение…………………………20
Список литературы………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 1.93 Мб (Скачать файл)

-навыки тонкой  моторики позволяют ребенку обслуживать  себя;

-позволяют  ребенку на равных со зрячими  участвовать в играх;

-способствуют  повышению самооценки ребенка,  т.к. дают возможность приобрести  социальный опыт.

         Развитие ребенка дошкольного  возраста независимо от состояния  его здоровья происходит в различных видах деятельности, прежде всего в игровой. Как и здоровые дети, дети с нарушением зрения должны заниматься физической культурой, но адаптивной. Занятия адаптивной физической культурой проводятся в форме групповых. Они должны быть коррекционно-развивающими, поэтому требуют особой подготовки, в том числе средств сопровождения детей с нарушением зрения.

В зависимости  от целей, задач, программного содержания занятия имеют следующую направленность:

  • Образовательную (формирование специальных знаний, обучение разнообразным двигательным умениям);
  • Коррекционно-развивающую (развитие и коррекция физических качеств, координационных способностей, движений, сенсорных систем и психических функции с помощью физических упражнений);
  • Оздоровительную (коррекция осанки, плоскостопия, профилактика соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепление сердечнососудистой и дыхательной систем);
  • Лечебную (лечение, восстановление и компенсация утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т.п.);
  • Спортивную (совершенствование физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта);
  • Рекреационную (организация досуга, отдыха, игровой деятельности)  

 

 В системе  общих занятий адаптивной физической  культурой в детском саду особое место занимают подвижные и спортивные игры, связанные с двигательной деятельностью, проявляющейся в форме творческого соревнования.

       Подвижные игры вырабатывают  и прививают также навыки, необходимые в трудовой деятельности и повседневной жизни. Они развивают и укрепляют такие качества, как воля, настойчивость, активность, инициатива, чувство и спортивных играх способствует овладению пространством, приобретению свободы и легкости в движениях и уверенности в себе, развивают координацию, быстроту, силу, смелость, слух, осязание.

     Для, слепых с остаточным зрением  и слабовидящих детей используются  игры, которые не противоречат  показаниям врачей-офтальмологов (приложения)

     Желательно использовать подвижные  игры разных народов. Народные игры, как известно, являются достоянием многих поколений, в них представлены образ жизни разных народов, национальные традиции и обычаи, понятия о чести, патриотизме, мужестве

      Чтобы у ребенка с нарушением  зрения развивались познавательная  деятельность, речь, представления  об окружающем мире и умение  общаться, необходимо играть с ним в сюжетные игры, в которых отражаются события из жизни семьи. Эти игры помогут ребенку закрепить знания только в том случае, если кто-то из взрослых станет активным их участником.

Такие совместные игры очень полезны не только для  развития ребенка, но и для налаживания  эмоционально положительного контакта со взрослым.    

    Одной  из важных потребностей развития  дошкольников со зрительными  нарушениями является получение  как можно большего количества  информации из окружающего мира  при помощи всех его сохранных  органов чувств. Именно через  остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает  себе фундамент дальнейшего развития - физического и умственного.

Для ребенка  с нарушением зрения игра приобретает  особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Основные направления работы  тифлопедагога:

 

1. Тифлопедагогическое  обследование детей.

 

2. Про ведение  специальных коррекционных занятий с детьми.

 

З. Участие  в методической работе дошкольного  учреждения.

 

4. Работа  с родителями детей, посещающих  дошкольное учреждение.

 

Рассмотрим  каждое из названных направлений.

 

Тифлопедaгогическое обследование детей:

      Знакомство тифлопедагога с ребенком  начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами  ПМПК, направившей ребенка в данное  учреждение, общей медицинской и  офтальмологической карт).

Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом  развитии ребенка, о ero соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии.

Это позволяет  ему составить предварительное  представление о ребенке, подготовиться  к общению с ним и его  родителями.

      При проведении обследования  тифлопедагог имеет возможность  увидеть трудности, мешающие ребенку  в овладении познавательной деятельностью,  проанализировать их причины;  выявить особенности поведения  ребенка, его отношение к предлагаемым  заданиям, его работоспособность.  Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.

     Обследование проводится тифлопедагогом  в начале, середине и конце  учебного года. Он пользуется методиками, разработанными для изучения дошкольников с патологией зрения. По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей.

 

Данные обследования и характеристики фиксируются в  индивидуальных

Тифлопедагогических картах.

В конце учебного года тифлопедагог анализирует и  обобщает данные всех проведенных обследований. Так он получает возможность проследить динамику развития каждого ребенка в процессе коррекционного обучения.

 

Проведение  специальных  коррекционных занятий

         На основании полученных о  детях данных, тифлопедагог комплектует  их в подгруппы для коррекционных  занятий с учетом возраста, диагноза  зрительного заболевания, остроты  зрения, имеющихся сопутствующих  заболеваний, уровня познавательной  деятельности и выявленных вторичных  отклонений в развитии.

        Подгрупповые занятия тифлопедагог  проводит ежедневно, планируя  их по коррекционным программам, Длительность каждого подгруппового  занятия составляет 15 мин - в младшей  и средней группах. 25 мин - в  старшей и 30 мин - в подготовительной  группе.

Тифлопедагог  также ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным  им индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет тифлопедагогом зоны ближайшего развития ребенка.

    Тифлопедагог  проводит индивидуальные коррекционные  занятия один-два раза в неделю (дополнительно к подгрупповым).

Длительность  каждого индивидуального занятия  от 10 (в младшей и средней) до 20 мин (в старшей и подготовительных группах.

   Индивидуальную  коррекционную работу тифлопедагог  осуществляет не только в специально  созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательные. 

 

      Тифлопедагог на своих занятиях  в рамках общеразвивающего обучения  решает следующие коррекционные  задачи:

§ Формирование у детей представлений о своих  зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

§ Формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных  анализаторов;

§ Обучение использованию получаемой полисенсорной  информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной  деятельности,  в пространственной ориентировке.

     Тифлопедагог включает в занятия  игры и упражнения, повышающие  осязательную чувствительность  пальцев рук,  развивающие точность  и координированность движений  рук. Например, детям предлагается  разложить разные по форме  и величине камушки, детали  конструктора, элементы различных  мозаик; разные по форме и материалу,  из которого сделаны, мелкие  игрушки и т.д.

     Большое значение придается активному  включению речи детей в процесс  осязательного обследования.

Их учат рассказывать о своих осязательных ощущениях, о тех признаках игрушек или  предметов, которые они смогли выделить с помощью осязания; сравнивать их между собой, сопоставлять со зрительными.

    Развитие  у дошкольников со зрительной  патологией, осязания и мелкой  моторикой расширяет их познавательные  возможности, способствует развитию  мыслительной деятельности и  речи, обогащает их представления  об окружающем мире, позволяет  лучше ориентироваться в нем.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формируют умение рационально  пользоваться нарушенным зрением; получать с его помощью информацию об окружающем; зрительное восприятие сопровождать восприятиями других модальностей; развивают мыслительную деятельность и познавательную активность.

Это позволяет  детям получать адекватные представления  об окружающем их мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения.

Однако  основными новыми средствами познания становятся слух и осязание. Дети должны заново обучаться процессам самообслуживания, ориентировки в пространстве, новым  способам овладения знаниями. Для  предупреждения появления возможных  отклонений в развитии большое значение имеет правильно и своевременно (сразу же после утраты ребенком зрения) организованная система коррекционно-педагогических воздействий. Для дошкольников имеются  специальные детские сады;

Слабовидящие  дети - дети, страдающие значительным снижением  остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше  видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического  зрения. Зрительное восприятие при  слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что  значительно обедняет чувственный  опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира. Обучение и  воспитание слабовидящих детей осуществляется в специальных дошкольных учреждениях  и школах для детей с нарушениями  зрения.

Педагогический  процесс строится с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. При  этом необходимо соблюдение специальных  педагогических и гигиенических  требований: рациональное распределение  учебных занятий, обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих  и тифлотехнических средств, организация  специальных занятий по коррекции  отклонений в психологическом развитии.

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Архипенко Г. Развитие речи младших дошкольников с нарушением зрения// Дошкольное воспитание. 2005. №5

 

  1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 2000.

 

  1. Иванникова И. Играем в русские народные игры с детьми с нарушением зрения// Дошкольное воспитание. 2005. №4

 

  1. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения.  М.,1998.

 

  1. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999

 

  1. Подколзина Е. Ребенок с нарушением зрения// Здоровье дошкольника. 2008. №1,3,5

 

  1. Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения // Дефектология. 2002. №6  

 

  1. Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения// Дефектология. 2003. №3 

 

  1. Скрипец П., Кудрина Т. Как видит ребенок?//  Здоровье дошкольника. 2008, № 5

 

  1. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста.  М., 1998.

 

  1. Солодянкина С. Шмелева Л. Веселая неделька. Корригирующая гимнастика  для глаз // Здоровье дошкольника. 2009. №

     12/ Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения// Дефектология. 2001. №2  

 

 

 

Приложения.

 

Массаж глаз

Бег глазами. Можно на кончик указки прикрепить искусственную бабочку (или кузнечика) и отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнения выполняются стоя.

Информация о работе Полисенсорное воспитание детей с функциональным слабовидением