Поручение и дежурства как формы организации труда детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:45, контрольная работа

Краткое описание

В сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей поручения имеют ряд особенностей: они всегда идут от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за точностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
Поручения многообразны по сложности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), по времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).

Содержание

1.Поручение как форма организации труда детей. Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство поручениями.

2.Дежурства как форма организации труда детей.
Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство трудом дежурных.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 103.16 Кб (Скачать файл)

 

Чистая водичка

Моет Вове личико,

Танечке - ладоши,

А пальчики - Антоше.

 

Декламируя песенку, воспитатель  моет кукле Антоше руки, вытирает и  предлагает малышам вытереть руки полотенцем так, как он показывает.

Обучая детей снимать  одежду, воспитатель раздевает куклу  Машу, которая гуляла вместе с ними. Сопровождает свои действия словами: "Вот  кукла Маша сняла шапку и положила ее в шкаф на верхнюю полку. Посмотри, Маша, сейчас все ребята снимут шапки  и положат их в свои шкафы на верхние полки". И т.д. В процессе обучения необходимы благожелательное, в эмоциональной форме поощрение  детей, своевременная помощь, поддержка. Это стимулирует активность малыша, вызывает у него радость, удовлетворение.

С 2 до 3 лет дети учатся с  помощью взрослых снимать одежду и обувь (расстегивают спереди пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться  в определенной последовательности, аккуратно складывать вещи.

В этой возрастной группе рекомендуется  привлекать малышей к выполнению простейших поручений индивидуального  характера (принести игрушку, положить на место мяч и др.). Если ребенок  отказывается выполнить поручение, настаивать не следует. Лучше использовать игровой прием. Например, воспитатель  может сказать: "Какая у Вовы большая автомашина! На такой автомашине он сейчас быстро перевезет все кубики, которые лежат на полу, и сложит их аккуратно на полку". Или: "Хорошая  хозяйка наша Оля, она сейчас подберет все тряпочки с пола, сложит и  спрячет в шкаф, и будут у  нее в доме чистота и порядок".

В хозяйственно-бытовом труде  ознакомление детей с новой трудовой операцией следует начинать с  совместной деятельности ребенка со взрослым. Вначале воспитатель обращается к малышу с просьбой, например, помочь стереть со стола. Затем рассказывает и показывает, что нужно делать, спокойно и доброжелательно побуждая ребенка работать вместе с ним. Например: "Танечка сегодня поможет мне  протирать столы влажными тряпочками. Вот какие у нас красивые тряпочки! Вот так нужно тряпочку сложить  и протирать ею стол: и середину, и все углы. Хорошо работала Танечка, как чисто она протерла свой стол, мне бы одной без нее было трудно, долго бы пришлось работать!" Такая  совместная деятельность особенно помогает в установлении контакта между ребенком и взрослым.

Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять  воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений, побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию ("Коля, давай поможем  Оле собрать кубики... Вот какие  мы дружные! Быстро все убрали!"). Педагог должен давать детям образцы  ласкового, приветливого обращения. Например, подняв с пола куклу, воспитатель  спрашивает ее: "Кто тебя потерял, кто твоя мама? Танечка твоя мама? Возьми, Танечка, доченьку, пожалей, положи в коляску".

Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует игровой прием эпизодического появления  игрушек и разговор педагога с  детьми от лица того или иного персонажа. Например, к малышам могут прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои, которые  хвалят их, поощряют ласковым словом или  в мягкой форме делают замечания ("Наш мишка Топтыжка заметил, что Саша плохо убирает игрушки"; "Женя, нельзя стучать игрушкой об игрушку, от этого они могут сломаться").

Педагог постоянно воспитывает  в детях бережное отношение ко всему живому, учит проявлять заботу об обитателях уголка природы. Особенно действенным является личный пример взрослого. Так, ухаживая за птичкой, воспитатель  приговаривает: "Хорошая, красивая птичка, ты такая маленькая, мы тебя все любим, сейчас нальем водички, дадим зерен, чтобы ты всегда пела нам свои песенки". И т.д.

Следует формировать у  детей предпосылки для совместной деятельности, побуждая малышей к  кратковременному взаимодействию друг с другом, учить трудиться дружно, не мешая друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику ("Посмотри, Андрюша, как трудно Верочке одной поднимать  кубики и класть их на полку! Пойди  скажи ей: давай будем работать вместе!" Или: "Ребята! А вы не знаете, почему улыбается наш зайка? Давайте  его спросим... Он мне на ушко сказал, что очень рад. Ему нравится, как  дружно трудятся Андрюша и Ирочка").

Усвоению детьми трудовых навыков способствуют и дидактические  игры типа "Уложим зайчика спать", "Оденем куклу Настю", "Угостим  кукол" и т.д.

Вторая  младшая группа

 

На 4-м году жизни у ребенка  повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразней и координированней становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания пока еще быстро отвлекаются и переходят  от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.

Ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать  самостоятельно. "Я сам!" - заявляет он, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей 4-го года жизни занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам  самообслуживания, важно не подавить стремления к самостоятельности, это  великое "завоевание" трехлетнего  ребенка, важнейший фактор в формировании его трудолюбия. Огромное терпение и педагогический такт требуются  от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и  способствовать ее развитию. Как и  в предыдущей группе, решающее значение имеют игровые приемы, поскольку  именно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой - более активно  воздействовать на малыша. Так, педагог  может внести в группу большую  куклу и сказать, что она приехала к малышам в гости на поезде и будет теперь жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т.д. Затем  они учат куклу навыкам самообслуживания, а та дает оценку их действиям.

Положительная оценка взрослого  даже небольших успехов ребенка  вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих  силах. Особенно это важно помнить  в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребенку  избалованному, имеющему склонность к  зазнайству, использовать поощрение  нужно осторожно.

Важно побуждать детей  к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброму  отношению друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.

Формированию у ребенка  потребности участвовать в посильном  для него труде способствует воспитанию у малыша интереса к трудовой деятельности взрослых. Давая малышам элементарные представления о труде няни, дворника, шофера, повара, медсестры, нужно обратить их внимание на добросовестное отношение  взрослых к работе (работают для  всех, старательно, аккуратно, быстро). В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемом взрослым (няня смочила  тряпку в воде, отжала, протерла полку, прополоскала тряпку, опять отжала и т.д.), рассмотреть с ними материалы  и оборудование, которые используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть  конечный результат труда (няня вымыла полку, и она стала чистой). Так  у ребенка складывается представление  о том, что в основе каждого  конкретного трудового процесса лежит удовлетворение той или  иной потребности людей. Формированию этих понятий служит и такой прием, как создание ситуаций, побуждающих  детей к деятельности. Например, узнав, что малыши хотят взять  с собой на прогулку куклу Настю, воспитатель обращает их внимание на то, что у Насти нет колготок, шапочки или шарфика а на улице  холодно. Подводит их к мысли, что  надо сшить недостающую одежду. В  присутствии воспитанников вечером  или на следующий день педагог  шьет для куклы нужные вещи, а  те внимательно наблюдают, ожидая результата труда (что будет, что получится). Наконец шапочка готова, дети тут  же надевают ее на куклу и берут  Настю с собой на прогулку. Оказывается, что на участке снегу намело так  много, что не пройти к веранде. Как  быть? Без дяди Васи, дворника, никак  не обойтись. Вот пришел дворник  со скребком и "с помощью детей" расчистил дорожку к веранде. Именно на основе таких конкретных впечатлений у ребенка начинают формироваться представления о  трудовой деятельности человека, воспитывается  положительное отношение к труду  взрослых, желание принимать в  нем посильное участие.

Хозяйственно-бытовой труд всегда направлен на заботу об окружающих. Вот почему так важно приобщить  к нему детей как можно раньше.

Хозяйственно-бытовой труд в данной группе так же, как и  в предыдущей, в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда несложно - это отдельные действия, которые  ребенок производит на первых порах  совместно со взрослым. Например, дети вместе с дворником убирают на участке листья, вместе с няней  протирают полки, стульчики. И пусть  их труд совсем незначителен (а порою  малыши только мешают взрослому в  работе), но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки  коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного  отношения к труду взрослых.

Необходимо, чтобы труд был  для детей посильным. Однако уже  в этом возрасте ребенок должен почувствовать, что всякий труд связан с преодолением определенных трудностей. Только прилагая какие-то усилия, малыш ощутит радость  от своего труда. Важно также, чтобы  этот труд завершался наглядным результатом. Тогда дети осознают его значимость, необходимость ("Хорошо, что Вова счистил снег со скамейки, мы теперь можем на ней посидеть"; "Ирочка протерла стол, на нем теперь можно  рисовать" и т.п.).

В течение дня воспитатель  должен найти для каждого ребенка  нужное и полезное дело. Можно дать одно и то же поручение нескольким детям одновременно, например, протереть  стулья (каждый ребенок протирает  свой стульчик). Это самая первая ступень коллективного труда - труд рядом.

Со второго полугодия  малышам начинают прививать умения и навыки дежурства по столовой. Готовят их к этому постепенно, начиная с предыдущей группы. Путем  поручений у ребенка исподволь  воспитывают умение выполнять несколько  трудовых действий, связанных с накрыванием  на стол. Например, сначала его учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. После  того как малыш освоит эти действия, его учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах привития навыков  дежурства используются такие приемы, как накрывание столов вместе с ребенком, в дальнейшем - с незначительной помощью воспитателя, а также  дидактические игры "Накроем стол для кукол", "День рождения мишки" и др. Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Оценивать следует  работу каждого дежурного.

Учитывая возраст детей, в оценке лучше использовать игровой  прием. Например, зайчик говорит: "Не нравится мне, как дежурили сегодня  Саша, Оля и Вова - они работали медленно, отнимали друг у друга  ложки, некрасиво накрыли на стол. Не сяду за их столы, а посижу за столами, которые накрыли Света и Таня".

Надо воспитывать у  детей умение замечать непорядок  в окружающей обстановке. Групповая  комната всегда должна быть чистой, аккуратно прибранной. Разговаривать  с малышами следует доброжелательным тоном. Видя, что дети разбросали игрушки, педагог может обратиться к ним  со словами: 

 

Ну, теперь за дело дружно -

Убирать игрушки  нужно!

 

Труд в природе. Воспитывая у детей любовь к труду, педагог  старается вызвать у них желание  работать в уголке природы и на участке.

Осенью организуются наблюдения за сбором старшими детьми урожая овощей на огороде, выполнение малышами некоторых  поручений (например, с помощью воспитателя  собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные грузовики и отвезти в указанное  место). Если педагог сам по-настоящему увлечен работой, у детей появляется желание помочь ему.

С наступлением весны следует  провести наблюдения за обрезкой деревьев и кустарников, посадкой на участке  цветов, перекапыванием огорода. Это  помогает заинтересовать малышей трудом в природе, вызвать у них желание  самим что-то посадить или посеять. На групповом участке (или вблизи его на ровном солнечном месте) в  присутствии детей нужно разбить  огород (2-3 грядки). Малыши наблюдают, как  воспитатель перекапывает большой  лопатой землю, делает ровные грядки и дорожки. Можно предложить им стать  друг за другом и, медленно двигаясь вдоль  грядки, утоптать дорожку. "Вот какая  получилась ровная дорожка. По ней мы будем ходить, а на грядках будем  выращивать овощи. По грядкам ходить нельзя", - объясняет воспитатель. С его помощью дети сажают на грядках  лук, высевают крупные семена овощей (бобы, горох, фасоль). По всей длине  грядки (по центру) следует положить белый шнур. Дети встают по обе стороны. Каждый ребенок раскладывает (до шнура) семена (по одному) в заранее подготовленные воспитателем бороздки. Засыпает бороздки и выполняет полив педагог. "Вот  теперь наши семена будут расти в  тепле, мы их будем поливать водой  и вырастут вот такие вкусные  бобы", - говорит воспитатель и  показывает картинку. Ставит ее на грядку. На одной из грядок воспитатель может  посеять в присутствии детей  семена редиса или репы.

Детей привлекают также к  посеву крупных семян цветочных  растений (фасоль декоративная, бобы садовые, эхиноцистис ("ежовый огурец").

Всю работу по уходу за растениями надо проводить в присутствии  малышей, привлекая их к посильному участию.

Прополку, рыхление, подкормку  педагог выполняет один, показывая  и рассказывая детям, что он делает.

Летом продолжаются наблюдения за трудом старших детей по уходу  за растениями огорода и цветника (поливом, прополкой и рыхлением  грядок, клумб, сбором урожая овощей и  фруктов). Можно организовать сбор выращенных овощей, рассмотреть их, вспомнить, как сажали луковицы, сеяли семена гороха и бобов. Собранный урожай на игрушечных машинах, тележках дети отвозят на кухню.

Информация о работе Поручение и дежурства как формы организации труда детей