Поручение и дежурства как формы организации труда детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:45, контрольная работа

Краткое описание

В сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей поручения имеют ряд особенностей: они всегда идут от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за точностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
Поручения многообразны по сложности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), по времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).

Содержание

1.Поручение как форма организации труда детей. Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство поручениями.

2.Дежурства как форма организации труда детей.
Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство трудом дежурных.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 103.16 Кб (Скачать файл)

Например, готовя группу к  занятиям по рисованию, дежурные аккуратно  разложат на столах по числу детей  все необходимое, нальют воду в баночки, заранее расставив их на столы.

Говоря об общественной значимости труда дошкольников, следует понимать условность в использовании этого  понятия, учитывая небольшие возможности  детей. Естественно, результат их деятельности не может быть адекватен результату труда взрослых. Тем не менее, у  дошкольников необходимо формировать  мотивы общественной пользы.

К концу пятого года жизни  у детей должен быть сформирован  устойчивый интерес к деятельности, умение самостоятельно и тщательно  справляться с разнообразными поручениями. В элементарной форме они должны осознавать значение хозяйственно-бытового труда как важной, нужной деятельности, благодаря которой в комнате, на участке постоянно поддерживается порядок, чистота, которая позволяет  позаботиться о сверстниках, помочь взрослым. У детей будет сформирована привычка к трудовому усилию, умение преодолевать некоторые трудности, сложится первый опыт работы совместно  со сверстниками.

Дети старшего дошкольного  возраста уже владеют большим  числом умений в хозяйственно-бытовом  труде. Однако в начале учебного года прежде всего необходимо выяснить, проявляют ли они достаточную  аккуратность, умение организовать порученное дело (приготовить все необходимое, завернуть рукава, надеть фартук, расположить  оборудование рационально и удобно), прежде чем начнут работу. В процессе деятельности дети должны проявлять  бережное отношение к предметам  труда, приводить в порядок использованные инструменты, оставаться опрятными, быть настойчивыми при достижении результата. Как показывают наблюдения, далеко не все дети старшей группы в процессе выполнения знакомых поручений действуют  достаточно самостоятельно и инициативно. Чаще всего это является результатом  неравномерного включения детей  в выполнение поручений в средней  группе. Поэтому, прежде всего надо проверить, насколько систематически каждый из детей участвует в труде. Можно с этой целью регулярно  отмечать, кто из детей выполнял поручения и какие (можно использовать для этой цели бланк табеля посещаемости). Воспитатель может вести такой  учет (для себя) в течение определенного  времени (например, две недели). Дети не должны быть свидетелями записей, потому что иначе это приведет к ненужной конкуренции между  ними, спорам.

Поручения в старшей группе усложняются. Предложение выполнить  то или иное поручение дается в  общей форме, без детальных объяснений, например: - Вова, вынеси, пожалуйста, игрушки  на участок. Или:

Катя, приведи в порядок  полочку, на которой лежат предметы, необходимые для ухода за уголком  природы.

В таких поручениях содержится наряду с определенными трудовыми  действиями задача планирования и организации  их: определить, какое потребуется  оборудование, отобрать и расположить  его так, чтобы было удобно работать, наметить последовательность действий, контролировать их в процессе выполнения поручения, с тем, чтобы получить качественный результат.

Нередко в практике недооценивается  именно эта сторона деятельности: воспитатель больше ориентирует  детей только на достижение результата. Это неправильно, так как у  детей при овладении навыками не формируется культура деятельности, способность организовывать и контролировать ее.

В старших группах возможны поручения, которые как раз нацелены на закрепление навыков планирования, организации.

Когда ребенок посмотрит  и скажет, что, по его мнению, необходимо сделать, вместе с ним можно обсудить, сколько детей надо включить в  работу, чтобы справиться с ней, какой  потребуется инвентарь. Это позволяет  формировать инициативу, ответственное  отношение к делу.

Индивидуальные поручения  позволяют дифференцировать методы руководства, учитывая особенности  детей. Так, дети неуравновешенные, с  неустойчивым вниманием нуждаются  в постоянном контроле в процессе деятельности. Следует учитывать  и то, что у некоторых детей  на предыдущем этапе могут быть закреплены отрицательные привычки, и они  часто отвлекаются от работы, не доводят ее до конца, неаккуратны. Прямое замечание или высказанное воспитателем неудовлетворение качеством работы может вызвать у ребенка негативное отношение, нежелание продолжать работу, обиду.

Учитывая это, воспитатель  должен предупредить нежелательные  поступки. Например, увидев, что ребенок  крайне небрежно несет посуду, надо напомнить ему, что посуду на стол ставят, осторожно, иначе можно ее разбить. Это напоминает ребенку, что  не только ставить посуду надо аккуратно, но и бережно ее нести.

Очень важен характер общения  с детьми, тон обращений, содержание замечаний, манеры воспитателя, его  мимика. Обращение, мягкое по форме, деловое  по содержанию, приводит к желаемому  результату: ребенку становится понятной претензия и воспитателя, пути исправления  недостатков; участие и расположение взрослого к нему.

При организации работы на участке, например, если надо привезти свежий песок на площадку для малышей, воспитатель поручит эту работу мальчикам, поможет распределить обязанности: один - двое будут лопатами насыпать песок на тележки, двое-трое перевозить его. Двоим детям будет поручено разровнять его на площадке. Воспитатель  обязательно напомнит мальчикам, что  работа требует физических усилий и  что они достаточно сильные, чтобы  хорошо справиться с ней. По окончании  работы тележки, лопаты, грабли должны быть тщательно очищены от песка  и убраны.

Планируя организацию  поручений, педагог должен исходить из жизненной необходимости. Например, заметив, что в кукольном уголке необходима уборка, он планирует ее проведение, учитывая, сколько детей  надо включить в труд, рассчитанный на 25-30 минут. Зная, что няня будет  менять, постельное белье организует детей в помощь ей: поручает принести чистое белье разложить его по кроватям, надеть наволочки. Если необходимо просит протереть кровати.

Ни в коем случае нельзя предлагать детям труд, не имеющий  достаточной значимости. Не рекомендуется  также подменять дежурных, т.е. поручать выполнить другим их обязанности.

При планировании коллективных трудовых поручений приходится решать вопрос о том, кого включать для их выполнения. Объединяя детей, воспитатель  обязательно должен учитывать их осо6ениости, с тем, чтобы процесс  труда способствовал формированию положительных взаимоотношений.

Систематическое объединение  детей в труде оказывает большое  влияние на формирование начал коллективизма. Возникает небольшой коллектив, в котором все члены выступают  как носители моральных норм, которые  предъявляются каждому участнику  общей деятельности. Оценивая выполненное  поручение с точки зрения его  необходимости для коллектива, воспитатель  формирует у каждого ребенка  понимание того, что его дело является частью общего.

Хозяйственно-бытовой труд - труд в основном будничный, постоянный. И здесь встают две задачи: с  одной стороны, следует постепенно внушать детям, Что если даже дело не очень интерес но, его следует  выполнять, так как оно имеет  большое значение для поддержания  постоянного порядка в групповой  комнате, раздевальной, на участке. С  другой стороны, надо использовать приемы, вызывающие эмоциональный подъем. Так, веселая знакомая песенка о труде  или бодрый марш, сопровождающий деятельность детей, повышает настроение. Шутка педагога, его умелая помощь, положительная  оценка, а также предвидение будущего результата и радость по поводу его  достижения -  все это отражается на детях. Они с удовольствием выполняют задания, подражают тону и действиям своего наставника. Подведение итогов работы также должно сопровождаться эмоционально яркой оценкой.

В старших группах дети по-прежнему выполняют обязанности  дежурных. Во второй половине учебного года в старшей группе появляется возможность изменить организацию  дежурств. Так как дети овладели в достаточной степени навыками всего содержания труда, связанного с накрыванием на стол, с подготовкой  к занятиям, можно уменьшить число  дежурных: если ранее за каждым столом был дежурный, то теперь двое вполне справятся со всей работой.

Дети - дежурные должны вместе решать кто, что будет делать, определять последовательность всей работы, а  также нести ответственность  перед воспитателем, группой за общий  результат работы.

В подготовительной к школе  группе организация труда дежурных может еще больше усложняться. Если воспитатель объединит всех дежурных (и по столовой, и по подготовке к  занятиям, и по уголку природы) в  одно звено, то тем самым он поставит детей перед необходимостью самим  договариваться об очередности и  содержании работы. Если кто-то из дежурных не пришел в детский сад, его надо заменить. Это также решают сами дети.

В подготовительной группе не столько увеличивается объем  работы детей, сколько растут требования к самостоятельности, организованности, деловитости самоконтролю. Увеличивая требования к детям, воспитатель  разъясняет в то же время, как следует  понимать свою ответственность перед  коллективом.

Систематическое объединение  детей в труде оказывает большое  влияние на формирование начала коллективизма. Возникает небольшой коллектив, в котором все члены выступают  как носители моральных качеств, которые предъявляются каждому  участнику общей деятельности. Оценивая выполненное поручение с точки  зрения его необходимости для  коллектива, воспитатель формирует  у каждого ребенка понимание  того, что его дело является частью общего.

 

Литература

 

1.   Буре Р.С. Учите детей трудиться. - М.: Просвещение, 1983.

2.   Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. - М., 1971.

3.   Воспитание дошкольников в труде. / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М., 1980.

4.   Леви-Щерина Ф.С., Менджерицкая Д.В. Воспитание и обучение детей трех-семи лет. - М., 1975.

5.   Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред.В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. - М., 1978.

6.   Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.В. Васильевой. - М., 2005.

7.   Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду. - М., 2005.

8.   Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. - М., 1986.

9.   Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников в семье. - М., 1991.


Информация о работе Поручение и дежурства как формы организации труда детей