Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:45, контрольная работа
В сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей поручения имеют ряд особенностей: они всегда идут от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за точностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
Поручения многообразны по сложности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), по времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).
1.Поручение как форма организации труда детей. Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство поручениями.
2.Дежурства как форма организации труда детей.
Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство трудом дежурных.
Дежурства детей должны носить
более самостоятельный
К занятиям дежурные по указанию
воспитателя готовят и
В старшей группе вводятся дежурства по уголку природы.
Дети дежурят по 2 человека. Каждый день для дежурных следует менять вид труда.
Можно организовать дежурство по рядам. Один ряд будет дежурить по столовой, другой - по подготовке материалов к занятиям, третий - в уголке природы. Когда сидящие за последними столами отдежурят, вид труда для каждого ряда меняется.
Большое значение имеет оценка
труда детей. При подведении итогов
педагогу нужно быть всегда объективным,
учитывать индивидуальные возможности
и особенности каждого
Необходимо учить дошкольников
в процессе труда общаться спокойно,
дружелюбно, вежливо не только при
взрослых, но и в их отсутствие. Дети
должны уметь контролировать свое поведение,
оценивать поступки, делать замечания
друг другу, доброжелательно и правильно
на них реагировать. Воспитатель
постоянно напоминает, как нужно
себя вести, объясняет, выносит порицания.
Но следует помнить, что нравоучительными
беседами на этические темы злоупотреблять
не следует, так как это вызывает
у детей негативное отношение
к воспитателю. Лучше использовать
положительные примеры
Важно помнить, что ребенок - это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать и его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, когда выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У детей складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к их труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах детей.
Труд в природе. В процессе ухода за растениями и животными ребенок узнает, что их рост и развитие зависят не только от наличия объективных условий - солнечного света, тепла, влаги, почвы (для растений), но и ухода, овладевает определенными навыками и умениями.
В этой группе нужно продолжать работу по ознакомлению детей с трудом взрослых по охране природы, выращиванию продовольственных культур и уходу за животными.
Осенью можно провести наблюдения за тем, как люди ухаживают за деревьями и кустарниками: очищают стволы от отмершей коры, заделывают дупла, белят деревья известью, окучивают землей молодые плодовые деревья, обвязывают их хвоей для того, чтобы защитить от грызунов.
Осень - благоприятное время для того, чтобы познакомить детей с трудом взрослых по подготовке к зиме. Дети видят автомашины, нагруженные овощами и фруктами. Можно организовать наблюдения за заготовкой овощей и фруктов (сушка фруктов, засолка огурцов, помидоров, квашение капусты). В ходе наблюдений дошкольников следует привлекать к оказанию посильной помощи взрослым.
Зимой нужно показать и рассказать детям, как ухаживают люди за домашними животными, организовать подкормку птиц. После метели, сильного снегопада воспитатель вместе с детьми расчищает дорожки, ведущие к кормушкам, сметает снег с площадок для подкормки птиц.
Большой интерес у дошкольников вызывают наблюдения за весенней обрезкой деревьев и кустарников. Воспитатель поясняет, что такая обрезка не вредит деревьям, а способствует лучшему их росту, формированию кроны.
Если это возможно, детей знакомят с трудом полеводов по выращиванию и уборке пшеницы, ржи, гречихи и других ценных культур. Важно подчеркнуть, как дружно трудятся люди.
С весны детей необходимо
вовлекать в активную трудовую деятельность
на их огороде (разбивается на групповом
участке или вблизи него). Можно
выделить старшей группе 3-6 грядок на
коллективном детском огороде. Надо
заранее подготовить с детьми
все оборудование, необходимое для
работы, семена. Педагог привлекает
воспитанников к вторичной
Под руководством воспитателя
дети высевают семена цветов на узких
прямоугольных клумбах-
Летом детей знакомят с
такими видами ухода за растениями,
как полив, рыхление междурядий, прополка
культурных растений от сорняков. Педагог
учит воспитанников правильно
Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка, проводятся воспитателем в присутствии детей. Показ он сопровождает объяснениями.
Работая на огороде и в цветнике весной и летом, дошкольники получают представление о выращивании растений из семян, одновременно закрепляются их знания о том, что для роста и развития растений необходимы солнечный свет, тепло, влага, хорошая питательная земля и уход.
Труд в уголке природы.
В начале учебного года дети выполняют
ежедневные поручения по уходу за
растениями и животными уголка природы.
Дежурства по уголку природы вводятся
в конце сентября - начале октября.
Предварительно следует провести беседу
о комнатных растениях, животных,
которые там находятся, о приемах
ухода за ними, об условиях, необходимых
для их роста и развития; рассказать
о повседневных обязанностях дежурных.
Воспитатель показывает, как надо
кормить животных, какое количество
требуется для каждого
Нужно учить дошкольников
в процессе дежурств наблюдать за
растениями и животными, замечать, какие
изменения происходят с ними от сезона
к сезону. Дети узнают, что в зимнее
время растения отдыхают, их надо поливать
реже, а с наступлением весны и
летом многим требуется не только
частый полив, но и опрыскивание. Ежедневно
педагог вместе с воспитанниками
осматривает комнатные
В подготовительной к школе
группе у детей расширяют
По-прежнему большое место в деятельности детей занимает труд по самообслуживанию, и внимание к нему воспитателя не должно ослабевать. Многие навыки у дошкольников уже сформированы. Однако педагог должен постоянно осуществлять контроль за деятельностью воспитанников по самообслуживанию, напоминать о необходимости следить за чистотой обуви, одежды, поддерживать чистоту личных вещей.
На 7-м год жизни ребенка можно привлекать к стирке носовых платков, лент, мешочка для физкультурной формы.
В этой группе важную роль продолжает
играть хозяйственно-бытовой труд (посильное
участие детей в уборке помещения
и участка), который теперь носит
более самостоятельный
В процессе труда необходимо продолжать воспитывать у детей умения самостоятельно планировать свою и общую работу, распределять обязанности, подбирать материалы и оборудование и бережно пользоваться ими, употреблять наиболее рациональные приемы работы, осуществлять самоконтроль.
В первые дни воспитатель помогает детям распределить обязанности в совместном труде, разъясняет им правила, на которых строятся отношения в коллективе: прежде чем начать работу, договорись с товарищами; если у кого-то что-то не получается, помоги: если тебе трудно выполнить работу, попроси помощи; не мешай товарищам.
Когда дети научатся трудиться вместе слаженно, дружно, следует поручать им организовывать работу самостоятельно; для них должен стать привычным еженедельный коллективный труд по уборке групповой комнаты. Педагог заранее обсуждает вместе с воспитанниками, кто каким видом труда и в какой последовательности будет заниматься, как лучше распределить обязанности между подгруппами.
В совместном труде могут
участвовать все дети. В некоторых
случаях целесообразно
Можно перед началом общей
работы организовывать беседы, в процессе
которых воспитатель
Очень важно привлекать детей к оценке своей собственной деятельности и деятельности товарищей. Так, воспитатель может провести беседу о проделанной работе, о ее результатах и качестве, о том, как распределялись обязанности. Это способствует установлению правильных взаимоотношений между детьми, развитию умения вырабатывать коллективное мнение. Иногда дети выражают слишком резкие суждения о своих сверстниках. Поэтому в ходе беседы педагог должен обращать внимание воспитанников на любые, пусть даже очень незначительные успехи детей, чаще других подвергающихся критике.
В подготовительной к школе группе используется такая форма организации труда, как поручения, рассчитанные на длительный срок (1 - 2 недели). Например, 2-3 детям можно поручить следить за порядком в уголке книги.
Учить детей организовывать
свою деятельность можно с помощью
различных заданий. Например, педагог
обращается к группе со словами: "Сегодня
мы будем мыть ноги на участке. Подумайте,
как нам это лучше сделать
и как подготовить все
У некоторых детей на 7-м год жизни пропадает интерес к бытовому труду. Чтобы этого не происходило, надо учить ребенка во всякий труд, даже если он скучный и неинтересный, вносить элементы творчества, используя пример детей, с любовью выполняющих работу. Например, воспитатель говорит: "Посмотрите, дети, как сегодня необычно, по-новому расставила Леночка игрушки на полках. А вот Андрюша придумал более удобный способ хранения тазов и ведер в хозяйственном шкафу".
Некоторые поручения могут быть коллективными. Например, завхоз поручает группе детей из 6-7 человек пришить петельки к новым полотенцам, воспитатель просит 4 детей полить песочный дворик сегодня, а завтра с утра взрыхлить песок и т.п.
В подготовительной к школе группе меняются методы руководства трудовой деятельностью воспитанников. Перед началом работы педагог задает ребенку вопросы, побуждающие его продумать, как он будет выполнять поручение ("Расскажи, как ты будешь выполнять задание? Что ты будешь делать сначала? Почему ты так будешь делать?" И т.п.). Это способствует развитию у детей самостоятельности, инициативы, заставляет активно использовать имеющийся опыт.
Информация о работе Поручение и дежурства как формы организации труда детей